Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В России профессию тьютора официально оформили в 2008 году. Несмотря на то что тьюторство не новое явление, не все в образовании понимают, чем занимаются специалисты этой профессии. Журнал «Педсовет» разобрался, кто такой тьютор в школе и какие у него должностные обязанности.

Что такое тьюторство: место работы и типичные обращения.

Тьютор оказывает поддержку ученику во время обучения. Помогает ребенку формировать индивидуальный учебный план, учитывая его интересы и способности.

Специалист оказывает помощь школьникам, учитывая индивидуальные потребности каждого и создавая условия для самостоятельного обучения. Давайте разберемся, с какими группами детей и их трудностями работает специалист.

Дети с трудностями в обучении.Причины многообразны: недостаток мотивации, трудности с концентрированием или когнитивные характеристики. В подобной ситуации наставник осуществляет, к примеру, следующие действия:

  • Способствует определению увлечений и установлении важных образовательных задач.
  • развивает навыки самоорганизации;
  • Способствует благоприятной обстановке для изучения, увеличивая у ребёнка стремление и самооценку.

Одаренные дети. Тьюторская помощь может пригодиться и детям с хорошими успеваемостью. В их случае мотивация к учёбе иногда снижается, так как программа для них слишком лёгкая. Также возможно изолирование от сверстников из-за опережения в развитии и наличия других интересов.

В такой ситуации тьютор:

  • Создаёт персональную учебную программу и предлагает углублённое изучение любимых предметов.
  • Ищет возможности для реализации потенциала подопечного через занятие дополнительными проектами и конкурсами.
  • Способствует установлению контактов с товарищами по учебе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).У некоторых могут быть физические, психические и сенсорные нарушения, которые затрудняют овладение стандартной программой и интеграцию в окружении сверстников. Чтобы помочь, тьютор:

  • адаптирует материалы под потребности ученика;
  • помогает коммуницировать с одноклассниками и педагогом;
  • Сопровождает ребёнка во время занятий и оказывает помощь в повседневных делах.
  • Обеспечивает сотрудничество педагога, психолога и родителей для реализации общей концепции помощи ребенку.
  • Искатe социальные проекты для участия подопечного, подходящие его особенностям и интересам.

Тьютор, как специалист по сопровождению, помогает придерживаться рекомендаций медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий. Для этого ему необходимы знания в коррекционной педагогике, дефектологии и психологии.

В общеобразовательную школу нанимают тьютора при условии обучения там минимум шести детей с ограниченными возможностями. Специалист не проводит весь день с одним ребенком. В течение уроков тьютор посещает по очереди каждого, которому назначили работу с ним.

Детям с интеллектуальными нарушениями, расстройством аутистического спектра, сложной структурой дефекта и диагнозом «Умственная отсталость» особенно требуется тьюторская помощь. Часто учатся в коррекционных школах VIII вида, средних специальных учебных заведениях и посещают центры дополнительного образования, например психологические. В этих образовательных учреждениях ребятам важно тьюторское сопровождение.

Маргарита Рогацкая, доклад «Специфика работы тьютора в системе специального образования».

Что отличает тьютора от психологов, учителей и прочих специалистов? Какие навыки и требования к нему предъявляются?

Существуют распространенные заблуждения о роли тьютора. Многие считают его эквивалентом психолога из-за индивидуальной работы с ребенком. Другие ошибочно полагают, что тьютор помогает учителю во время урока. В действительности это неверно.

Учитель инструктирует по выполнению заданий, предоставляет методический материал, проводит проверку знаний и анализирует ход обучения. Тьютор же поддерживает ребенка с помощью советов, направляя его к самостоятельности. Например, если подопечный во время урока не уяснил что-то, тьютор не объясняет вновь, а напоминает о необходимости спросить, для чего нужно поднять руку и попросить повторить.

Между учителем и учеником — вертикаль, где учитель главнее, а ребёнок ему подчиняется. В менторстве взрослый не имеет преимущества, отношения построены горизонтально.

Маргарита Рогацкая, доклад «Специфика работы тьютора в системе специального образования».

Не все педагоги понимают функции тьютора. Когда в школу приходит такой специалист, некоторые считают его дефектологом или логопедом. То же самое думают и родители, которые могут воспринимать тьютора как няньку или личного учителя для своего ребёнка.

В качестве наставника необходимо незамедлительно связаться с родителями и разработать план совместного сотрудничества. Возможно даже организовать встречу для родителей, чтобы разъяснить свои задачи и методы работы с детьми.

Информирование взрослых входит в обязанности тьютора.

Маргарита Рогацкая, выступление на вебинаре «Особенности работы тьютора в системе специального образования».

Функции наставника отличаются от деятельности учителя по предмету, классного руководителя, социального педагога, психолога и помощника. Давайте рассмотрим, кто такой тьютор в школе и какие у него служебные обязанности.

В чём отличие тьютора от других педагогов?

1. Использует индивидуальный подход. Тьютор разрабатывает персональные планы обучения, принимая во внимание запросы учеников. К примеру, составляется план, учитывающий особенности восприятия информации у детей с РАС: применяются визуальные подсказки, чёткое расписание и задания корректируются под уровень концентрации каждого ребёнка.

Наставник корректирует образовательный план, исходя из способностей и потребностей ученика. Советует педагогам, как преподавать ребенку для достижения наилучших результатов.

Если ребёнок в классе учиться не может, тьютор занимается с ним.

Маргарита Рогацкая, выступление на вебинаре «Специфика работы тьютора в системе специального образования».

2. Развивает самостоятельность и ответственность.Например, учитель обучает ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности планировать время и хвалит его, когда ребенок выполняет задания в срок.

Наставник не выполняет все задания вместо ученика, а действует как мостик между ним, педагогом и сверстниками.

Маргарита Рогацкая выступила на вебинаре «Особенности работы тьютора в системе специального образования».

3. Мотивирует. Тьютор помогает учащимся сознательно относиться к обучению, глубже понимать себя и свои интересы, а затем устанавливать индивидуальные цели для достижения желаемого результата.

4. Координирует. Тьютор обращает внимание на особенности обучения и развития ребёнка и руководит учителями, родителями, психологом и другими специалистами для совершенствования состояния и способностей ребёнка в согласованной системе.

Необходимо сотрудничать с учителями и родителями, привлекая к делу психолога. Если педагог не согласен с советами тьютора, психолог может стать посредником и разрешить разногласия. Аналогично, если родители настаивают на продолжении учебы ребенка в классе, невзирая на вред этого, психолог сможет разъяснить им ситуацию.

Основная цель наставника – быть востребованным ребенком как можно короче.

Маргарита Рогацкая, вебинар «Специфика работы тьютора в системе специального образования».

Какую документацию ведет тьютор

На законодательном уровне не определено, какие документы ведет тьютор; это решает администрация каждой образовательной организации. Обычно специалист разрабатывает тьюторскую программу по рекомендациям психолога или ПМПК. Строгих правил оформления программы нет. Чаще всего в ней описывают проблему, цели и сроки их достижения, а также планируемые шаги.

Тьютор ведет дневник для отслеживания прогресса ребёнка: успехов и трудностей. В нём указывают дату записи и информацию о достигнутых результатах.

В ходе работы с учеником наставник свободно ведёт записи для определения способностей, выявления затруднений и уточнения задач.

Маргарита Рогацкая о специфике работы тьютора в системе специального образования.

Где учиться и как стать тьютором

Педагогический характер работы тьютора обуславливает требование наличия у него высшего образования и опыта работы по специальности не менее двух лет. Уточняется, где возможно получить образование и необходимую квалификацию.

1. Высшее образование:

  • Институт педагогики и психологииВ МГПУ.
  • Институт педагогикиВ Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена.
  • Факультет «Психология образования»В Московском государственном педагогическом университете.

Дополнительное образование или повышение квалификации. С педагогическим или психологическим образованием можно пройти программу профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Тьюторское сопровождение». Например, программеНациональный научно-исследовательский институт дополнительного образования.

3. Онлайн-курс. Подходит для тех, кто предпочитает дистанционное образование или желает учиться параллельно с работой.

Тьютор также присутствует на педагогических совещаниях и консилиумах, работает в методических объединениях для развития профессионального мастерства и повышает свою квалификацию как минимум раз в пять лет.

Маргарита Рогацкая выступает на вебинаре «Специфика работы тьютора в системе специального образования».


Материалы по теме:

  • Зачем учителю становиться тьютором?
  • Почему тьюторство — это будущее образования
  • 5 сигналов о необходимости сменить профессиональный путь.