
Изображения: АГН Москва / Рис.: Юлия Замжицкая
Логопед Оксана Позднякова делится причинами, по которым никакая другая профессия не приносила ей такого же удовлетворения, и объясняет, почему её дочь называет ее волшебницей.
Я – учитель-логопед. Это профессия ответственная и нелёгкая, потому что педагог не только исправляет речь ребёнка, но и даёт ему уверенность в своих возможностях.
Чистая, правильная, грамотная речь — одно из главных условий полноценного развития ребёнка. Подростки всё чаще начинают стесняться нарушений речи, а развитие всех сторон речевой деятельности замедляется. Речевые дефекты оказывают негативное влияние и на их психическое развитие.
Рассекаясь по удаленным частям Заполярья за мужем-военнослужащим, не всегда имела возможность трудиться по специальности. Вернувшись к педагогической деятельности, ощутила важность и правильность выбора профессии в юности. Другие специальности, осваиваемые во время переездов, не приносили такого морального удовлетворения и счастья. Любые трудности и разочарования отступают при виде живого отклика, искренней заинтересованности и радости от совместной работы и общения у учеников.
Возвращение ко мне профессии не было простым. Пришлось изучать ИКТ, разбираться в современных требованиях к образованию, стандартам.
Это самосовершенствование, повышение квалификации, беспрерывный личностный рост в моей жизни продолжается и сейчас. Недаром К. Д. Ушинский говорил:
Бесконечно создавать, испытывать, улучшать и развиваться — такой путь ждет учителя всю жизнь.
Многие воспитанники испытывают трудности в речи, которые сопровождаются нарушениями высших психических функций, а артикуляционная моторика сочетается с недостаточным развитием общей и мелкой моторики. По этой причине я провожу комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающую дыхательную гимнастику, логоритмику, артикуляционные игры, пальчиковые игры, биоэнергопластику и су-джок терапию. Детям нравятся логопедические игры с водой, степ-платформами и большими мячами, интерактивная песочница и мультстудия. Даже имеющиеся речевые нарушения не мешают работать над озвучкой мультфильмов — ребята с таким рвением вовлекаются в создание маленьких сюжетов и сказок.
Хотя в группе достаточно развивающей среды, мне нравится делать собственные игры и пособия, искать новые пути в работе. Например, я создала интерактивные презентации для подготовки к обучению грамоте и развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Презентации пользуются успехом не только у детей с речевыми нарушениями, но и в общеразвивающих группах. Родители используют их дома для закрепления материала.
Неустойчивость внимания и неусидчивость воспитанников, возможно, связанные с СДВГ, побудили меня разработать многофункциональные игровые пособия для подвижных игр на полу. Эти пособия позволяют детям выполнять задания, двигаясь, вместо традиционных упражнений за столом. Ребята охотно шагают по следам выдуманных животных, играют с большими «чудо-кубиками», ищут нужные картинки, танцуют и одновременно составляют рассказы, проговаривают чистоговорки и скороговорки, решают примеры и задачки – всё это в движении!
Создавать, исследовать и применять новые технологии, брать пример с передовых специалистов и предоставлять воспитанникам лучшие из этих достижений, научить их быть творческими, независимыми и любознательными — таково, по моему убеждению, назначение и ценность работы логопеда.
Моя дочь, составляя эссе о профессиях родителей, задавала много вопросов обо мне и сделала любопытное заключение.
— Мама, а ты ведь волшебница!
На мой вопрос, почему, дочь ответила:
— Ты делаешь из грубой речи красивую!
Процесс исправления произношения удивителен: вместо «суба» или «фуба» звучит «шуба». Или вот, долгожданный раскатистый Р-Р-Р-Р наконец получился.
В моей профессии порой сразу видно результат успешной работы.
Не всегда всё получается сразу. В своей работе я прививаю детям выдержку и терпение. Постепенно мы каждый день формируем новые умения и навыки. Но когда что-то удаётся — когда ребёнок «зарычал», «зашипел» или освоил сложное слово, — этот малыш счастлив и горд собой. Вот из таких маленьких побед и складывается работа логопеда.