Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Существует несколько классификаций типов лидеров в командной среде
  • Неформальный лидер — это человек, который оказывает влияние на группу, но не занимает официальной руководящей должности. Почему его следует считать ценным партнёром для тренера
  • Как выявить неформального лидера в команде
  • Как работать с неформальными лидерами
  • Следует ли возложить на неформального лидера функции капитана команды
  • Как действовать, когда из команды покидает неформальный лидер
  • В каких ситуациях необходимо прекращать взаимодействие с неформальным лидером

В каждом спортивном коллективе со временем выявляется человек, вокруг которого сплачиваются остальные игроки. Он не обязательно является капитаном или демонстрирует наивысший уровень игры, но его мнение имеет вес, ему подражают, и он оказывает влияние на общую атмосферу в команде. Это и есть неформальный лидер – тот, кого выбирают сами спортсмены, а не назначают из начальства.

Константин Агальцов, тренер по футболу и эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, на заседании педагогического совета эксперт рассказал о том, как выявлять неформальных лидеров, привлекать их к совместной деятельности и как действовать, если их поведение начинает негативно сказываться на работе команды.

В команде можно выделить несколько типов лидеров

В большинстве спортивных команд можно выделить два основных типа лидеров: эмоционального и делового. Каждый из них оказывает уникальное воздействие на командный дух и эффективность работы.

Эмоциональный лидер, или лидер раздевалки, фокусируется на отношениях внутри команды. Его слушают, он легко устанавливает контакт с другими, умеет поддержать, разрядить обстановку, разрешить конфликт, сплотить ребят. За таким ребенком идут, потому что с ним интересно.

Стоит преподавателю отвлечься, как он тут же начинает что-то затевать или вовлекает кого-то в свои дела.

Константин Агальцов

Деловой лидер — это ответственный ребенок, который способствует достижению целей, организует спортивные мероприятия, выполняет технические задания и поддерживает дисциплину. К примеру, он знает расписание тренировок, кто забыл спортивный инвентарь и кто отвечает за дежурство. Деловой лидер не обязательно является эмоциональным ядром команды, однако ребята ценят его за надежность и предсказуемость. Как правило, именно такого ребенка выбирают на должность капитана.

Ему всё известно: расписание автобусов, местонахождение необходимого оборудования, кто с кем проживает в номере. Это человек, которому можно поручить любое задание. Как правило, демонстрирует отличные результаты, отличается спокойствием и способен осуществлять контроль над ходом работы.

Константин Агальцов

Для тренера принципиально необходимо понимать, с кем и каким образом вести взаимодействие: один специалист помогает наводить дисциплину и поддерживать порядок, другой – способствует сплочению коллектива. Однако оба эти аспекта имеют существенное значение.

Наличие эмоционального и делового лидера, которые успешно сотрудничают, является оптимальным сценарием. Первый способствует сплочению коллектива, второй демонстрирует пример дисциплинированности и ответственности. Это положительно сказывается на результатах работы команды.

Константин Агальцов

Неформальный лидер — это человек, который оказывает влияние на команду, не занимая официальной руководящей должности, и почему его поддержка важна для тренера

Неформальный лидер выступает в роли эмоционального центра и душой коллектива. Он оказывает поддержку после неудач, создает позитивную атмосферу, например, шутит в дороге, и организует памятные фотосессии после побед. На товарищей он воздействует благодаря своей харизме и заслуженному авторитету.

У нас был игрок, который не демонстрировал выдающихся навыков, но как только он появлялся в раздевалке, сразу становилось понятно, кто в ней лидер. Он не отдавал распоряжений, однако к нему тянулись все, вокруг него собирались остальные игроки. Такие дети, как он, создают атмосферу, задают тон изнутри, и если они поддерживают тренера – это уже большая часть успеха.

Константин Агальцов

Когда тренеру удается установить взаимопонимание и привлечь неформального лидера на свою сторону, сделав его помощником в продвижении своих идей, это является значительным достижением. За такую работу такому специалисту следует награждать премией.

Константин Агальцов

Определение неформального лидера в команде: ключевая задача для тренера

Чтобы выявить неформального лидера, тренеру необходимо внимательно следить за поведением участников:

  • Определяет атмосферу тот, кто шутит, выбирает музыкальное сопровождение и находит подходящие слова, чтобы поддержать человека в печали.
  • Тот, кто первым озвучивает идею, мгновенно вовлекает в неё остальных.
  • Даже без указаний тренера его слушают все остальные.
  • Кто обладает способностью объединять людей, не прибегая к управлению, а просто демонстрируя пример, который вдохновляет других следовать за ним.

В зависимости от возраста участников, неформальное лидерство может проявляться по-разному. Для тренера крайне важно учитывать, какие факторы влияют на выбор детей и подростков, определяющих лидеров в команде.

Возраст

Особенности

До 10 лет

Они больше ориентированы на собственные ощущения и стремятся получить удовольствие от игры, а не на достижение командных целей. Поэтому неформальным лидером обычно становится самый сильный игрок. Остальные участники стараются держаться рядом с ним, чтобы перенимать его опыт и вдохновляться.

Игроку необходима поддержка тренера в формировании позитивного поведения, поскольку дети склонны брать с него пример

10–13 лет

Начинает возникать потребность ощущать принадлежность к коллективу, получить одобрение и занять в нем определенное место. В этот период неформальные лидеры проявляются в повседневных ситуациях, к чьему мнению прислушиваются вне официальной обстановки

Подростки (14+)

Внутренняя мотивация является ключевым фактором. Дети этого возраста способны к трудолюбию, полной отдаче и отказу от удобств, если у них есть личное желание. Влияние тренера все чаще зависит от авторитета неформального лидера в коллективе.

Даже если он не является капитаном, это игрок, пользующийся уважением в коллективе. Благодаря ему тренер может оказывать воздействие на психологический климат, принципы и манеру поведения всей команды

Педагогу необходимо своевременно замечать неформального лидера и устанавливать с ним контакт, чтобы предотвратить негативное воздействие. Однако, важно наладить взаимопонимание не с каждым активным участником, а с тем, кто придерживается тех же принципов, что и тренер, в отношении работы, дисциплины и командного духа. Подобный лидер способен стать надежной поддержкой и содействовать достижению поставленных целей.

В раздевалке не тренер является ключевой фигурой, поэтому ему необходимо определить, кто оказывает влияние, и взаимодействовать через этого человека. Если игнорировать такого лидера, он начнет формировать собственную программу действий, и тогда команда будет следовать за ним, а не за тренером.

Константин Агальцов

Как работать с неформальными лидерами

Неформальный лидер оказывает влияние на команду, и важно, чтобы это было во благо. Для тренера ключевым является установление прямого взаимодействия с таким игроком и определение для него четкую роль, чтобы направить его в правильное русло.

  • Беседовать индивидуально. Регулярные личные встречи с лидером необходимы для обсуждения текущей ситуации в команде, его самооценки, роли, значимости его позиции и возможностей для улучшения или изменений. Подобные беседы демонстрируют ребенку, что его мнение имеет значение, и тренер ценит его вклад.
Взаимодействие с лидером может осуществляться не только в индивидуальном формате. Один из эффективных подходов – попросить игрока описать, каким, по его мнению, должен быть настоящий лидер. Какие действия он должен предпринимать? Какое отношение он должен проявлять к коллегам? Какова его реакция на тренера?


Когда руководитель открыто заявляет о своей точке зрения, особенно перед командой, это устанавливает внутренние ориентиры. По сути, он создает своего рода образец. Заявляя о том, каким должен быть лидер, он, тем самым, стремится соответствовать заявленным стандартам.

Константин Агальцов

  • Давать больше ответственности. Неформальному лидеру целесообразно поручать важные, но несложные задачи, например, организацию поездки, помощь новичку или выступление на общем собрании. Такие задания демонстрируют признание его авторитета и оказывают поддержку со стороны тренера.
Это мои доверенные сотрудники. Я работаю с командой именно через этих людей. Ребята сами их выбрали, я не назначал, однако это доверие накладывает определенные обязательства.

Константин Агальцов

  • Включать в общую систему. Когда неформальный лидер осознает пользу, которую он приносит команде, и понимает свою роль, он начинает действовать в соответствии с интересами всей группы. Поэтому необходимо, чтобы этот ребенок ощущал: его усилия ценятся, перед ним стоят определенные задачи, и он является частью команды.
Если не стимулировать самостоятельность и не предоставлять возможность принимать решения, лидер не сформируется. Он будет ожидать распоряжений или начнет действовать без согласования.

Константин Агальцов

  • Поддерживать атмосферу участия. Для руководителя крайне необходимо ощущать, что его точку зрения воспринимают и признают важной. Это справедливо как в отношении повседневных вопросов, так и в отношении методики тренировок. Подростки, которые чувствуют себя уважаемыми, более охотно принимают установленные правила и требования тренера.
Им необходимо ощущать, что их мнение имеет значение. Это позволяет им чувствовать свою значимость и ценность.

Константин Агальцов

Для того чтобы лидерство приносило пользу команде, необходимо создавать атмосферу доверия. Это реализуется в условиях, где подростки ощущают себя защищенными: они уверены, что их мнение будет выслушано, оказана поддержка и не будет порицания за допущенные ошибки. В подобной обстановке лидер постепенно начинает брать на себя большую ответственность, и остальные члены команды следуют за ним.

Читайте также:
Как занятия спортом помогают подросткам справляться с тревогами и формировать лидерские навыки: рекомендации для наставников

Подробнее

Следует ли возложить на неформального лидера функции капитана команды

Неформальный лидер может выполнять роль капитана, если обладает способностью к ответственности, умеет служить образцом для подражания, оказывает поддержку педагогу и команде. Однако, не всегда он успешно справляется с этими задачами.

Капитан — это функциональная роль. Для достижения результата необходимы дисциплина, организованность и способность к взаимодействию с тренером. Капитан обеспечивает соблюдение порядка, контролирует эмоциональное состояние игроков и способен вести команду в непростой обстановке.

Лидерские качества наиболее заметны в ситуациях поражений, в напряженных играх и при разногласиях внутри команды. Эффективный капитан способен сохранять выдержку в таких условиях, брать на себя инициативу и служить образцом для подражания. Неформальный лидер не всегда подготовлен к такой роли: он может обладать харизмой, но при этом избегать ответственности или не соблюдать установленные правила.

У нас был мальчик, который являлся эмоциональным лидером, однако он направлял ребят не в ту сторону, и его поведение не соответствовало статусу капитана. Мы объяснили ему: если ты хочешь быть капитаном, необходимо изменить свое поведение и вести команду к цели. Через некоторое время этот парень стал дисциплинированным и результативным, и его избрали следующим капитаном.

Константин Агальцов

Обязанности капитана включают в себя управление ожиданиями всех членов команды. Когда тренер самостоятельно определяет капитана, его решение может не соответствовать мнению игроков. Это может привести к возникновению напряженности и ослабить авторитет выбранного капитана. Другой вариант — организация голосования, что позволит создать ощущение справедливости и обеспечит участие каждого члена команды.

Выбор капитанов не осуществляется мной напрямую, а определяется ежегодным тайным голосованием. Участники пишут имена капитана и двух вице-капитанов. В случае невозможности выполнения обязанностей предусмотрена замена. Это способствует поддержанию дисциплины и справедливому распределению ответственности.


Когда траектория движения отклоняется от необходимой, и это отклонение выходит за пределы видимости – как правило, именно эти специалисты способны своевременно заметить это и предотвратить. Ответственность за это возложена на них.


Как правило, мой выбор соответствует моей точке зрения. В противном случае это вызывает беспокойство, поскольку указывает на то, что я и моя команда имеем разное видение ситуации.

Константин Агальцов

В ходе неформального голосования можно определить капитана. Также возможно, что лидеру будет доверена роль вице-капитана, или он не получит никакого статуса. При этом такой результат также приемлем: если формальные и неформальные лидеры способствуют развитию команды, а не вступают в конфликт.

Как действовать, когда из команды покидает неформальный лидер

Команду всегда замечают, когда покидает ее неформальный лидер. Меняется атмосфера, нарушается привычный ритм, и игроки теряют ориентир. Однако это не является критической проблемой, с ней можно успешно справиться, если тренер окажет необходимую поддержку детям.

  • Не пытайтесь формально заполнить пустоту. Наблюдение, поддержание связи с игроками и предоставление команде времени на восстановление представляются более предпочтительными. Неформальное воздействие не является результатом тренерского решения. Вероятно, через несколько недель возникнет новый лидер, поэтому важно не препятствовать естественному ходу событий.
  • Поддержите команду разговором. Нельзя игнорировать произошедшие изменения. Тренеру необходимо прямо поговорить с игроками, рассказать о том, что изменилось, кто сейчас является ключевой фигурой, кто проявляет лидерские качества. Это позволит команде понять: реорганизация – обычный этап развития, и они смогут преодолеть его сообща.
Мы открыто говорим с детьми о том, кто на данный момент способен поддержать команду и кто может оказать помощь. Это откровенный разговор с ребятами, который, как показывает мой опыт, приносит свои плоды.

Константин Агальцов

Когда лидер покидает позицию, например, капитан, необходимо согласовать перераспределение обязанностей среди остальных членов команды. Один из вице-капитанов может взять на себя часть ответственности, а остальные должны будут его поддерживать. Для избежания недоразумений важно заранее определить, кто отвечает за выполнение каких задач.

  • Смотрите на скрытых игроков. Смена руководителя предоставляет шанс для тех, кто ранее оставался незамеченным. В новых условиях некоторые воспитанники могут продемонстрировать свой потенциал, проявляя лидерские качества и беря на себя роль ведущего. Для тренера крайне важно выявлять таких неявных лидеров.

В жизни любой команды неизбежны периоды перемен. Роль педагога заключается в том, чтобы бережно сопровождать этот процесс: отслеживать ситуацию, оказывать поддержку, помогать и предоставлять возможности для развития.

В каких ситуациях необходимо прекращать сотрудничество с неформальным лидером и как это осуществить корректно

Неформальный лидер может оказывать негативное влияние на коллектив, подрывая дисциплину, вызывая разногласия и пренебрегая установленными нормами. Если усилия тренера по взаимодействию, вовлечению в работу и поручению задач не приводят к изменению поведения, то ситуация достигает критической точки. В определенный момент необходимо будет сделать вывод о невозможности дальнейшего сотрудничества.

Иногда, несмотря на все предпринятые меры – разговоры, поручения, задачи – человек не демонстрирует прогресса. В таких случаях, как бы это ни было непросто, необходимо расставание. В противном случае есть риск потерять всю команду.

Константин Агальцов

В подобных ситуациях расставание с неформальным лидером представляется закономерным шагом. Это входит в обязанности тренера: обеспечивать защиту команды, если кто-то постоянно препятствует её прогрессу.

Необходимо доходчиво разъяснить участникам произошедшее, сохраняя спокойствие и избегая обвинений: один из членов группы не смог соблюдать установленные нормы, и вы приложили максимум усилий, чтобы найти общий язык, однако это не привело к результату. Продолжать совместную работу больше не представляется возможным, и теперь каждый выбирает свой дальнейший путь. В некоторых ситуациях необходимо расстаться.

Константин Агальцов

Невысказанность этого вопроса способна породить напряженность внутри команды, особенно если игрок обладал значительным влиянием. Открытое обсуждение подобных ситуаций позволит укрепить доверие и исключит возможность распространения неофициальной информации.