
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Мужчин-воспитателей в детских садах встречается нечасто. исследованию В 2020 году в российских государственных садах воспитателями были 96,4 процента женщин. Причины такого положения вещей многочисленны: от стереотипов о том, что воспитание детей — это женская работа, а мужчина должен зарабатывать, до завышенных родительских страхов. Педагогический совет решил выяснить отношение к мужчинам-воспитателям у работников сада, родителей и психолога, а также узнать о жизни воспитателя из Санкт-Петербурга. Глебу Яхонтову.
Что думают родители
В 2019-м году педагогический университет Кракова организовал… опрос Проведение опроса среди родителей дошкольников показало, что около 70 процентов мам и пап не желают оставлять детей под присмотром мужчины-воспитателя. Всё новое вызывает подозрение, а родители часто усматривают в стремлении мужчин стать воспитателями скрытые мотивы.
Светлана, г. Санкт-Петербург, 36 лет, дочери 4 года:
Полагаю, мужчина обязан обеспечивать семью, а заработная плата воспитателя для этого, увы, недостаточна. Поэтому возникает вопрос: зачем ему эта работа? Первое, что приходит в голову, — это, к сожалению, насилие.
Лиза, г. Санкт-Петербург, 34 года, дочери 1 год:
Из-за опасений по поводу педофилии в европейских странах даже запрещают Санта-Клаусу сажать детей на колени для фотографий в торговых центрах. Не говоря уже о том, чтобы оставлять ребёнка на целый день с незнакомым мужчиной.
Родители, имевшие опыт общения с мужчинами-воспитателями или придерживающиеся прогрессивных взглядов, чаще всего доверяют им. В ходе опроса Педсовета родителей разного возраста на вопрос «Доверили бы вы своего ребенка мужчине-воспитателю?» получены следующие ответы:
Алина, г. Санкт-Петербург, 36 лет, сыну 1 год:
Значение пола педагога меньше важно, чем его личные качества и стремление работать с детьми. Часто встречаются мужчины, хорошо общающиеся с ними. К примеру, директор Музея кочевой культуры в Москве отлично ладит с детьми, умопомрачительные интерактивные лекции проводит.
Анастасия, г. Тихвин, 30 лет, дочери 6 лет:
Прежде чем довериться кому-то, хотелось бы поговорить и узнать о нём больше. Также заинтересовало бы мнение родителей детей, которых этот человек уже занимал.
Фёдор, г. Ульяновск, 27 лет, сыну 3 месяца:
Желательно, чтобы воспитателем была женщина, у неё изначально присутствует материнское чуткость. Мужчина на такой должности может вызвать беспокойство, но отсутствие альтернативы вынудит принять его. Однако буду внимателен к ситуации.
Что думают работники сада
Редкость мужского присутствия в детских садах вызывает у руководителей сомнения: как мужчины справятся с задачами и будет ли это безопасно.
Руководитель сада «Желтый ручеек», город Санкт-Петербург. Зинаида Петрова В саду изначально рассматривали мужчин только на должности охранников, завхозов или уборщиков. Однажды в сад пришел наниматься мужчина средних лет по имени Валера. Его заинтересовала работа в охране. Физическая подготовка и телосложение были соответствующими, за плечами — армия, образ дополняла безукоризненная вежливость, поэтому его без раздумий взяли.
Большую часть времени садику ничего не грозило, и Валере становилось скучно сидеть. Тогда Валерий обходил «владения» по периметру — и разминка, и польза. В процессе мог обратиться к кому-то из мальчишек: «Ну что, как обстановка по нашей стороне фронта?». И ребенок ему со всей ответственностью заявлял: «Сегодня все в порядке!» — а затем бежал на «смотровой пункт» на лазалке, чтобы следить, не угрожает ли родному саду.
Появилась традиция: ребята ждали ежедневного обхода охранника с самого утра, он стал для них настоящим праздником. Дети называли Валеру «Генералиссимусом ВДВ» и каждый день мечтали получить очередное «особо важное задание».
С приходом Валеры в сад прошло уже десять лет, а дети его по-прежнему обожают. Хотя это другое поколение, «войнушки» их не интересуют, с «генералиссимусом ВДВ» малыши всегда счастливы поболтать. У ребят улучшилась дисциплина, они стали сплоченнее. Сейчас думаю, что неважно — женщина или мужчина. Главное — чтобы человек любил то, чем занимается, и понимал всю ответственность за детей, — говорит заведующая.
На форуме воспитателей В социальной сети ВКонтакте обзоры мужчин, работающих в детских садах, преимущественно положительные.
Елена Улитина:
В моей практике был воспитатель мужчина. Играл с мальчиками в «войнушку» на прогулке, с девочками катал коляски, дети его обожали! Есть женщины-сварщики, почему не может быть мужчин-воспитателей? Я такое только одобряю и приветствую.
Ксения Рыбаченко:
Есть мнение, будто «мужчина — до старости ребенок». В его позитивной части я согласен. В плане того, как мужчина может самозабвенно и от души играть, радовать этим детей, а на детские проблемы смотреть «детскими глазами» с пониманием…
Что думает психолог
Детский психолог Татьяна Ефимова Взаимосвязь беспокойств родителей и принятых практик в детском воспитании, особенно в раннем возрасте.
Воспитание малышей считается делом, присущим женщинам, о чём думают как мужчины, так и женщины. Избавиться от этих традиций не получится, поскольку
традиции влияют на общественное мнение.
Психолог советует уделять больше внимания не стереотипам, а… психологических чертах «безопасного» воспитателя, таких как:
- открытость в общении с детьми;
- искреннее желание и умение их обучать;
- навык грамотной коммуникации с родителями;
- творческий подход к деятельности;
- стрессоустойчивость.
Татьяна подчеркивает, что мужчине отводится особая роль в воспитании детей обоего пола.
В раннем детстве малыши создают разные модели поведения между собой, с представителями своего пола и противоположного. Наличие мужчины-воспитателя имеет особенное значение, учитывая, что некоторые дети вырастают без отцов или отцы очень много времени проводят на работе.
Структурированное общение в образовательном учреждении — полезный опыт. Оно помогает девочкам, воспитывавшимся без отцов, преодолеть страх общения с мужчинами в будущем. Парням служит примером для подражания.
Психолог полагает, что общество изменилось. Уже никого не удивляют женщины на высоких должностях, поэтому отношение к мужчинам-воспитателям кажется необычным.
Мужчины, выбирающие профессию воспитателя, осознавая её трудности и несовершенства, поступают по долгу службы. Так, педагоги-мужчины занимаются работой с малыми детьми в реабилитации и дефектологии.
Жизнеописание воспитателя из Санкт-Петербурга Глеба Яхонтова.
Глебу Яхонтову Возраст — 24 года, работает воспитателем в детском саду № 95 Выборгского района Санкт-Петербурга. Ранее занимал должность сторожа в том же учреждении, прошел службу в армии, год руководил детской театральной студией.
Глеб задумал стать учителем довольно рано.
Все случилось неожиданно. После девятого класса я ориентировался на личные интересы при выборе профессии, записал несколько специальностей, в том числе педагогическую. Посетил разные учреждения, больше всего мне понравился именно педагогический колледж. Основания для работы в педагогике всегда были. В юности одной из любимых игр была «учитель и ученик». Учить и воспитывать друзей, окружающих людей приходится и сейчас.
На работе ему не приходилось сталкиваться с открытым неприятием. Коллектив сада изначально встретил новичка в своих рядах приветливо. Растерянные взгляды родителей поначалу встречались. Причем, как ни странно, в основном от родителей из других групп. Родители детей из группы Глеба как-то сразу положительно отнеслись к идее, что присматривать за детьми будут и мужчина, и женщина (помощник воспитателя). Впрочем, и к скептикам Глеб относится нормально.
Отсутствие сильного общественного давления ощущаю я явно. Чаще всего людей мой выбор вызывает умиление или удивление, многих приятно шокирует. Однако всё же есть люди, верящие в стереотипы вроде „воспитание — исключительно женское дело“. Правда, никогда не высказывались по этому поводу напрямую.
Глеб совмещает работу воспитателем с учебой в Российском государственном институте сценический искусств. С воспитанниками он поставил спектакль «Кошкин дом». В детях Глеб видит самых беспристрастных критиков, которые ещё не научились врать и открыто выражают эмоции.
Воспитателем хорошо становиться будущему актеру, потому что дети улавливают любую фальшь. Не будь искренним с ними — сразу заметят, отношение изменится. Работа дает возможность примерять разные роли: скажем, волшебника. Дети не осудят, даже если ты шутишь.
Глеб не приемлет слишком фамильярного отношения с воспитанниками. Он считает, что на такой важной работе нужно быть проводником во взрослую жизнь, а не шуточным сверстником. Дети доверяют воспитателям, и те обязаны сделать все возможное, чтобы вместе с родителями вырастить из них настоящих людей.
Глеб полагает, что навыки, полученные во время работы воспитателем, будут полезны ему в будущем, когда у него появится своя семья.
Работа по воспитанию — это подготовка к роли отца с пониманием детской психологии и методов воспитания. В совершенном мире будущие родители должны пройти такой опыт до появления ребёнка.