
Содержание:
- О выборе профессии
- Молодой учитель в школе: трудности между мечтой и действительностью.
- О том, что поддерживает и вдохновляет
- Об учениках
- Советы молодым учителям в школе.
Мария Баянова трудилась редактором, но решила стать школьным учителем. О том, что послужило этому решением, какие трудности возникли на пути к новой профессии и что больше всего нравится в учительской работе — рассказывает сама Мария, преподающая русский язык и литературу в школе № 1514 и ведущая Telegram-канал о педагогике «». Милые безделицы».
О выборе профессии
Литература всегда была мне интересна, поэтому я пошла учиться на филолога. Работу в школе не хотела, хотя во время учёбы нас туда приглашали. В голове всё время звучала мысль: «В школу идти? Вы вообще видели, что там происходит?» Хотелось бы работать в медиа или книжном бизнесе.
После окончания университета работала редактором, но это занятие не привлекло меня. Чтобы чем-то себя занимать, начала заниматься репетиторством: люблю литературу, могу об обсудить книги и одновременно помочь с подготовкой к экзаменам — прекрасно!
Два года я работала репетитором, но потом поняла, что хочу большего. Разговоры с одним учеником онлайн мне уже не казались достаточными. Хотелось больше детей — шумных и полных энергии. Тогда решила попробовать себя в роли обычного учителя.
Приняла решение учиться в обычной школе подмосковного района с неблагополучной обстановкой. Не уделяют внимания молодым преподавателям. Предложила себе: если выдержу год, то это будет моим местом.
Первая осень была трудной: после шести-семи уроков я возвращалась домой без сил. В школе поддержки не оказывалось, приходила, плакала, делилась с мамой о страданиях и беспомощности. К Новому году привыкла и поняла, что со школой предстоит долгое совместное путешествие.
В мае приняла решение подавать документы в педагогический институт для получения дополнительных инструментов и знаний о детской психологии. Сейчас учусь на очной магистратуре, продолжая работать.
Вызовы молодому учителю в образовательном учреждении.
Не осознавала, насколько физически трудна работа учителя. Похоже, 4-5 уроков в день — это мало. Нужно быть постоянно на ногах и эмоционально вовлеченным. Когда сама училась, не замечала, сколько усилий прилагают педагоги.
Меня поразило в первой школе, что коллеги без стеснения обсуждали учеников. Не всё позволено говорить. Как существует врачебная тайна, так и есть педагогическая.
Общение с родителями не всегда бывает лёгким. С этим сталкиваюсь регулярно, даже будучи ещё не классным руководителем. Например, сложно, когда обвиняют в неправильной оценке по их мнению. При разбирательстве вижу, что им нужен результат, а не ребёнок. Это печально. Оценку мне не жалко, но что дальше? В взрослой жизни всё сложнее.
Бывает грустно наблюдать, когда взрослые наносят вред ребенку, но никак не помочь. Разговаривать с малышом тайно от родителей – словно идти по хрупкой ледяной поверхности.
Создание безопасной и приемлемой атмосферы в классе — самое существенное и трудное.
Первый год я чувствовала, будто дети относятся ко мне лучше взрослых. При моём приходе говорили: «У нас такие не задерживаются». Мне кажется, молодого специалиста часто смотрят снисходительно, особенно если коллектив старший. Однако я не хочу винить коллег, поскольку виноваты не они, а система, которая налажена на разобщение и расчеловечивание.
Педагогам предъявляют много требований, однако у них мало прав и средств. Придя с добрыми намерениями и работая ради идеи, их постепенно извращают, превращая в тех, кто детям вредит больше, чем приносит пользу.
В столичной гимназии я тружусь и общаюсь с коллегами — настоящими профессионалами, сохранившими свою индивидуальность. Однако не теряю из виду ситуацию в других образовательных учреждениях страны. Увы, мне кажется, что во многих школах России положение аналогичное.
О том, что поддерживает и вдохновляет
Дети, говорящие «спасибо», приносят большую радость. Из первой школы до сих пор получаю письма и поздравления с праздниками. В свой последний рабочий день пятый класс пригласил меня на выпускной в девятом — жду этого события.
Вдохновляет меня тайное волшебство работы учителя: прикоснуться к чужим мыслям. Урок – пульсирующий процесс, где любопытно видеть, как ребенок размышляет, изучает мир и свое место в нем. И я могу стать частью этого действа.
Меня всегда удивляет утверждение о том, что профессия учителя скучная: «Вы всё время следуете одной программе». Ведь когда задействованы люди, то каждый день происходит столкновение и переплетение тысяч миров.
Об учениках
В настоящее время моя деятельность связана с учениками 7–8 классов. Полагаю, нынешние подростки более самосознательные и взвешенные, нежели мы в их возрасте.
Детство у них короче, поскольку у них факультативы, кружки, обучение шесть дней в неделю до 16–17 часов. С восьмого класса дети часто выбирают профиль и готовятся к поступлению в вуз. Поступление становится все сложнее с каждым годом. Родителям с ограниченным бюджетом приходится много работать, чтобы дети хорошо сдали ЕГЭ.
Рассказывают, что учителя стареют медленнее, ведь окружены энергией юности. Это ощущаю и я. У меня есть шанс немного проживать другую жизнь и смотреть на мир глазами нынешних подростков.
Советы молодым учителям в начальной школе.
Важно верить в себя. У меня всегда была мысль: если урок проходит по плану — это плохо. Он не предполагает импровизации, значит, ничего нового на нем не возникает. Старшие коллеги говорили мне обратное: должны быть предметные и метапредметные результаты, цели, актуализация, введение и так далее. Все четко структурировано.
Иногда в онлайн-планах уроков даже ответы учеников фиксируют. Все эти этапы важны, но мне нравится получать ответы без предварительной подготовки.
Рада удивлениям учеников: когда на литературе они делятся актуальными для них мыслями о произведении, а не теми, что указаны в КТП.
В первый год работы лучше отказаться от классного руководства. Сначала нужно получить опыт, понять, что такое работа с детьми. На собеседованиях часто не хотели брать меня, если я не соглашалась быть классным руководителем. Казалось, воспринимали меня как ресурс, готовые возложить ответственность, зная, что у меня нет опыта работы в школе.
Из-за этого рекомендуется не брать более 18 часов нагрузки и не вести больше четырех–пяти уроков за день. Даже если вы стремитесь получить большую зарплату, в итоге потеряете из-за больничных. Необходимо время на качественную подготовку к занятиям и отдых.
Посещение психолога может быть полезным. Неудобен одинокий разбор своих мыслей и постоянное сомнение в поступках и словах. Школа — источник конфликтов, поэтому лучше своевременно выносить их за пределы своей головы.
В итоге, уважаемые педагоги, хочу заявить о своей зависти к вашему труду. Наша профессия — одна из самых увлекательных на свете. Заботьтесь о себе и помните о важности ежедневного вклада.