
Содержание:
- Существует несколько классификаций типов лидеров в командной среде
- Неформальный лидер — это человек, который оказывает влияние на группу, но не занимает официальной руководящей должности. Почему его следует считать ценным партнёром для тренера
- Как выявить неформального лидера в команде
- Как работать с неформальными лидерами
- Следует ли возложить на неформального лидера функции капитана команды
- Как действовать, когда из команды покидает неформальный лидер
- В каких ситуациях необходимо прекращать взаимодействие с неформальным лидером
В каждом спортивном коллективе со временем выявляется человек, вокруг которого сплачиваются остальные игроки. Он не обязательно является капитаном или демонстрирует наивысший уровень игры, но его мнение имеет вес, ему подражают, и он оказывает влияние на общую атмосферу в команде. Это и есть неформальный лидер – тот, кого выбирают сами спортсмены, а не назначают из начальства.
Константин Агальцов, тренер по футболу и эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, на заседании педагогического совета эксперт рассказал о том, как выявлять неформальных лидеров, привлекать их к совместной деятельности и как действовать, если их поведение начинает негативно сказываться на работе команды.
В команде можно выделить несколько типов лидеров
В большинстве спортивных команд можно выделить два основных типа лидеров: эмоционального и делового. Каждый из них оказывает уникальное воздействие на командный дух и эффективность работы.
Эмоциональный лидер, или лидер раздевалки, фокусируется на отношениях внутри команды. Его слушают, он легко устанавливает контакт с другими, умеет поддержать, разрядить обстановку, разрешить конфликт, сплотить ребят. За таким ребенком идут, потому что с ним интересно.
Деловой лидер — это ответственный ребенок, который способствует достижению целей, организует спортивные мероприятия, выполняет технические задания и поддерживает дисциплину. К примеру, он знает расписание тренировок, кто забыл спортивный инвентарь и кто отвечает за дежурство. Деловой лидер не обязательно является эмоциональным ядром команды, однако ребята ценят его за надежность и предсказуемость. Как правило, именно такого ребенка выбирают на должность капитана.
Для тренера принципиально необходимо понимать, с кем и каким образом вести взаимодействие: один специалист помогает наводить дисциплину и поддерживать порядок, другой – способствует сплочению коллектива. Однако оба эти аспекта имеют существенное значение.
Неформальный лидер — это человек, который оказывает влияние на команду, не занимая официальной руководящей должности, и почему его поддержка важна для тренера
Неформальный лидер выступает в роли эмоционального центра и душой коллектива. Он оказывает поддержку после неудач, создает позитивную атмосферу, например, шутит в дороге, и организует памятные фотосессии после побед. На товарищей он воздействует благодаря своей харизме и заслуженному авторитету.
Определение неформального лидера в команде: ключевая задача для тренера
Чтобы выявить неформального лидера, тренеру необходимо внимательно следить за поведением участников:
- Определяет атмосферу тот, кто шутит, выбирает музыкальное сопровождение и находит подходящие слова, чтобы поддержать человека в печали.
- Тот, кто первым озвучивает идею, мгновенно вовлекает в неё остальных.
- Даже без указаний тренера его слушают все остальные.
- Кто обладает способностью объединять людей, не прибегая к управлению, а просто демонстрируя пример, который вдохновляет других следовать за ним.
В зависимости от возраста участников, неформальное лидерство может проявляться по-разному. Для тренера крайне важно учитывать, какие факторы влияют на выбор детей и подростков, определяющих лидеров в команде.
Возраст |
Особенности |
До 10 лет |
Они больше ориентированы на собственные ощущения и стремятся получить удовольствие от игры, а не на достижение командных целей. Поэтому неформальным лидером обычно становится самый сильный игрок. Остальные участники стараются держаться рядом с ним, чтобы перенимать его опыт и вдохновляться. Игроку необходима поддержка тренера в формировании позитивного поведения, поскольку дети склонны брать с него пример |
10–13 лет |
Начинает возникать потребность ощущать принадлежность к коллективу, получить одобрение и занять в нем определенное место. В этот период неформальные лидеры проявляются в повседневных ситуациях, к чьему мнению прислушиваются вне официальной обстановки |
Подростки (14+) |
Внутренняя мотивация является ключевым фактором. Дети этого возраста способны к трудолюбию, полной отдаче и отказу от удобств, если у них есть личное желание. Влияние тренера все чаще зависит от авторитета неформального лидера в коллективе. Даже если он не является капитаном, это игрок, пользующийся уважением в коллективе. Благодаря ему тренер может оказывать воздействие на психологический климат, принципы и манеру поведения всей команды |
Педагогу необходимо своевременно замечать неформального лидера и устанавливать с ним контакт, чтобы предотвратить негативное воздействие. Однако, важно наладить взаимопонимание не с каждым активным участником, а с тем, кто придерживается тех же принципов, что и тренер, в отношении работы, дисциплины и командного духа. Подобный лидер способен стать надежной поддержкой и содействовать достижению поставленных целей.
Как работать с неформальными лидерами
Неформальный лидер оказывает влияние на команду, и важно, чтобы это было во благо. Для тренера ключевым является установление прямого взаимодействия с таким игроком и определение для него четкую роль, чтобы направить его в правильное русло.
- Беседовать индивидуально. Регулярные личные встречи с лидером необходимы для обсуждения текущей ситуации в команде, его самооценки, роли, значимости его позиции и возможностей для улучшения или изменений. Подобные беседы демонстрируют ребенку, что его мнение имеет значение, и тренер ценит его вклад.
Когда руководитель открыто заявляет о своей точке зрения, особенно перед командой, это устанавливает внутренние ориентиры. По сути, он создает своего рода образец. Заявляя о том, каким должен быть лидер, он, тем самым, стремится соответствовать заявленным стандартам.
- Давать больше ответственности. Неформальному лидеру целесообразно поручать важные, но несложные задачи, например, организацию поездки, помощь новичку или выступление на общем собрании. Такие задания демонстрируют признание его авторитета и оказывают поддержку со стороны тренера.
- Включать в общую систему. Когда неформальный лидер осознает пользу, которую он приносит команде, и понимает свою роль, он начинает действовать в соответствии с интересами всей группы. Поэтому необходимо, чтобы этот ребенок ощущал: его усилия ценятся, перед ним стоят определенные задачи, и он является частью команды.
- Поддерживать атмосферу участия. Для руководителя крайне необходимо ощущать, что его точку зрения воспринимают и признают важной. Это справедливо как в отношении повседневных вопросов, так и в отношении методики тренировок. Подростки, которые чувствуют себя уважаемыми, более охотно принимают установленные правила и требования тренера.
Для того чтобы лидерство приносило пользу команде, необходимо создавать атмосферу доверия. Это реализуется в условиях, где подростки ощущают себя защищенными: они уверены, что их мнение будет выслушано, оказана поддержка и не будет порицания за допущенные ошибки. В подобной обстановке лидер постепенно начинает брать на себя большую ответственность, и остальные члены команды следуют за ним.
Подробнее
Следует ли возложить на неформального лидера функции капитана команды
Неформальный лидер может выполнять роль капитана, если обладает способностью к ответственности, умеет служить образцом для подражания, оказывает поддержку педагогу и команде. Однако, не всегда он успешно справляется с этими задачами.
Капитан — это функциональная роль. Для достижения результата необходимы дисциплина, организованность и способность к взаимодействию с тренером. Капитан обеспечивает соблюдение порядка, контролирует эмоциональное состояние игроков и способен вести команду в непростой обстановке.
Лидерские качества наиболее заметны в ситуациях поражений, в напряженных играх и при разногласиях внутри команды. Эффективный капитан способен сохранять выдержку в таких условиях, брать на себя инициативу и служить образцом для подражания. Неформальный лидер не всегда подготовлен к такой роли: он может обладать харизмой, но при этом избегать ответственности или не соблюдать установленные правила.
Обязанности капитана включают в себя управление ожиданиями всех членов команды. Когда тренер самостоятельно определяет капитана, его решение может не соответствовать мнению игроков. Это может привести к возникновению напряженности и ослабить авторитет выбранного капитана. Другой вариант — организация голосования, что позволит создать ощущение справедливости и обеспечит участие каждого члена команды.
Когда траектория движения отклоняется от необходимой, и это отклонение выходит за пределы видимости – как правило, именно эти специалисты способны своевременно заметить это и предотвратить. Ответственность за это возложена на них.
Как правило, мой выбор соответствует моей точке зрения. В противном случае это вызывает беспокойство, поскольку указывает на то, что я и моя команда имеем разное видение ситуации.
В ходе неформального голосования можно определить капитана. Также возможно, что лидеру будет доверена роль вице-капитана, или он не получит никакого статуса. При этом такой результат также приемлем: если формальные и неформальные лидеры способствуют развитию команды, а не вступают в конфликт.
Как действовать, когда из команды покидает неформальный лидер
Команду всегда замечают, когда покидает ее неформальный лидер. Меняется атмосфера, нарушается привычный ритм, и игроки теряют ориентир. Однако это не является критической проблемой, с ней можно успешно справиться, если тренер окажет необходимую поддержку детям.
- Не пытайтесь формально заполнить пустоту. Наблюдение, поддержание связи с игроками и предоставление команде времени на восстановление представляются более предпочтительными. Неформальное воздействие не является результатом тренерского решения. Вероятно, через несколько недель возникнет новый лидер, поэтому важно не препятствовать естественному ходу событий.
- Поддержите команду разговором. Нельзя игнорировать произошедшие изменения. Тренеру необходимо прямо поговорить с игроками, рассказать о том, что изменилось, кто сейчас является ключевой фигурой, кто проявляет лидерские качества. Это позволит команде понять: реорганизация – обычный этап развития, и они смогут преодолеть его сообща.
Когда лидер покидает позицию, например, капитан, необходимо согласовать перераспределение обязанностей среди остальных членов команды. Один из вице-капитанов может взять на себя часть ответственности, а остальные должны будут его поддерживать. Для избежания недоразумений важно заранее определить, кто отвечает за выполнение каких задач.
- Смотрите на скрытых игроков. Смена руководителя предоставляет шанс для тех, кто ранее оставался незамеченным. В новых условиях некоторые воспитанники могут продемонстрировать свой потенциал, проявляя лидерские качества и беря на себя роль ведущего. Для тренера крайне важно выявлять таких неявных лидеров.
В жизни любой команды неизбежны периоды перемен. Роль педагога заключается в том, чтобы бережно сопровождать этот процесс: отслеживать ситуацию, оказывать поддержку, помогать и предоставлять возможности для развития.
В каких ситуациях необходимо прекращать сотрудничество с неформальным лидером и как это осуществить корректно
Неформальный лидер может оказывать негативное влияние на коллектив, подрывая дисциплину, вызывая разногласия и пренебрегая установленными нормами. Если усилия тренера по взаимодействию, вовлечению в работу и поручению задач не приводят к изменению поведения, то ситуация достигает критической точки. В определенный момент необходимо будет сделать вывод о невозможности дальнейшего сотрудничества.
В подобных ситуациях расставание с неформальным лидером представляется закономерным шагом. Это входит в обязанности тренера: обеспечивать защиту команды, если кто-то постоянно препятствует её прогрессу.
Невысказанность этого вопроса способна породить напряженность внутри команды, особенно если игрок обладал значительным влиянием. Открытое обсуждение подобных ситуаций позволит укрепить доверие и исключит возможность распространения неофициальной информации.