
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
Исследовательская работа
«Волейбол. Нападающий удар»
Выполнила:
ученица 7Б класса Папоян Анжела
Руководитель:
учитель физической культуры Агафонова А.Р.
2018 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
Особенности волейбола как метода физической подготовки.
Выполнение атакующего удара: бег — прыжок — удар.
Виды и характеристики ударов (прямой, ускоренный, медленный).
Глава 2. Практическая часть. Эксперимент
Заключение
Введение
Актуальность
В современном волейболе нападение играет ключевую роль для многих команд.
В волейбольном матче самым зрелищным моментом является атака. В ходе атак команды забивают 50-70% очков. Все игроки стремятся создать возможность для успешного выполнения этого элемента. Игрок, владеющий техникой удара, может ускорить мяч до 130 км/ч!
Для волейболиста важно понимать и применять принципы правильной техники нападения.
Специальные упражнения должны подготовить и скорректировать технику нанесения атак, улучшив процесс обучения этой спортивной дисциплины.
Эффективность методов преподавания и степень освоения учащимися 7-х классов материала по физической культуре — предмет данной работы.
Предметом изучения служит образовательный процесс учеников на занятиях по волейболу.
Задача — обучить учащихся седьмых классов точным нанесению атакующих ударов.
Задачи
- Изучить литературу по данному вопросу
- Составить набор упражнений, предназначенный для тренировки и совершенствования техники нанесения ударных действий.
- Сделать выводы и практические рекомендации
Разработанные упражнения можно применять на физкультурных занятиях и при индивидуальной тренировке по волейболу.
Глава 1. Теоретическая часть
Волейбол и физическое развитие.
Волейбол — командная спортивная игра, в которой две команды соревнуются на площадке, разделённой сеткой. Цель игры – направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на его площадке или игрок защищающейся команды допустил ошибку. Для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Международная волейбольная федерация определяет правила игры.
Волейбол – олимпийский вид спорта с 1964 года. Это неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет свою специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе являются прыгучесть, реакция, координация и физическая сила. Для любителей волейбол – распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют различные варианты волейбола: пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол и сидячий волейбол, который в 1992 году был включен в программу параолимпийских игр.
Волейбол можно считать высшей формой спортивных игр в мировых соревнованиях.
Его включают в программу Олимпийских игр и профессиональный спорт.
Множество технико-тактических действий, их сочетаний и проявлений во время соревнований захватывает внимание зрителей и делает волейбол средством физического воспитания людей разного возраста.
Соперники ведут борьбу в рамках установленных правил с помощью уникальных приемов игры. Цель каждого элемента состязания – доставить мяч на территорию противника, не позволив ему сделать то же самое. Это определяет единицу состязания — блок действий «защита — нападение», который включает разведку, дезинформацию и другие стратегии.
Техника выполнения нападающего удара
Атака в волейболе — сложное техническое действие.
В нападении игрок после разбега выполняет удар в прыжке, перебрасывая мяч одной рукой выше края сетки в сторону соперников. Волейболист на этот момент сосредоточен на поиске точки для толчка, оценке направления полета мяча и совершении максимально высокого прыжка.
Существуют разные способы выполнения нападающего удара в зависимости от развития атаки, действий команды и игровой обстановки. В практике выделяют основные группы: нападающие удары «по ходу» разбега и «с поворотом», при которых траектория полета мяча после удара идёт под углом к направлению разбега. Также различают боковые, обманные удары и удары «с переводом».
Амплуа нападающих в волейболе:
- Центральный блокирующий — ключевой игрок, атакующий преимущественно с третьей зоны при помощи быстрых коротких передач. В составах команд такие игроки часто самые высокие.
- Нападающий второго темпа действует в роли доигровщика. Атакует с передней линии с позиции второго или четвёртого номера, с задней — из пайпа.
- Диагональный игрок атакует преимущественно с последней линии, выступая под первым номером. Не принимает участие в приеме подач. Часто являются самыми результативными членами команды.
Виды и характеристика нападающих ударов.
Боковой и с переводом
В волейболе удар в атаку чаще всего завершает розыгрыш мяча на своей площадке с целью заработать очко. Предыдущие действия игроков должны были подготовить его выполнение. Точность и выверенность действий игрока при подготовке к атаке во многом определяют успех удара.
Это один из самых сложных элементов волейбола. Высота подъёма мяча, скорость подачи, постоянно меняющиеся условия игры, вероятность ошибок на подготовительном этапе и противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и душевной силы.
Прямой нападающий удар
При прямом нападающем ударе ударное движение совершается в сагиттальной плоскости. Игрок стоит аналогично стойке при передаче мяча. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег нужен для достижения достаточной горизонтальной скорости движения, которую максимально используют для прыжка. Длина разбега составляет 2-4 метра (обычно три шага). Первый шаг относительно мал, скорость движения невелика. Он определяет общее направление разбега. Второй шаг корректирует направление, его длина больше, время на выполнение меньше, скорость увеличивается. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега переходит в вертикальную скорость прыжка. Шаг небольшой; центр тяжести тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно делают скачком: ногу (обычно правую) выносят вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги возникает стопорящий эффект. Другой ногой игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет её к правой. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки — по дуге сзади-вниз-вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой. Ноги включаются в движение отталкивания несколько позже, когда центр тяжести тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.
Ускоренный нападающий удар
Строение подготовительного этапа удара (бег, прыжок, замах) похоже на структуру быстрого удара. В ударном движении руки направляются вверх, немного согнутые в локтях. Удар совершают выпрямлением руки в локте и одновременно хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко прекращается, останавливаясь с минимальным сопровождающим движением. Нападающий выполняет удар с переводом рукой.
В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука совершает небольшую дугу вперед вправо, чтобы кисть ложилась сверху и справа на мяч. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. При этом левое плечо несколько выводится вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед.
Глава 2. Практическая часть. Эксперимент
Проведено было десять занятий. Участники работали индивидуально, в парах и группах. Сначала отрабатывали разбег-прыжок-удар без мяча. Работа проводилась вдоль линии нападения и у сетки. Использовались набивные, теннисные и волейбольные мячи. Также выполняли нападающие удары из четвёртой, третьей и второй зон. В качестве разминки большое внимание уделялось прыжковым упражнениям.
В начале эксперимента большинство ребят не могли выполнить нападающий удар через сетку. К концу эксперимента некоторым ребятам это удавалось.
Заключение
Нападающий удар – один из сложных и красивых технических элементов волейбола.
Чаще всего он завершает розыгрыш мяча на своей площадке с целью выиграть очко.
Предыдущие действия игроков направлены на его выполнение. От точности и выверенности действий игрока при подготовке к удару многое зависит от того, достигнет ли он цели. Обучение этому элементу занимает много времени. Продолжать работу нужно будет на следующих уроках физкультуры.
Используемые информационные источники
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/05/01/kursovaya-rabota
https://infourok.ru/
https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-volieibol-ighra-oshibok.html
http://900igr.net/prezentacija/biologija/vlijanie-volejbola-na-razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-podrostkov-178013/issledovatelskij-proekt-vlijanie-volejbola-na-razvitie-dvigatelnoj-1.html
Приложение
Тренировки по нападению
Игрок из зоны № 4 совершает атаку с мячом, получив передачу с высоты из зоны № 3, направляя его в зоны № 4, 6 и 5.
Из зоны 3 высоко передают мяч в зону 2. Нападающий из зоны 2 выполняет удар по ходу движения мяча, который летит в зоны 2, 6 и 1.
Атакующие удары с позиций 4, 3 и 2, средняя высота передачи.
Атакующие удары выполняются с позиций зоны 4, 3 и 2, после подачи мяча с больших расстояний и подальше от сетки.
Игрок атакует, перемещаясь вправо из зоны 2 после высокого паса из зоны 3.
Альтернативное чередование атак из сектора 4 и дальних передач из сектора 3; прямое движение по направлению, смена курса вправо, фокус на точность броска рукой.
В зонах 2 и 3 нападающие выполняют удары с средних и низких передач.
Перемещение атак разной манерой из разных позиций.
Упражнения направлены на нападающий удар при наличии блока. Блок закрывает определенное направление, а задача – отправить мяч в другое, свободное. Все действия предварительно оговорены. Например, если блок закрыл линию, то удар может быть по ходу или с перебросом влево. Так происходит во всех зонах и направлениях. Сначала блок ставится заранее, затем появляется в последний момент.
Имитация нападающего удара и обман.
Поочередное выполнение ударов
Нападающие удары с задней линии.
Выполнение этих задач создаёт предпосылки для освоения техники нападения.
Ошибки при обучении:
- стопорящий шаг на носок;
- остановка перед отталкиванием;
- Нет махового движения вперёд-вверх непокрытой рукой.
- удар согнутой в локте рукой;
- Во время удара локоть направляется вниз.
- ранний или поздний разбег;
- неправильный ритм или разбег;
- Неверный подход к глубине приседания перед толчком и расположение ступней.
- медленное отталкивание;
- Недостаточно сильный удар и неправильное расположение кисти при контакте с мячом.
- Посадка с развёрнутыми ногами.
Тренировки по улучшению навыков нанесения атак.
Нападающий бьет в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4, и нападающий удар. Далее игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и так далее.
Связующий выполняет атакующий рывок, используя короткие передачи, направленные в зону за своей спиной.
Атакующий игрок наносит удар с разных типов передач в открытые области, где нет защитников (во время разбега нападающего за 1-2 защитника меняют позиции из исходного места).
В результате броска после блокировки мяч вылетел за пределы площадки (первая передача с края поля).
Атака на одного защитника, использующая быстрые передачи между игроками на подступах и пас от периферии за спину связующего.
В зоне 4 (2,3) проводится серия ударов с подстраховкой после передачи. Удары направлены на цель. После каждого удара защитники принимают мяч. Тренер осуществляет удар по мячу после приема.
То же самое, но с одиночным и групповым блоками, с одним и двумя защитниками.
После получения подачи не защищающим игроком, серия ударов с передачи из любой позиции атаки.
Атакующий удар, начальный момент которого — передачи с разных позиций нападения, игрок осуществляет атаку без блока, сочетая его с одиночным блоком (первая передача выполняется из различных зон после переброски мяча через всю площадку).
Атака первого и второго темпа после приёма подачи непричастными к атаке игроками, с участием блокирующего игрока и защитников.
Автор: Альфия Агафонова