
Содержание:
- Запрещенные методы воспитания
- Последствия применения запрещённых методов с точки зрения закона.
- Какие виды наказаний разрешены в детских садах?
- Выводы и рекомендации
Дети беспокоят, спорят, игнорируют указания, а в группе двадцать человек, какому-то каждому требуется индивидуальный подход. Воспитатель должен сохранять порядок, но строгие методы недопустимы: нельзя кричать, ставить в угол, угрожать или лишать прогулки.
Некоторые педагоги предпочитают строгий подход, однако встречают сопротивление. Другие стремятся договариваться, но нарушения правил продолжаются. Воспитатель из Санкт-Петербурга Яна Громова рассказала Педсовету о методах наказания в детском саду, которые недопустимы, их опасности и альтернативных способах коррекции поведения детей.
Запрещенные методы воспитания
Детский сад призван быть безопасным местом для ребенка. Воспитатель не должен использовать методы, причиняющие вред. Родители при выборе частного сада спрашивают у воспитателей о методах наказания детей. Если взгляды не совпадают, ребенок в это учреждение не отдается.
Категории запрещённых наказаний можно разделить на три группы.
- физическое наказание;
- психологическое насилие;
- изоляция и лишение базовых потребностей.
Все эти методы причиняют вред ребенку: дитя начинает бояться воспитателей, теряет доверие к взрослым, становится тревожным или агрессивным. В долгосрочной перспективе это может сказаться на поведении и развитии ребенка. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Физические наказания
Воспитатель не должен применять силу к ребенку: бить, шлепать, толкать, дергать за руку, щипать или трясти. Такие действия могут причинить физические и психологические травмы. Например, ребенок разлил воду, а педагог хлопает его по руке, чтобы показать недопустимость такого поступка. В результате малыш пугается, но не понимает своего проступка.
Физические наказания порождают страх и учат детей, что насилие допустимо. В результате дети подражают взрослым и начинают драться, избивать сверстников, применять силу в играх. Воспитателю необходимо разрешать конфликты без агрессии и боли.
Психологическое насилие
Нельзя использовать слова и действия, которые унижают, запугивают или вызывают сильный стресс по отношению к детям. Воспитатель не должен кричать, угрожать, стыдить или высмеивать.
- Достаточно ли ты поплакала? Остальные ребята больше не хотят терпеть твои истерики.
- Обрати внимание на поведение детей и твое собственное.
- Если продолжаешь капризничать, то вызову заведующую или позвоню родителям.
- С тобою мне труднее всего из всех детей.
- «Ты же уже большой, а ведешь себя, как маленький!»
- Такое поведение отпугнёт всех желающих быть твоими друзьями.
Подобные высказывания и действия разрушают доверие между ребёнком и взрослым. Дети могут замкнуться в себе или вести себя агрессивно. Воспитатель обязан поддерживать ребёнка и обучать его исправлять промахи, а не запугивать и унижать.
Изоляция и лишение базовых потребностей
Даже при нарушении правил ребенок нуждается в пище, воде, отдыхе и общении. Воспитатель не должен карать детей, лишать их еды, изолировать их или запрещать взаимодействие с другими.
Рассмотрим некорректные действия педагога на нескольких примерах.
- Ребёнок непослушный, и его воспитатель говорит: «На прогулку ты не придёшь, пока не извинишься». Ребенок остаётся один в группе во время прогулки остальных. Чувство одиночества, обиды и несправедливости накатывает на него. Вместо того чтобы признать свою गलку, возможно, начнёт злиться или уходить в себя.
- Дети отказываются кушать кашу, и педагог кричит: «Поели — только тогда можете отойти от стола». Стресс и физический дискомфорт ребенок может испытывать. Еда становится наказанием вместо естественного процесса, что может привести к проблемам с питанием в будущем: боязнь еды или ее отказ.
- Ребенок ведет себя плохо, а воспитатель сажает его в угол: «Постой здесь до тех пор, пока не успокоишься». Мальчик чувствует себя отвергнутым и бесполезным. Не понимает своих ошибок, но чувствует, будто наказан за проявленные эмоции. Это может привести к тому, что он прекратит открыто выражать свои чувства или начнет привлекать внимание более резкими действиями.
Отсутствие общения и недоступность основного для развития не дают ребенку усвоить нормы поведения, лишь порождают страх и боль. Воспитатель может разъяснить причину нежелательности поступка, однако не должен лишать ребенка необходимых ему вещей.
Последствия применения недопустимых методик в юридической сфере.
Наказание по запрещённым методам ущемляет права ребёнка. По ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Детям нужен защитник от насилия. Воспитатели обязаны заботиться о безопасности детей, уважать их и готовить для них комфортную среду в саду. Кто применяет насилие — физическое или психологическое, несет наказание.
Какие последствия ожидают учителя при использовании запрещенных методик?
- Дисциплинарные меры Возможные последствия: предупреждение, выговор или увольнение. Воспитателю может грозить выговор, если человек постоянно кричит на детей и игнорирует замечания руководителя.
- Административное наказание Если воспитатель ударил ребенка, но не причинил вреда здоровью, педагога все равно могут привлечь к ответственности. по статье 6.1.1 КоАП РФ «Побои»Такое поведение может повлечь за собой штрафные санкции, административный арест либо принудительные работы.
- Уголовная ответственность — если поступки педагога противоречат Уголовному кодексу Российской Федерации. Например, педагог использует физическую силу: толкает или трясет ребёнка. Родители обнаруживают синяки и обращаются в полицию, где возможно возбуждение уголовного дела. по статье 116 УК РФ «Побои» или Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение родительских обязанностей, сопровождающееся жестоким обращением с несовершеннолетним». .
Если родители уверены, что воспитатель использует ненадлежащие методы, могут обратиться к руководителю детского сада, в отдел образования или к прокурору.
Какие способы воздействия применяются в детском саду?
Воспитатель не должен наказывать ребёнка ни какими методами, вызывающими вред – физический или психологический. В группе должны быть ясные правила, способствующие обучению детей ответственности, уважению к окружающим, осознанию своих действий и безопасному проявлению эмоций.
Разрешенные способы корректировки поведения ребенка ориентированы не на наказание, а на воспитание.
- Поощрять доброе поведение.
- объяснять ребенку его ошибки;
- не реагировать на капризы и провокации;
- создавать безопасную и комфортную среду.
Важно, чтобы педагог применял эти методы с осознанием и принимал во внимание индивидуальные характеристики каждого ребенка.
Положительное подкрепление
Ребята с большей легкостью запоминают нормы поведения, когда взрослые обращают внимание на их положительные действия и одобряют их.
Слова одобрения — работают, если конкретные и искренние. Лучше не говорить общие фразы типа «Ты молодец!», а уточнять, за что именно ребенку дали похвалу: «Ты здорово помог другу, ему теперь легче».
Положительно, если подобную обратную связь ребенок получает при всех присутствующих. К примеру, вечером или перед обедом можно выделить несколько минут, когда все дети уже спокойно сидят. Воспитатель кратко отмечает поступки каждого: кто помог убрать игрушки, был вежлив, справился с заданием. Иногда можно предложить детям самим вспомнить, что хорошего сделал каждый — это способствует развитию внимания к поступкам и формирует доброжелательную атмосферу в группе.
Жесты поддержки Прикосновения могут быть полезны, но нужно уважать личные границы ребенка. Не все дети одинаково реагируют на прикосновения. Похлопывание по плечу или объятия допустимы, если ребенок сам не подает признаков неудобства, поэтому важно обращать внимание на его реакцию. Обычно многие дети с удовольствием дарят пять воспитателю.
Доверие и привлечение к важным делам Ребенок может помочь воспитателю накрыть стол, раздать материалы для занятия, стать «помощником дня». Это не приз, а признание усилий.
Похвала и поддержка должны быть искренними. Если ребёнок ощутит, что воспитатель обращает внимание лишь на его хорошие поступки, а не на него как личность, то может вести себя хорошо ради поощрения. Важно помочь ребёнку понять, что добрые и правильные поступки делают жизнь лучше ему самому и окружающим.
Разговор и объяснение
Мальчику или девочке не всегда понятно, как поступки вызывают негативные результаты. Объяснение «так нельзя» может быть недостаточным для понимания причин. Спокойная беседа поможет разобраться в ситуации и найти выход.
Как объяснять детям ошибки:
- Говорить спокойно и четко: «Пожалуйста, больше не делай этого».
- Показывать последствия: Если будешь бросать игрушки, кто-то может споткнуться о них и упасть.
- Задавать вопросы: Что можно предпринять для улучшения ситуации?
Беседа позволяет ребёнку осознать последствия своих действий. Если воспитатель разъясняет всё спокойно и без упреков, малыш учится размышлять о других вариантах поведения.
Игнорирование нежелательного поведения
Детей могут привлечь внимание определёнными действиями. Когда педагог всегда отвечает на капризы, ребёнок учится считать, что таким образом можно получить желаемое. В подобных ситуациях метод невзаимодействия может исправить поведение.
Когда педагог может его применять:
- Капризы без причины. Ребенок просит вернуть игрушку, которую спрятали, и начинает рыдать. Без внимания к слёзам малыш постепенно затихнет.
- Навязчивое поведение. Ребенок отвлекает взрослого разговора или шумом. Если педагог игнорирует это, малыш осознаёт, что так ничего не добиться.
- Провокации. Когда ребёнок преднамеренно выполняет действия и не получает отклика, интерес к таким поступкам у него исчезает.
Этот способ нужно применять очень осторожно. Работает он только если ребенок бодрствует, счастлив и не нуждается в особом внимании. На игнорирование не все дети реагируют одинаково — важно понять причину поведения и состояние самого малыша. Такой метод неприменим, если ребенок вредит себе или другим. В подобных ситуациях воспитатель должен вмешаться и объяснить недопустимость такого поведения.
Формирование благоприятного и защищенного пространства в команде.
Дети проявляют более спокойное поведение при наличии ясных правил, дружественной обстановки и уважительного отношения к себе. Взрослый может сократить число конфликтов и проявлений неуместного поведения, предоставив предварительно благоприятные условия.
Какие факторы способствуют ощущению безопасности у детей?
- Четкие правила. Малышам легче следовать правилам, если знают, что позволительно, а что нет. Пример: «После игры убираем игрушки на место».
- Доброжелательная атмосфера. Когда воспитатель ведёт себя уважительно с детьми, дети учатся поступать также. Вместо «Не кричи!» педагог может сказать: «Давай говорить тише, чтобы не мешать другим».
- Личный пример. Дети усваивают образ жизни взрослых. Вежливое, терпеливое и спокойное отношение воспитателя становится примером для маленьких.
- Эмоциональная поддержка. Ребенку не следует опасаться просить о помощи. Если малыш расстроен, стоит спросить: «Вижу, что тебе грустно. Ты хочешь поговорить?»
Безопасная и комфортная обстановка уменьшает агрессию, тревогу и конфликты в коллективе. Дети чувствуют себя спокойно, зная, что взрослые поддержат их и помогут разрешить трудные моменты.
Выводы и рекомендации
В дошкольных учреждениях запрещено применять наказание, которое вредит ребёнку. Воспитатель обязан пользоваться методами, помогающими малышу усвоить границы, научиться договариваться и исправить погрешности.
Что запрещено педагогу по отношению к детям:
- Наносить физические повреждения означает ударять, стучать и толкать.
- Психологическое давление выражается в унижении, криках и угрозах.
- Ограничить доступ к еде, воде, отдыху, прогулкам и играм.
Какие методы работают:
- Положительное подкрепление выражается в похвале, поддержке и поощрении.
- Разговоры о последствиях действий должны быть спокойными.
- Не обращать внимания на капризы, когда те не вредит кому-либо.
- Создание обстановки, которая будет безопасной и комфортной для детей, и позволит им чувствовать себя уверенно.
Необходимо принимать во внимание возраст, эмоциональное состояние и мотивы поведения ребенка.