
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В ответ на вопрос о желаемой профессии дети педагогов часто высказывают желание любым способом избежать карьеры учителя. Опрос Количество подписчиков «Педсовета» в ВК продемонстрировало: 25% учителей нашего сообщества — педагоги второго поколения, а 14% — третьего. С представителями четырех педагогических династий обсудили, как все заняли свое место у школьной доски.
От юриста — до директора школы
Есина Татьяна, руководитель частной школы «Феникс» из Москвы.
Семья Есиных берёт начало от Софии Алексеевны, учителя физики и настоящего ветерана образования. В школе она проработала до семидесяти лет, а на пенсию вышла лишь с появлением своего семейного класса – пяти внуков.
Людмила Константиновна, дочь ее, также выбрала педагогику: сначала трудилась в школе, а затем перешла на работу в Министерство образования.
Семья резко возражала против желания Татьяны стать учительницей начальных классов. По совету матери девушка выбрала юридическую специальность.
После ухода из Министерства Людмила Константиновна основала частную школу, где юрист Татьяна устроилась на должность уборщицы.
О прочитанной истории Татьяны смотрите в нашем тексте « ». Мама оставила мне записку: «Иди на третий этаж к директору школы». »
Быстро сменила профессию! Преподавание оказалось более привлекательным делом: стала учительницей основ государственного права и обществознания, а со временем достигла поста директора.
«То, что передаем из поколения в поколение, — это любовь к детям, хорошее к ним отношение, убеждение, что дети замечательные, — утверждает Татьяна Есина. — Наша бабушка передала эти установки всем своим потомкам, а я стараюсь донести их до учителей нашей школы. Если ребенок начинает неправильно отвечать или что-то не так делать, на это обязательно есть причина, которую нужно найти. Учитель — это не профессия, это диагноз, это в корне».
Татьяна с Софией Алексеевной
Работа в школе — не экскурсия
Заместитель директора школы № 98 города Санкт-Петербург – Елизавета Волканова.
История этой династии уходит корнями в дореволюционное прошлое: прапрабабушки Елизаветы преподавали в епархиальном училище Саратова. Дедушка и отец были преподавателями экономики, а все три дочери в семье, включая Елизавету, выбрали профессию учителя.
В доме всегда был почёт к преподавателям, их работе. Никто не подталкивал к выбору профессии, не настоял на поступлении в педагогику. Все приняли решение самостоятельно и не все сразу.
Её основное образование – экскурсовод, но романтичности профессии ей оказалось недостаточно: работа преимущественно сезонная, зимой туристов не так много. Хорошо зная английский язык, в свободное время девушка начала подрабатывать репетитором и поняла, что ей нравится учить детей. Елизавета перешла на работу в школу (тогда педагогическое образование ещё не было обязательным), затем закончила магистратуру, аспирантуру и написала кандидатскую диссертацию по педагогике. Родители полностью поддержали её выбор.
Я никогда не советовалась с отцом по вопросам педагогики. Возможно, потому что папа преподавал в университете, и наши подходы к обучению разнились. Вместо этого он познакомил меня с блок-схемами, которые я начала применять в своей работе. С их помощью легко запоминать много информации, готовить пересказы. Для зрительных людей можно добавлять ассоциативные картинки. Сейчас интеллектуальные карты популярны и все их используют, а раньше об этом никто не знал.
Елизавета с папой
Судьбоносное знакомство
Михаил Моисеев занимает должность заместителя директора лаборатории игр «Ва-гон» в городе Новосибирске.
Мать Михаила, Эмма Владимировна, преподавала английский до восьмидесяти лет. Сын с детства помнил шкафы, заполненные бумагами, а не посудой, и то, как папа-инженер красивым почерком заполнял журнал за маму вечером. Несмотря на тёплую атмосферу дома и уважение к профессии учителя, Михаил не хотел становиться педагогом: ему нравилась литература, и он поступил на филолога.
На педагогическом опыте оказался в школе № 10 города Новосибирска, где вновь столкнулся… Эльвиру Горюхину — преподавательница литературы, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Новосибирского педагогического университета. Эльвира Николаевна преподавала литературу Михаилу в старших классах школы.
Эта школа жила традициями, ученики ощущали общность и принадлежность к одному из лучших учебных заведений города. Михаил вспоминает как с практикантами собирался в лаборантской, пил чай и обсуждал первые педагогические успехи и провалы. Эльвира Николаевна выслушивала и поддерживала новых «макаренко», давала советы. Практика определила будущую профессию Михаила. После выпуска он пришел в эту же школу на работу.
Семья и Эльвира Николаевна научили меня дипломатии и уважению к детям, коллегам и всем окружающим.
Михаил отработал шесть с половиной лет в этой школе, затем — в средней специальной музыкальной, в городском Центре проектного творчества и в Новосибирском педагогическом государственном университете. Сейчас Михаил разрабатывает образовательные игры в лаборатории «Ва-гон» и в ближайшее время снова займётся преподаванием в школе, где будет вести спецкурс по современной подростковой литературе.
Дело в принципах
Кристина Бушенева, педагог-психолог муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества и профориентации» города Нижнекамска.
Все педагоги в семье Кристины были по отцовской линии. Живя в другом городе, часто не удавалось общаться. Желание делиться знаниями всегда было у Кристины — с самого детства. В детском саду она постоянно объясняла другим детям, читала книжки. А дома рассаживала зайцев, кукол, мишек и учила буквам и цифрам.
Мать, не имевшая отношения к педагогике, одобрила решение дочери стать учительницей. «Любовь и уважение к детям, наверное, передались по наследству», — улыбается Кристина и соглашается с тем, что «учительский ген» все же существует. Теперь она прививает эти принципы профессии своему семнадцатилетнему сыну Алексею, который собирается стать учителем физкультуры.
Если бы сейчас стоял перед дверями класса в первый раз, я дала ему несколько советов: если обещал, должен выполнить во что бы то ни стало, не обманывать и не притворяться, смотреть на каждого ребёнка как на уникального.
Кристина с сыном Алексеем