
Не всё можно решить в одиночку. Быстрее и продуктивнее совместно работать с другими.
Иногда учитель общается лишь с коллегами по школе, не знакомый с другими педагогами. В таком случае стоит заняться созданием деловых связей. В статье рассмотрим, что такое нетворкинг, как заводить новые знакомства и где найти полезные контакты.
Значение налаживания профессиональных контактов: как нетворкинг содействует развитию карьеры и профессионализму.
Создание и поддержание связей для обмена знаниями, опытом и ресурсами — это нетворкинг.
Нетворкинг отличается от повседневной работы с коллегами наличием целей и способов взаимодействия.
Молодой педагог, работающий в школе первый год, пригласил старшего коллегу на свой урок, чтобы тот посмотрел и дал обратную связь. После этого молодые специалисты обсудили, что можно улучшить, и опытный учитель посоветовал книгу по методике преподавания с многочисленными полезными идеями для занятий.
Нетворкинг помогает педагогу развиваться в карьере. Рассматривая коллег как потенциальных партнеров для сотрудничества, стоит расширять профессиональное общение.
- Обмениваться опытом и лучшими практиками. Общение с преподавателями из разных школ позволяет узнать о новых методиках преподавания, которые можно применять на своих занятиях.
- Эффективнее решать проблемы. Общение с коллегами позволяет получать и оказывать друг другу поддержку, дельные советы и помощь. Чем больше таких связей у вас есть, тем выше шанс преодолеть сложности более быстро.
- Не упустить профессиональные и карьерные возможности. Участие в нетворкинге делает более заметными его участников. Обучителю, хорошо известному другим специалистам, поступает больше предложений о работе и сотрудничестве.
- Следить за новыми образовательными трендами, методиками и подходами. Замкнувшись в себе, человек может пропустить значимые изменения и не успеть приспособиться к новой обстановке.
- Развивать софт-скилы. В процессе коммуникации важно представлять себя, налаживать доверие, а также подстраиваться под собеседников и обстоятельства.
Нетворкинг строится на принципе самоотдачи: специалисты из различных областей обмениваются своими профессиональными знаниями и опытом.
Как строить эффективный нетворкинг: инструменты и подходы.
Для построения прочных рабочих отношений необходимо разработать план действий и демонстрировать инициативу.
Участвуйте в мероприятиях. На конференции можно познакомиться с выступавшими, чьи выступления понравились, и задать им вопросы о проектах.
Составьте самопрезентацию. Это ещё называют лифт-питчем — кратким рассказом о себе, длительностью 30-60 секунд. Главная задача — привлечь внимание слушателя и спровоцировать интерес к вашей персоне.
Лифт-питч должен быть понятным, кратким и запоминающимся. В него входят: кто вы, чем занимаетесь, какие навыки и опыт имеете, какую пользу можете принести и почему ваша работа важна. Это полезно для самопрезентации на публике и знакомства через электронную почту. Например: «Приветствую, я Анна Иванова, более пяти лет работаю учителем начальных классов. Внедряю новые методы обучения, обучаю педагогов использовать искусственный интеллект в работе и создаю технологии, чтобы повысить интерес детей к учебе».
Встретившись лично, много деталей не требуется. Достаточно сказать имя и фамилию, а также указать свою профессию: «Анна Ивановна, учитель начальных классов школы №[число] в Москве».
Создайте профиль в соцсети. Можно создать страницу в социальных сетях, например, во ВКонтакте или Telegram, либо на Дзене. Там размещают заметки, статьи и кейсы — короткие истории о профессиональной деятельности. Так можно прорекламировать себя как специалиста и помочь коллегам найти друг друга.
Например, Михаил Солонников, преподаватель литературы, ведет группу во «ВКонтакте» . Литература в школеЗдесь публикуют полезные материалы, а читатели обсуждают их в комментариях. по теме
Следуйте профессионалам, чья работа вам нравится. Выражайте своё восхищение лайками, делитесь мнением и задавайте вопросы под публикациями. Разговаривайте с читателями блога, даже если не знакомы лично. Такие разговоры могут перейти в личные сообщения и даже во встречу.
Поддерживайте связь. Чтобы оставить яркое впечатление от встречи и продемонстрировать интерес к общению, свяжитесь с человеком в течение суток после мероприятия. Вы можете выразить благодарность за выступление и задать связанные с ним вопросы. Такой шаг способствует поддержанию контакта.
Ищите, чем вы можете быть полезны. Рассматривайте предложения о совместной работе и окажите поддержку другим, чтобы укреплять деловые отношения.
В сетевом взаимодействии важно выделяться, проявлять активность и прежде всего стремиться делиться и помогать.
Где искать полезные контакты
Создание ценных связей возможно как в сети интернет, так и в реальной жизни.
Образовательные конференции и форумы. На подобных событиях можно расширить свой кругозор и познакомиться с новыми людьми.
Петербургский международный образовательный форум ПМОФ – ежегодная конференция, которая проходит в Петербурге в марте. В рамках мероприятия ведущие специалисты в области образования делятся опытом, обсуждают отрасль и определяют направления ее развития. Участвуют ученые, педагоги, политики, руководители системы образования и деятели культуры.
Программа рассчитана на несколько дней и включает в себя круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации.
Сквозные образовательные траектории Всероссийский форум СОТ, организованный Союзом участников отношений в сфере образования, направлен на выявление и распространение передовых педагогических методик.
В очном и онлайн формате проходит форум. Специалисты в сфере образования, руководители и педагоги учебных заведений, руководители ведущих федеральных научных и образовательных центров, а также представители власти обсуждают непрерывное образование, социальное партнерство, культурное многообразие, здоровье, проектную деятельность и цифровизацию.
Программа включает мастер-классы, анализ современных педагогических ситуаций, прогнозные игры, дебаты и рабочие группы.
Конкурсы. Там возможно познакомиться с представителями из разных областей, руководителями, членами жюри, среди которых нередко присутствуют чиновники, а также найти инвесторов и партнеров. Рассмотрим примеры — ежегодные бесплатные конкурсы для учителей.
Большая игра им. Л. Выготского. Это конкурс по грантовым проектам в сфере образования. В «Большой игре» могут принимать участие как команды, так и индивидуально.
- В треке «Команда» проект представляет группа из разных ролей: педагог, ученик или воспитанник ДОУ, выпускник, представитель семьи, представитель администрации, партнер. В одной роли может быть много человек. Участники выполняют восемь обязательных заданий и по желанию одно дополнительное.
- Трек «Лидер» предназначен для педагогов и специалистов детских садов, школ и учреждений дополнительного образования, родителей детей до 18 лет, студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по образовательным специальностям. Участники проходят тест и выполняют пять конкурсных заданий.
Флагманы образования. В конкурсе принимают участие педагоги и руководители из учебных заведений, а также студенты. Специалисты преодолевают несколько этапов.
- Регистрируются на сайте в личном кабинете.
- Проходят входную диагностику, «Образовательный марафон» и «Флагманскую школу».
- Участники соревнуются на этапах отбора, регионального полуфинала и финала конкурса.
- Участвуют в постпроектном сопровождении.
Конкурсы предоставляют возможность продемонстрировать педагогический талант, представить свой проект, отточить навыки публичных выступлений и установить новые профессиональные связи. Не забудьте обменяться контактами с другими участниками и пообщаться в неформальной обстановке, например, на постконкурсных мероприятиях.
Соцсети. Социальные сети дают возможность педагогам создавать контакты с коллегами, если лично встречаться им затруднительно. Для ведения блога не обязательно регистрироваться как блогер. Можно просто подписаться на интересные страницы в социальной сети.
В онлайн-сообществах для учителей поднимаются значимые темы профессиональной деятельности. Учителя обращаются за советом, а другие педагоги и специалисты делятся опытом и утешают.
В других группах, например «Молодежное педагогическое движение» и «Сообщество для воспитателей и педагоговВ данном сообществе доступна информация о мероприятиях, а также методические пособия. Пользователи часто ведут увлекательные дискуссии в комментариях, в которые можно войти для знакомства.
Онлайн-курсы. В отличие от университета, куда поступают обычно после окончания школы, дистанционные курсы посещают часто те, кто несколько лет проработал в одной или нескольких сферах и желает сменить профессию или повысить квалификацию. Большинство людей уже имеют опыт нетворкинга, а знакомства на новом обучении расширяют сеть специалистов еще больше.
Успешное построение деловых связей основано на инициативности. Независимо от количества мероприятий или пройденных курсов, необходимо проявлять смелость и первым заводить знакомства.
Как преодолеть страх нетворкинга
Знакомство с профессионалами из различных сфер может приносить пользу, но многие отказываются строить связи. Причины кроются в страхе показаться навязчивым, сомнениях в своей квалификации или неуверенности в том, как начать общение. Рассмотрим шаги, которые помогут преодолеть страх и начать развивать нетворкинг.
Смените восприятие. Вместо обязательств или стресса новые знакомства могут стать шансом обменяться опытом. Размышляйте о том, что можно узнать и как это пригодится в будущем, а также о том, чем быть полезным для других. Например, не задумываясь, сколько ценных связей у вас уже есть, другой человек может искать специалиста, с которым вы давно сотрудничаете.
Подготовьтесь к мероприятию. Если вы направляетесь на конференцию, изучите программу и спикеров. Подготовьте несколько вопросов к интересующим вас участникам для начала беседы.
Примите возможность отказа. Не все беседы завершатся результатом, и это естественно. Если человек, к которому вы обратились за общением, не проявляет любопытства, не воспринимайте это лично. Вероятно, просто устал или занят, но корректно об этом сообщить не может или боится обидеть вас. Помните, отказы — обычное явление в процессе нетворкинга.
Больше практикуйтесь. Подобно другим навыкам, общение с новыми людьми совершенствуется с опытом. Чем чаще вы общаетесь, тем увереннее себя чувствуете. Можно поставить себе цель: посещать хотя бы одно мероприятие раз в две недели или месяц для накопления опыта.
Встретиться с новым человеком — волнительно и это нормально. Проблема часто не в страхе перед этим человеком, а в негативных мыслях, которые мешают двигаться вперед, например: «Я буду выглядеть глупо», «Мне не понравлюсь» или «Меня осудят». Так говорит внутренний критик, который мало что понимает в реальности.
Если у вас появляются такие мысли, замените их на поощряющие: «Я хочу познакомиться с этим оратором, потому что его выступление мне понравилось. Я задам ему вопросы, это нормально. Все здесь так же поступают, и я смогу».
Преимущества нетворкинга для учителей: понимание коллег, поддержка и доступ к ресурсам.
Нетворкинг — средство продвижения в педагогической карьере. О пользе и эффективном использовании этого инструмента.
Нетворкинг помогает специалистам различных областей сотрудничать для решения задач, повышения скорости и эффективности работы.