Неграмотность у детей часто объясняют невнимательностью и небрежностью. На самом деле причина кроется в функционировании мозга. Даже если зубрить правила, слабые речевые центры, зрительное и слуховое внимание, мышление и межполушарные связи приводят к постоянным ошибкам. поделилисьУпражнения для коррекции нейропсихологических проблем, повышения обучаемости и грамотности.

1. Дыхание

  • чередование быстрого и медленного дыхания;
  • Вдохни за четыре счета, выдохни за семь.
  • Дай листку немного ветерка, и пусть сначала он дрогнет, а потом покатится с поверхности стола.

2. Зрение

  • зажмуривать и затем открывать глаза.
  • В паре учащиеся выполняют упражнение: один рисует ручкой с ярким колпачком цифры, буквы или знак бесконечности в воздухе, а другой, не поворачивая головы и корпуса, следит за его движениями глазами. Важно выполнять задание в темпе, заданном учителем.

Минутная гимнастика для глаз перед диктантом позволит детям написать его лучше из-за сосредоточенности внимания.

3. Пальчиковые упражнения

  • Пианист: вместо клавиш – поверхность парты. Каждый палец имеет свой номер: большой – первый, указательный – второй и так далее. Преподаватель называет аккорд, например, «первый, третий, пятый», а дети ставят одновременно названные пальцы так, как будто играют на пианино. Затем преподаватель называет следующий аккорд, например, «первый, второй и четвертый» – положение пальцев меняется.
  • Зеркальное рисование.

Эти упражнения тренируют мелкую моторику, которая связана с речевыми центрами мозга.
Если ребенку сложно выполнять какое-то упражнение, значит, в его мозгу есть область, которая нуждается в активизации. Для этого нужно регулярно её тренировать. Предлагайте упражнения подходящего уровня сложности, постепенно увеличивая их трудность.
Награждайте за попытки – это ускоряет прогресс.

4. Слух

  • Два ученика покидают класс, в то время как остальные повторяют слова учителя. После этого возвращаются и рассказывают услышанное.

  • Два человека лицом к лицу на расстояние двух шагов. Один шепотом говорит слово или предложение, а второй его повторяет. При правильном повторении оба делают по два шага назад. Затем ведущий произносит новое слово, а второй вновь старается уловить сказанное.

5. Реакция и координация

В процессе обучения требуется постоянное перенаправление внимания. Даже освоение существительных подразумевает оперативность: необходимо учитывать склонение и род, а также однокоренные слова, разбор по составу и так далее.

  • В играх с мячом, где требуется ловить его, отвечать на вопросы и возвращать, подойдут любые вариации.

Это труднее, чем кажется: сначала нужно поймать мяч, затем отбросить его точно в руки и при этом вспомнить вопрос и ответить на него. Много детей не умеют бросать мяч так, чтобы он попал в нужное место.

  • Одновременно правой рукой хлопаем живот, левой — голову. Потом меняем руки.
  • В начале занятия можно согласовать с учениками следующее: при одном хлопке повторят действие, а при двух — кричат «Ура!». Такая договоренность поможет классу оставаться внимательным и сосредоточенным на протяжении всего урока.

6. Переключение внимание

  • Попросите кого-нибудь из класса записать на доске пословицу, заменяя гласные буквами чертёжками. Потом другой ученик напишет новую пословицу, но только с гласными и без согласных.
  • Аналогично можно заниматься и с лексическими словами. Назовете вы слово, например, «апелляция», ребенок напишет его на доске, но лишь первые и последние буквы, а все остальные — черточкой.

7. Развитие мышления

  • За четыре минуты ученикам необходимо написать сочинение из четырех предложений по свободной теме.
    Важно, чтобы каждое предложение было красивым.

Это задание способствует постепенному совершенствованию умения писать. Вначале у детей фантазия может быть не слишком богатой, например,

  1. Вчера было воскресенье.
  2. Мы с папой поехали кататься на сноуборде.
  3. Потом мы вернулись.
  4. Мама сварила нам борщ.

Когда учитель читает лучшие работы, дети понимают, чего стоит добиваться, и в следующий раз используют больше выразительных средств, глубоко прорабатывая содержание своих сочинений.

  1. Наступает зима, выпадает снег.
  2. С неба на землю летят снежинки, а затем растают.
  3. Так же и несчастная любовь.
  4. Найдется снежинка любви, которая останется.

«Недостаточно просто слушать, смотреть и записывать. Нужно прыгать, проговаривать, хлопать, подбрасывать, ловить, дуть, петь, топать, танцевать, шептать, угадывать на ощупь, успевать на скорость, бросать, приседать, смеяться» — идеально, когда урок этому соответствует. Обучение, которое задействует все части мозга, — самое эффективное.


Материалы по теме:

  • Нейропсихология и правописание: работа над ошибками
  • Упражнения для развития ума: 5 вариантов для детей и взрослых.
  • 5 родительских ошибок, из-за которых у ребёнка плохо получается писать.