
Содержание:
- Что такое сленг и его роль в языке
- Рассмотрим доводы в пользу и против использования сленга педагогом
- Как правильно использовать сленг на уроках
- В образовательном процессе сленг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В некоторых ситуациях он способствует установлению контакта между преподавателем и студентами, создавая более неформальную и доверительную атмосферу. Однако, чрезмерное или неуместное использование сленга может привести к снижению авторитета преподавателя, затруднить понимание материала и создать впечатление непрофессионализма
Педагог способствует развитию языковой культуры учащихся, которые нередко выбирают сленг вместо литературной нормы русского языка. Учителю необходимо поддерживать связь с учениками, при этом устанавливая определенные рамки. В данной статье мы рассмотрим роль сленга, его положительные и отрицательные стороны в образовательной среде.
Что такое сленг и его роль в языке
Сленг – один из наиболее быстро меняющихся компонентов языка. Эти слова и выражения характерны для определенных социальных групп, например, для молодежи. Они отражают особенности культуры и взгляды говорящих. Подростки свободно используют такие понятия, как «кринж» или «рофл», что становится неотъемлемой частью их мира, включая школьную среду. Рассмотрим несколько распространенных примеров.
Слово |
Значение |
Изи |
Легко |
Краш |
Человек, который нравится |
Вайб |
Атмосфера, ощущение |
Чилить |
Отдыхать, бездельничать |
Кринж |
То, что вызывает отвращение или стыд |
Хайп |
Ажиотаж, шумиха |
Часто высказывается мнение о том, что данный стиль речи негативно влияет на русский язык и искажает его. Однако ситуация не столь проста, поскольку сленг выполняет определенные задачи и обладает рядом функций:
Показать принадлежность к группе. Сленг можно рассматривать как показатель принадлежности к определенной социальной группе. Он позволяет продемонстрировать, что человек разделяет общие ценности и без труда понимает окружающих.
Усилить эмоциональную окраску. Сленг, в отличие от нейтральной лексики, обычно более экспрессивно передаёт эмоции. Так, вместо фразы «мне очень нравится» можно услышать «я тащусь».
Обозначить противоположную позицию. Это подразумевает отказ от принятых в обществе правил и убеждений. Использование сленга даёт возможность дистанцироваться от популярной культуры, заявить о своей индивидуальности и продемонстрировать независимость.
Выразить кратко мысль. Сленг позволяет заменять громоздкие и сложные выражения на более краткие и доступные. Так, вместо фразы «это было очень смешно» подросток может сказать «ору», что будет понятно его ровесникам.
Показать языковую креативность. Подростки нередко применяют разговорные метафоры, чтобы наделять слова новыми значениями. Кроме того, многие сленговые выражения создаются на основе иронии и юмора. Это привносит в речь живость и делает ее более привлекательной.
Использование сленга позволяет школьникам ощущать свою принадлежность к определенной группе, выражать чувства и общаться на понятном им языке. Однако излишняя тяга к неформальной лексике может обеднить словарный запас и создать проблемы в общении с людьми, которые не владеют такой речью.
Использование сленга преподавателем: доводы в пользу и против
Педагоги в школе нередко испытывают трудности в установлении взаимопонимания с учениками и пытаются найти подход к ним, используя сленг. В результате они начинают употреблять подобные слова во время урока или в непринужденной беседе на перемене.
Чтобы определить, уместно ли педагогу подобное высказывание и существует ли такая потребность, редакция «Педсовета» обратилась к подписчикам своего Telegram-канала, где представлено большое количество учителей.
Не все полагают, что использование разговорной лексики необходимо для общения с детьми на равных. С одной стороны, это может облегчить взаимодействие, но с другой – педагог рискует утратить свой авторитет и перестать восприниматься как профессионал.
Респонденты считают, что полностью исключать сленг не следует. В уместных обстоятельствах его использование может быть уместным. Тем не менее, не стоит использовать его бездумно, так как это может непреднамеренно задеть чувства собеседника или привести к неловкости.
Третья по распространенности точка зрения более жесткая. Пользователи считают, что на уроке неуместно использовать сленг. Педагог должен подавать пример и направлять учеников, а не пытаться копировать их речь. Однако существует мнение, что это допустимо во время внеурочных мероприятий.
Необходимо учитывать, в каких классах учитель применяет сленг или только рассматривает такую возможность. Речь пятиклассников характеризуется хаотичностью и нуждается в управлении со стороны учителя во время уроков. Старшеклассники занимают иную позицию. У этих учеников уже сформирован достаточный словарный запас и они знакомы с общепринятыми нормами, поэтому небольшое использование сленга учителем не окажет негативного влияния на их словарный запас и может способствовать более эффективному общению.
Преподаватель способен оказать поддержку во время подготовки к экзаменам, и непосредственное общение будет более эффективным, чем стандартные методы. Кроме того, старшеклассникам свойственна способность легко адаптироваться к различным стилям речи и выбирать оптимальный вариант для конкретной ситуации.
Каждый преподаватель самостоятельно определяет свой подход к работе. Это обусловлено его должностными обязанностями и учебными группами, которые он курирует. Обобщенные аргументы представлены в таблице:
✅ За сленг |
❌ Против сленга |
Установить контакт с учениками При правильном и умеренном использовании это может способствовать созданию более расслабленной обстановки и продемонстрировать, что преподаватель разбирается в современных тенденциях» |
Потерять авторитет Иногда подобные слова, произносимые учителем, кажутся смешными и неуместными. Это может привести к тому, что учителя перестанут воспринимать всерьез, что негативно сказывается на качестве преподавания и поддержании дисциплины |
Повысить вовлеченность и интерес Сленг способен сделать объяснения более доступными, запоминающимися и увлекательными |
Снизить языковую культуру Несмотря на то, что не все дети используют сленг, если учитель прибегает к нему, многие начинают повторять за ним. Это может негативно сказаться на их словарном запасе и упростить речь |
Показать изменения в языке Сленг – это постоянно меняющийся и развивающийся язык. На уроке русского языка можно рассмотреть это явление на конкретных примерах, организовать дискуссию и выполнить проект |
Спровоцировать жалобы родителей Использование сленга педагогом в разговоре с учениками может создать впечатление, что школа не уделяет должного внимания развитию у детей грамотной речи |
Как правильно использовать сленг на уроках
Чтобы установить контакт с учениками и сделать речь более непринужденной, учителю важно учитывать обстановку и конкретную ситуацию. Предлагаем несколько советов, которые помогут предотвратить неловкие моменты.
Будьте в курсе тенденций. Чтобы не казаться нелепым, важно соответствовать современным тенденциям. Необходимо отслеживать изменения в разговорной речи и избегать использования слов и выражений, вышедших из употребления.
Подробнее
Определите цель. Определите, для чего вам необходим сленг в рамках конкретного урока. Возможно, он поможет более доступно объяснить материал или установить контакт с учениками. В противном случае, его использование будет лишено смысла и может оказаться контрпродуктивным.
Соблюдайте меру. Использование сленга допустимо только в тех случаях, когда это оправдано. Чрезмерное употребление выглядит нелепо и может привести к тому, что ученики перестанут воспринимать предмет и преподавателя всерьез.
Подбирайте нейтральные выражения. При написании текстов необходимо избегать нецензурной лексики и оскорблений. Сленг должен быть уместен и не задеть чувства учащихся или нарушить этические принципы.
Оценивайте результат. Оцените влияние использования сленга на занятиях. В случае, если это не оказывает положительного эффекта, стоит отказаться от такой методики.
Учитывайте аудиторию. Это обусловлено значительной разницей между уровнем начального образования и старшей школы. Материалы и методы, подходящие для старшеклассников, могут оказаться неэффективными или неуместными для учащихся младших классов.
Иногда я позволяю себе использовать сленг на уроках, но только в старших классах, в основном в 10-11. Конечно, все зависит от конкретной ситуации и контекста. Подростки в этом возрасте более зрелые и осознанные, поэтому стараюсь общаться с ними на равных, чтобы установить более тесный контакт.
Я убежден, что академический стиль речи важен, поскольку преподаватель, являясь образцом для подражания, помогает ученикам приобрести навык четкого и грамотного выражения мыслей как в устной, так и в письменной речи.
В образовательной среде сленг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние
Чтобы понять, как сленг функционирует в образовательной среде, полезно рассмотреть конкретные примеры и увидеть, какую роль он может играть. Ниже представлены несколько ситуаций, иллюстрирующих положительные аспекты и помогающих избежать типичных ошибок.
✅ Сленг помогает |
❌ Сленг мешает |
На уроке информатики преподаватель разъясняет тему, иллюстрируя её примером лайфхаки, чтобы создать программу. Это знакомая многим аналогия, которая позволяет ребятам с большим интересом искать решение |
Педагог может спровоцировать комичную ситуацию, когда в речи используется слишком много разговорных выражений. Например, «не парьтесь, контрольная будет изи, я не прикалываюсь». Ученики не будут относиться к работе серьезно и утратят уважение |
В тексте попадается словосочетание «fake news». Педагог акцентирует внимание на первом слове и просит учащихся вспомнить другие неформальные слова, заимствованные из английского |
Школьница решает задачу у доски, и педагог замечает несколько ошибок, стремясь при этом сгладить неловкую ситуацию. Он не вполне уверен в правильном ответе, но отмечает, что это, безусловно, интересный подход кринж, то есть стыд. Вероятно, ребенок расстроится и воспримет это как агрессию |
Ученики читают рассказ, в котором главный герой выражает свои переживания. Чтобы сделать урок литературы более интересным, педагог может предложить им оригинальное задание: подобрать актуальные выражения, которые использовал бы персонаж, если бы он жил в наше время, и найти им соответствия. Так, например, фразу из книги «Бедная Лиза» можно представить так: |
На уроке прозвучала инструкция: кто завершит работу первым, может уйти «чилить». Если ребенок не усвоил материал, ему придется остаться на повторный курс. Это может спровоцировать насмешливые комментарии со стороны сверстников |
Учитель истории может сказать: «В те времена это было настоящим комьюнити, все друг друга поддерживали». Это позволит установить соответствия между прошлыми событиями и текущей общественной ситуацией |
На уроке труда преподаватель предупредил, что небрежная работа не будет принята лажа. Это демонстрирует неуважение к работе. В подобных условиях сленг снижает мотивацию и обесценивает полученные результаты, независимо от их качества |
Подобрать оптимальный подход к использованию сленга в учебном процессе — сложная, но решаемая задача. При грамотном и осознанном применении, в уместных ситуациях, он способен сделать урок более интересным и стать эффективным инструментом.