Фото: img.freepik.com

Учителя уже и так хватало проблем, как появился ещё и моббинг. Точнее, термин новый, а суть – травля – вроде бы всегда была. Кто-то полноват, кто-то себя всезнайкой выставляет, у Кати Петровой родители не очень богатые, а у Саши Веселова, по мнению одноклассников, «не всё дома», потому что он замкнутый.

Родители полагают, что необходимо принять меры по отношению к учителю. Учителя справедливо указывают на то, что воспитание — обязанность родителей, и школа, как институт образования, вместе с учителями выступает лишь помощником в этом деле. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ (проект «РЫБАКОВ Фонда») предлагал бы найти для непоседливых хулиганов наставника. Человека, который не перекладывает ответственность ни на родителей, ни на учителей, но попытается выяснить причину агрессивного поведения подростка-агрессора и научит давать отпор и защищаться психологически подростку-жертве.

Почему мы решили обсудить это именно сегодня?

Такие ситуации требуют срочного решения. Дети могут быть жестоки, я сама знаю об этом из личного опыта. Худая внешность и отличная учеба — причина стать жертвой. Быть может, если бы был учитель или наставник, который научил меня вести себя правильно, или родители-психологи, всё сложилось бы иначе. Мы с родителями решили проблему следующим образом: поступили в лучшую школу. А до этого… дралась и страдала.

Важно отметить, что моббинг не ограничивается отношениями между учениками. Проблема может возникать между учеником и учителем или наоборот. Если вы столкнулись с таким случаем, оставьте комментарий, обсудим его.

Моби́нґ в подростковом возрасте приобретает острую форму. В отечественных и иностранных школах современности свое влияние могут оказывать дети-иммигранты и проблема социального неравенства.

Государство, школа и родители занимаются детьми. Но дети не заботятся друг о друге и о себе. В любом учебном заведении есть свои порядки. Лучше не трогать Олю – у неё брат в старшем классе, который даст понять, что сестру лучше не обижать. Нельзя проходить мимо Миши с улыбкой – он решит, что над ним смеются, и тогда тычок гарантирован. Лучше держаться подальше от Кости на химии, так как можно получить ожог, если у него будет излишне хорошее настроение.

Это не редкость. Старшие традиционно причиняли вред младшим: лишали завтраков, рвали тетради, воровали вещи. Часто группа учеников преследует тех, кто выделяется: умственностью или активностью. Все зависит от атмосферы в самой школе.

Терминология

Моббинг — вид психологического насилия, при котором человека противопоставляют другим по его внешним особенностям, поведению, одежде и образам мышления.

Явление зиждется на насилии, с помощью которого один ученик добивается (или рассчитывает добиться) преимущества над другим.

Моббинг бывает рациональным и иррациональным

Целенаправленное насилие — это осознанное действие, которое учащийся предпринимает для получения нового социального статуса или изменения своего положения в среде сверстников.

Сережу Козлова признают недостаточно сильным. Ему ничто более подходящее не приходит в голову, как травля тех, кто ещё слабее. Нашему наставнику Игорю из Ивантеевки и ежедневным тренировкам этому Сереже следовало бы!

Иррациональный моббинг основан на случайных, неуправляемых действиях, иногда даже самой жертвы. Например, кто-то совершает ошибку по физике и произносит неправильный ответ вслух с полной уверенностью. В итоге весь класс будет дразнить ученика и просить показать язык.

Причины и формы моббинга

Мы уже упомянули это несколько раз, но всегда полезно систематизировать. Прежде чем учитель позвонит родителям (или родителям – позвонить родителям обидчика), лучше разобраться с причинами происходящего в классе. Вдруг виноваты не только дети?

Формы

• издевательства (психологические – бойкот);
• придирки;
• насмешки;
• издевательства (физические – драки);
• шантаж;
• доносы (или ябедничество);
• воровство;
• ложь.

Психологи обратили внимание на моббинг в 70-80 годы прошлого века. Нужно упомянуть Х. Леймана, гения организационной психологии, который выделил более 45 причин моббинга в школьной среде.

Допускание насилия и унижения над учениками, которые выделяются из толпы.

Недостаток понимания и сочувствия к проблемам адаптации новых учеников в классе.


Несоответствие уровня стремлений и результатов руководителей с их поведением в отношении одноклассников, которое проявляется как насмешка.


Неправильное общение педагогов с подростками, зачастую сводящееся к манипуляциям.


В классе царит негативная психологическая обстановка, если доминирует один компонент взаимодействия — обычно эмоциональный, в то время как отсутствует сбалансированное взаимодействие интеллектуального, поведенческого и эмоционального элементов.


Отсутствие связи с родителями у подростков, которые мало ходят в школу и не принимают участия вместе со сверстниками в дополнительных мероприятиях.


Учитель проявляет благосклонность к некоторым ученикам, а достижения остальных либо открыто, либо косвенно упускаются из внимания.

• субъективизм педагогов.

Причины психологических и поведенческих отклонений могут быть связаны как с родителями, так и с неквалифицированными педагогами. Из-за этого в жизни ребенка может появиться наставник, у которого нет допуска к учебной деятельности и возможности оценивать человека по оценкам. Более подробно о роли наставника можно узнать от педагогов и психологов, которые применяют данный институт на практике. GlobalMentori – первой в России всероссийской конференции по наставничеству.

Но что же делать самому учителю?

Как остановить всякие формы буллинга и унижения?

Бывает желание просто сказать непорядочному человеку, что плохо поступает с Олей, ведь это унизительно для взрослого. Но как оценить опасность и что если хулиган пожалуется родителям? В итоге приходится сдерживаться и следовать правилам.

Внимательно изучите своих воспитанников, обращая внимание на их неповторимые черты.

В перерывах краткое внимание уделите поведению учеников. При наличии явных проблем в классе следите пристально, чтобы успеть вмешаться своевременно.


Правила поведения – ваш помощник. Равны для всех и за их исполнением следят старосты, дежурные, классный руководитель – в зависимости от системы вашей школы.


Обсуждая поступки человека, причинившего боль, коснитесь также тех, кто бездействовал и оставался в стороне. Безразличие — тревожный знак.


В сложных ситуациях обратитесь к школьному психологу или в детскую группу участковых. Информация о правах несовершеннолетних полезна современным детям, поскольку ученик-жертва может подать иск о компенсации ущерба из-за клеветы или притеснения.


С родителями поддерживайте связь, современные мессенджеры упрощают это.


Избегайте создания фаворитов и старайтесь сами не начинать травлю.


Обратитесь к классному руководителю с просьбой обсудить тему буллинга на одном из классных часов, при этом используя для иллюстрации фильм «Чучело».


В трудной ситуации предложите ребенку и родителям перейти в другое учебное заведение.

Молчаливое отношение к буллингу не лишено опасности, поскольку это явление затрагивает не только подростковый возраст. Буллинг оказывает негативное воздействие на социальную и психологическую адаптацию молодых людей.