
Эффективные педагоги уделяют внимание как заинтересованным учащимся, так и тем, кому изучение даётся сложнее. Представляем девять техник по внутренней и внешней мотивации, способствующих увеличению интереса учащихся к занятиям математикой.
Внешняя и внутренняя мотивация
Внешняя мотивация – это когда ученик получает вознаграждение за успехи в предмете не от учителя. Это может быть деньги от родителей за хорошую учёбу, уважение одноклассников, избегание «наказаний» за плохую успеваемость, похвала и так далее.
Внутренняя мотивация проявляется в желании ученика постигнуть тему, превзойти других или произвести положительное впечатление.
Внимательно изучите концепции мотивации, на них будут направлены наши техники.
Важно адаптировать эти техники под себя, чтобы применение выглядело естественным и не вызывало отторжения у обучающихся. Под каждой техникой приведены примеры для более подробного понимания.
Методы увеличения заинтересованности в математике во время занятий
Обратите внимание на пробелы в знаниях учеников. Обнаружив у ученика пробел в знаниях по определенной теме, мы стимулируем его стремление к новому. Для этого можно предложить несколько простых примеров, а затем — нестандартные, относящиеся к той же теме. Чем точнее будет обозначена «дыра» в его знаниях, тем сильнее побуждение к обучению.
2. Покажите последовательность достиженийЭта технология тесно связана с прежней.
Покажите учащимся логическую связь понятий между собой. В отличие от предыдущей, эта технология мотивирует ученика изучать смежные темы, а не сосредотачиваться на полном понимании только одной.
3. Обнаружение образцаПредложите учащимся задачу: найти сумму чисел от 1 до 100, используя нестандартный подход.
4. Бросьте ученикам интеллектуальный вызовДети встречают такие вызовы с энтузиазмом. Важно правильно подобрать вызов: пример должен соответствовать теме урока и быть доступен ученикам. Вызов не должен отвлекать от занятия, а плавно вести к нему.
5. Показывайте математические фокусыМатематика полна примеров, нарушающих здравый смысл. Такие примеры привлекают внимание к математическим задачам. Например, чтобы заинтересовать детей теорией вероятностей, обсудите с ними Парадокс дней рождения: в группе из 23 человек или более вероятность совпадения дня рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%. Необычный результат парадокса удивит учеников.
6. Покажите пользу от знания темыВ начале урока продемонстрируйте практическое применение новых знаний. Например, на уроке геометрии попросите ученика измерить диаметр тарелки, зная площадь части, которая меньше полукруга. Примеры должны быть краткими и понятными, чтобы не отвлекать детей от основной темы занятия.
Внедряйте увлекательные математические задачи на занятиях. Развлечения включают паззлы, игры, парадоксы или математические задачи, размещённые в помещениях школы и ближайших зданиях. Игры должны быть простыми и краткими. Такая техника быстро вовлекает учеников в занятия по математике. Важно следить за эффектом от игр – веселье не должно мешать уроку.
8. Расскажите интересную историю о математикеИстории об исторических достижениях, например, о том, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 до 100 за минуту в возрасте десяти лет в 1787 году, отлично мотивируют учеников. Важно уделить истории достаточное время, чтобы она оказала желаемый эффект.
Поделитесь с учащимися занимательными математическими фактами. Эффективной методикой мотивации школьников является запрос их мнения о интересных математических фактах, например, «сумма цифр числа, делящаяся на девять, указывает на делимость самого числа на девять».
Преподаватели математики должны разбираться в мотивации своих учащихся в данное время. Такая информация позволяет им повысить заинтересованность учеников предметом и сделать процесс обучения более эффективным.
Оригинал статьи.
Перевод: Мой университет.