
Невнимательность и небрежность обычно обвиняют в плохом написании ребенком. Однако причина кроется в качестве работы мозга. Независимо от того, сколько правил зубрит ребенок, если речевые центры, зрительное, слуховое внимание и мышление недостаточно развиты, а межполушарные связи слабые, ошибки на письме будут возникать снова и снова. поделились Упражнения для коррекции нейропсихологических проблем, повышения обучаемости и грамотности.
1. Дыхание
- чередование быстрого и медленного дыхания;
- Вдохни четыре раза, выдохни семь раз.
- Направить легкий поток воздуха на лист, чтобы сначала он немного дрогнул, а потом — покатился с поверхности стола.
2. Зрение
- зажмуривать и затем открывать глаза.
- В парах: один чертит ручкой с ярким колпачком числа, буквы или знак бесконечности в воздухе, другой следит за движениями взглядом, не поворачивая головы и корпус.
Выделив минутку перед диктантом на упражнения для глаз, можно добиться того, что дети с большей концентрацией внимания выполнят задание лучше.
3. Пальчиковые упражнения
- Пианист: вместо клавиш — поверхность парты. Каждый палец имеет своё обозначение: большой — первый, указательный — второй и так далее. Учитель называет аккорд, например, «первый, третий, пятый», а дети одновременно ставят названные пальцы, как будто играют на пианино. Затем учитель называет следующий аккорд, например, «первый, второй и четвертый» — положение пальцев меняется.
- Зеркальное рисование.
Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на зоны мозга, отвечающие за речь. Если ребенку сложно выполнить какое-либо упражнение, это указывает на то, что в его мозге есть неразвитая часть. Для ее активизации необходимо регулярно выполнять эти упражнения. Предлагайте ему задания, которые будут по силам, постепенно усложняя их для достижения прогресса. Не забывайте хвалить ребенка за старания — это ускорит путь к достижению цели.
4. Слух
- Два ученика покидают класс, в то время как остальные повторяют слова, данные учителем. Позже вернувшись, пересказывают услышанное.
- Два человека расставлены друг напротив друга на две длины шагов. Один тихо произносит слово или фразу, второй повторяет. При правильном повторении оба делаются на два шага назад. Затем ведущий говорит новое слово, а другой вновь пытается услышать.
5. Реакция и координация
В процессе обучения требуется непрерывное переключение внимания. Даже изучение имени существительного подразумевает оперативную реакцию: необходимо учитывать его склонение и род, а также наличие однокорневых слов, анализ структуры слова и так далее.
- Можно использовать любые игры с мячом, где надо ловить его, отвечать на вопросы и снова вернуть.
Задача сложнее, чем кажется. Сначала необходимо поймать мяч, затем отбросить его так, чтобы попал точно в руки. При этом важно ещё и помнить вопрос, который задали, и ответить на него. Многие дети не умеют бросать мяч так, чтобы он летел туда, куда нужно.
- Одновременно ударять по животу одной рукой и по голове — другой. После чего поменять руки.
- В начале занятия можно договориться с учащимися: при одном хлопке все повторяют слово или фразу, а при двух — кричат «Ура!».
6. Переключение внимание
- Запросите у учеников пословицу и попросите одного записать её на доске без гласных букв, заменяя их чертами. Затем пусть другой ученик напишет пословицу, но с пропущенными согласными буквами.
- Точно так же можно заниматься и с словарными словами. Например, вы произносите слово «апелляция», ребёнок записывает его на доске, оставляя вместо внутренних букв черточки, а первую и последнюю оставляя как есть.
7. Развитие мышления
- В течение четырёх минут учащимся предлагается составить небольшое сочинение из четырёх предложений на любую тему, каждое предложение должно быть красивым.
Это задание способствует постепенному совершенствованию у детей навыков письма. В начале обычно детские фантазии ограничиваются чем-то обычным, например:
- Вчера было воскресенье.
- Мы с папой поехали кататься на сноуборде.
- Потом мы вернулись.
- Мама сварила нам борщ.
Когда учитель читает лучшие сочинения, дети понимают, чего нужно добиться, и стараются использовать больше выразительных средств, глубже раскрывая темы своих следующих текстов.
- Наступает зима, выпадает снег.
- Снежинки, упав с большой высоты на землю, тают и исчезают.
- Так же и несчастная любовь.
- Поверь, найдётся одна снежинка, любовь, которая не исчезнет.
«Необходимо не только слушать, смотреть и записывать. Нужно прыгать, проговаривать, хлопать, подбрасывать, ловить, дуть, петь, топать, танцевать, шептать, угадывать на ощупь, успевать на скорость, бросать, приседать, смеяться» — урок должен соответствовать такому подходу. Учение, которое задействует все части мозга, — самое эффективное.
Материалы по теме:
- Нейропсихология и правописание: работа над ошибками
- Развивающие упражнения для ума: 5 вариантов для детей и взрослых.
- 5 родительских ошибок, провоцирующих неряшливый почерк у детей.