Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая.

Феридэ Вагапова не стремилась к педагогической профессии. После окончания Московского института нефти и газа им. И. М. Губкина вернулась в Астану с дипломом нефтяника, где ей предстояло решить: ехать на месторождение или присоединиться к семейному делу — управлять сетью частных детских садов «Теремок». Феридэ остановила свой выбор на втором варианте. В то время у неё не было ни специальных знаний, ни опыта, но она сумела стать эффективным руководителем без базового образования и в условиях предрассудков.

«Я долго пряталась за маминой спиной»

Феридэ выбрала этот бизнес по нескольким причинам. Не хотелось ей работать на нефтегазовом месторождении в отдаленном районе, в окружении преимущественно мужчин. Ее привлекала возможность развивать семейное дело, быть собственницей. Мать Феридэ, Айшат Вагапова, известная в Астане педагог и психолог, руководитель регионального филиала казахстанской ассоциации дошкольных организаций, основала сеть частных детских садов «Теремок». Третий по счету филиал она предложила возглавить дочери, которой тогда не было и 30 лет.

Вроде бы я недостойна занимать такую должность, ведь очень юная ещё и представления о руководителе у меня сложились такие — мудрый, с большим стажем.

Феридэ признавалась, что опыта управления у неё не было, к тому же никогда не работала в найме и не знала, как себя должен вести руководитель. Вначале авторитет и репутация матери помогли: коллектив воспринимал Феридэ как «дочь Айшат». Но прятаться за маминой спиной стало невозможно из-за семейных обстоятельств, которые вынудили родителей уехать из Астаны. Стало понятно, что действовать придется самой.

«Руководитель не должен раздавать листочки»

Феридэ окончила магистратуру Московского государственного педагогического университета по специальности «Менеджмент в дошкольном образовании» и защитила диплом в прошлом году.

Вначале моей работы долго изучала основы. Сидела с бухгалтером, заведующим хозяйством, следила за выполнением их обязанностей. Заходила на кухню, наблюдая за привозом и распределением продуктов, приготовлением пищи. Бывало, сидела в кабинете с медсестрой.

Феридэ усваивала советы родителей, видела, как заведующие садами общаются с воспитателями и семьями: когда строгость необходима, а когда — проявление снисхождения. Однако чёткое представление о роли руководителя сформировалось у неё… ДиректорскойПрограмма повышения квалификации руководителей школ и университетов от компании «Атлас Коммуникации».

Во время игры, которую проводил Витольд Ясвин, Феридэ поняла важность отказка от ручного управления в менеджменте. Руководитель должен был дать задание «подчиненным» нарисовать геометрическую фигуру и для этого обеспечить их бумагой.

Истинный руководитель не теряет время на несущественные вопросы, освобождая себя для стратегических задач развития предприятия. Вместо раздачи инструкций ему нужно продумывать бизнес-стратегию, вектор развития компании и конечные цели на 1-5-10 лет вперёд. Практика работы с алгоритмами поведения директора проходила в форме игр, но каждый шаг и сказанное слово имели значение.

Участие в «ДиректорскойЭтот опыт помог справиться с комплексом по поводу возраста, хотя на потоке Феридэ действительно самая молодая. Сначала она думала, что выглядеть глупо со своими вопросами, но оказалось независимо от возраста и опыта, сложности у всех директоров одинаковые. Даже без учёта региона или страны.

Где найти дополнительные средства для работы СПО, школы, центра дополнительного образования или нового проекта? Как сформировать настоящую команду и эффективно управлять ею? Как не выгореть, занимая руководящую должность? Ответы на эти и другие вопросы — в программе переподготовки для руководителей образовательных организаций. Директорская».

Записаться в программу

Страны разные, проблемы одинаковые

В Казахстане, как и в России, государственные детские сады переполнены. Поэтому частные дошкольные учреждения пользуются большим спросом. Условия для развития бизнеса благоприятнее. Например, для частных садов нормы СанПина значительно проще, чем для государственных. По словам Феридэ, детский сад можно разместить даже в коттедже. Частные сады получают дотации из бюджета за каждого ребёнка. Получить поддержку можно через участие в конкурсах. «Теремок», например, использует эти деньги для погашения кредита на покупку здания.

Взаимоотношения с родителями в Казахстане и России схожи. Нет никаких национальных особенностей. В обеих странах семьи часто стараются возложить ответственность за воспитание ребёнка на детский сад, поскольку оплачивают его. Проблема, общая для всех директоров — найти точки соприкосновения, установить отношения, объяснить, что это совместная работа. После « ДиректорскойФеридэ решила вернуть родительские чаты, которые хотела закрыть из-за негатива и частых споров. Друзья посоветовали ей, что чаты действуют как громоотвод и лучше вести острые дискуссии там, чем где-то в сети.

«Не надо терпеть чужих «тараканов»

Участие в «ДиректорскойПриход Феридэ побудил внедрить систему управления «Битрикс» в садах и сформировать команду системно. Ранее при открытии нового филиала сотрудников набирали стихийно: по рекомендациям, знакомству или объявлениям. Это приводило к тому, что сотрудники попадали в «Теремок» случайно. Случались ситуации, когда воспитатель увольнялся и забирал семьи себе для домашних занятий.

Феридэ теперь собирается создать новую команду и уволить некоторых работников.

Если кто-то неэффективен, не стоит из-за привычки терпеть его недостатки и избегать перемен. Лучше собрать команду, в которой каждый любит свою работу и стремится к эффективности.

Феридэ тридцать один год, считает себя молодым руководителем и уверены в своих способностях. Будущие планы амбициозные: открытие частной школы и ещё одного детского сада.

Какой вы руководитель?

Лучше задать этот вопрос сотрудникам, но, полагаю, являюсь руководителем порядочным.

Идеальный директор школы — какой он?

Влюбленный в свою работу.

Что самое сложное в вашей работе?

Работа с людьми.

Если бы я раньше знала, то сейчас бы…

Зная о «Атласе Коммуникации» раньше, у меня был бы сейчас прекрасный детский сад.

Работа руководителем школы — призвание или профессия?

По силе желания любая профессия может превратиться в призвание.

Что посоветуете коллегам?

Путешествовать по разным странам с целью профессионального роста.

Другие ответы: Ольга БеловаДиректор московской школы Ольга Белова. Светлана Палкина, директор школы № 137 (Шабровский), Алексей Голубицкий, Руководитель образовательного комплекса «Школа будущего» из Калининградской области, Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии (Псков), Антон Федоров, заместитель директора по IT в «Новой школе» (г. Екатеринбург), Дарья Тимощук, основатель SmartFox.