
Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Дефектолог Алена Хромова делится информацией о признаках дисграфии, её причинах и путях коррекции.
Дисграфия — нарушение письма, сопровождающееся постоянными и повторяющимися ошибками. Например, путание или недописывание букв, пропуски слов в предложениях, добавление лишних знаков препинания. По статистике дисграфия отмечается более чем у 50 процентов младшеклассников и примерно у 30 процентов учеников средних школ. С этой проблемой часто встречается дислексия — трудности с чтением текста.
Причины
Можно выделить две основные группы причин дисграфии.
- органические — например, недоразвитие или поражения головного мозга, трудное протекание беременности и травмы во время родов, болезни воспалительного, инфекционного и общего характера.
- социально-психологическиеТакие факторы, как билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, недостаток речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку, могут привести к дисграфии. Дети, обучающиеся писать на языке, не родном для них, часто страдают дисграфией. Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такая практика встречается редко.
Симптомы
Диагностика дисграфии сложна для непрофессионалов. Ее часто путают с неумелым почерком или нарушением правил русского языка. Неправильное письмо ребенка не всегда является признаком диагноза, но повторяющиеся ошибки должны привлечь внимание педагога. У детей с дисграфией проблемы с письмом проявляются достаточно типично.
- Меняет буквы на похожие.
Некоторые буквы визуально или фонетически схожи: например, «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М». - Добавляет ненужные элементы в буковки или пропускает важные детали.
Вместо «И» может получиться «Ш», а «Л» — «А». Ребенок придумывает совсем другие знаки, которые нет в русском письме. - Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.
В тетради ребёнка с дисграфией могут встречаться, к примеру, «потомучто», «кошечка». - Отзеркаливает буквы.
То есть записывает их наоборот. Самыми часто затрагиваемыми являются гласные «Я» и «Э». - Некорректно меняет слово или придумывает новое.
Например, применяет «облакастый» вместо «облачный». - Изменяет расположение букв, слогов и слов в предложениях.
Например, «погса» вместо «сапог». - Пишет неразборчиво.
Самый спорный симптом, подсказывающий возможное нарушение письма, неудачный выбор ручки или несовершенный захват, — это неразборчивое письмо. Основываясь на нём в одиночку сделать вывод невозможно.
Диагностика
Диагностикой дисграфии занимается логопедЧтобы установить или исключить диагноз «дисграфия», он выполняет комплекс процедур. исследований:
- Оценивает тексты ребёнка, выделяя частые и закономерные опечатки.
- изучает общее речевое развитие;
- Изучает устройство артикуляционного аппарата, двигательные навыки и выявляет доминантную руку.
- Внимательно оценивает правильность произношения ребенком звуков, его способность их отличать и разделять слова на слоги.
- Оценивает размер словаря и правильность построения предложений.
- Включает упражнения по переписыванию текста, письму под dictation, составлению описания к изображению и развитию навыков чтения.
Все эти показатели оцениваются комплексно. Например, ребенок может допускать ошибки в письме, но при этом хорошо сформирована речь, он без труда составляет короткие описания и общается с логопедом. В таком случае для уточнения диагноза его направляют к неврологу, офтальмологу, психиатру или сурдологу — специалисту по слуху. Причина ошибок может быть самой неожиданной, поэтому обследование будет полезным.
Коррекция
Дисграфию, как и любое другое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит ждать, что «само наладится», и не оставлять процесс без внимания. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем проще будет забыть о проблеме навсегда.
При легкой форме дисграфии достаточно нескольких занятий с логопедом. В случае тяжелой формы может понадобиться многолетняя работа.
Иногда у ребенка выявляется аграфия Полная неспособность к письму делает коррекцию нарушения невозможной. Адаптация к жизни и полное её проживание вполне реальны и этому может помочь логопед.
В коррекции нарушений у детей класса помогает. специальные игрыПримеры, которые можно использовать на занятиях или по дома.
-
Графический диктант по клеточкам
Преподаватель указывает ребенку порядок действий, приводящий к созданию конкретной картинки: «Одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вниз». В результате получается, например, заяц. Такая игра тренирует у детей навыки, важные для подготовки руки к письму, развивает мелкую моторику и координацию движений, а также формирует основы пространственного мышления.
-
Лабиринты
Игра в лабиринты схожа с предыдущей по назначению. Цель — провести героя из одной точки в другую. Можно начинать с простых лабиринтов с одной дорожкой, затем переходить к более сложным с несколькими переплетенными путями. Лабиринты помогают детям развивать логическое мышление и концентрацию внимания.
-
Хлопушка
Ребенку нужно услышать загаданный звук в слове и хлопнуть, например, звук «а» в словах: «слон», «курица», «петух», «единорог», «олень», «лиса», «собака», «орёл». Упражнение развивает фонематический слух и внимание.
-
Сыщики
В задании нужно отыскать «скрытые» буквы или предметы, где замаскирован конкретный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок называет машину, такси, синицу, здания, качели. Игра, как и предыдущая, помогает развивать фонематический слух.
-
Сюжетные картинки
Игра заключается в создании связного рассказа с началом, серединой и концом. Например, «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал». Ребенку нужно понять порядок событий и описать связь между ними.
-
Закорючки
Из разных линий нужно составить письменные или печатные буквы. Линии могут быть нарисованы, вырезаны из картона, слеплены из пластилина или отрезаны от веревки. Это хорошее упражнение на умение переходить от частей к целым, обращать внимание на детали и правила написания букв.
Логопеды для профилактики дисграфии советуют воздержаться от изучения второго языка в раннем детстве, чаще общаться с малышом и контролировать речь. Любое расстройство легче предупредить, чем исправлять.