Фото: img.freepik.com

В России профессию тьютора официально оформили в 2008 году. Хотя сама работа тьюторов не носит новизны, в образовательном пространстве до сих пор не все ясно представляют, чем конкретно занимаются эти специалисты. В Педсовете разобрались: кто такой тьютор в школе и какие у него должностные обязанности.

Кто такой тьютор? Где он трудится и какие задачи ставят перед ним обратившиеся?

Тьютор помогает ученику проходить обучение. С помощью тьютора ребенок формирует индивидуальный учебный план, исходя из своих предпочтений и способностей.

Врач сотрудничает с различными учащимися. Цель – учитывать потребности и индивидуальные особенности каждого и создавать условия для самообучения. Давайте рассмотрим, с какими категориями учеников и трудностями трудится наставник.

Дети с трудностями в обучении. Причины многообразны: недостаток мотивации, трудности с сосредоточением или когнитивные характеристики. В этой ситуации наставник осуществляет, например, следующие действия:

  • Способствует раскрытию интересов и определению важных образовательных задач.
  • развивает навыки самоорганизации;
  • Создание благоприятной обстановки во время учебы повышает мотивацию и уверенность ребёнка.

Одаренные дети. Порой индивидуальное сопровождение необходимо даже учащимся с хорошими оценками. Их интерес к учебе может снизиться, так как программа оказывается слишком легкой. Кроме того, может возникнуть изоляция от одноклассников из-за более высокого уровня развития и отличающихся интересов.

В такой ситуации тьютор:

  • Создаёт уникальную учебную программу и даёт возможность углублённо изучить любимые дисциплины.
  • Искат дополнительных занятий, конкурсов и проектов для реализации потенциала подопечного.
  • Способствует установлению контактов с товарищами по учебе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Может быть, у кого-то будут физические, психические и сенсорные нарушения, затрудняющие усвоение обычной программы и адаптацию в компании одноклассников. Чтобы оказать помощь, тьютор:

  • адаптирует материалы под потребности ученика;
  • помогает коммуницировать с одноклассниками и педагогом;
  • Поддерживает ребёнка во время занятий и оказывает помощь в ведении личной гигиены.
  • Содействует сотрудничеству учителя, специалиста по психологической помощи и родителей для реализации общей концепции поддержки ребёнка.
  • Выбирают социальные проекты, подходящие подопечному с учётом его особенностей и интересов.

Тьютор действует как помощник, направляя на выполнение предписаний медико-педагогической и психолого-педагогической комиссии. Его работа требует знаний в коррекционной педагогике, дефектологии и психологии.

В общеобразовательную школу принимают тьютора, когда там обучаются минимум шесть детей с ограниченными возможностями. Специалист не проводит весь день с одним ребёнком, во время урока посещает всех, с кем назначено ему работать.

Детям с интеллектуальными нарушениями, расстройством аутистического спектра (РАС), сложной структурой дефекта и диагнозом «Умственная отсталость» особенно необходимы тьюторы. Часто учащиеся с такими диагнозами обучаются в коррекционных школах VIII вида, средних специальных учебных заведениях, посещают центры дополнительного образования, например психологические. В этих образовательных учреждениях важно тьюторское сопровождение для ребят.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

Что отличает тьютора от психологов, учителей и других специалистов? Какие навыки и требования к нему существуют?

Существуют распространенные заблуждения относительно тьюторства. К примеру, полагают, что тьютор — это тот же психолог, поскольку оба работают с ребенком индивидуально. Некоторые считают также, что этот специалист помогает учителю вести урок. На самом деле таково не является.

Учитель демонстрирует выполнение заданий, предоставляет дидактические материалы, проводит аттестацию и анализирует динамику обучения. Тьютор же поддерживает ребенка с помощью подсказок и направляет его к самостоятельности. Например, если ученик во время урока что-то не понял, тьютор напоминает ему поднимать руку и просить повторить, а не сразу разъясняет непонятное.

Взаимодействие ученика и учителя строится как вертикаль, где учитель является главным, а ребенок находится в подчинении. В формате тьюторства взрослый не занимает привилегированную позицию, а находится на одном уровне с другим участником процесса – это горизонтальные отношения.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

Не все педагоги понимают функции тьютора. Придя в школу, некоторые считают его дефектологом или логопедом. Так поступают и родители, которые иногда принимают тьютора за няню или персонального учителя своего ребёнка.

В качестве тьютора необходимо сразу же установить контакт с родителями и разработать план совместной деятельности. Можно провести собрание для родителей, где рассказать о своих функциях и том, как будет работать с детьми. Информирование взрослых входит в обязанности тьютора. тьютор формирует у родителей адекватное восприятие состояния ребенка и показывает их зону ответственности.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

Функции тьютора различаются с задачами учителя предмета, классного руководителя, социального педагога, психолога и помощника. Давайте изучим, кто такой тьютор в школе и каковы его служебные обязанности.

В чём отличие тьютора от других педагогов?

1. Использует индивидуальный подход. Тьютор создает индивидуальные образовательные пути, учитывая нужды учеников. Например, разрабатывает план обучения, исходя из особенностей восприятия информации детьми с РАС: использует визуальные подсказки, структурированное расписание и адаптирует задания под уровень концентрации ребенка.

Тьютор корректирует учебный план под возможности и потребности ученика. Тьютор оказывает учителям советы по проведению занятий для эффективного обучения ребенка. В случае, если ребенок не может учиться в классе, тьютор проводит занятия самостоятельно.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

2. Развивает самостоятельность и ответственность. Например, учитель обучает ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности планированию времени и хвалит его за своевременное выполнение заданий.

Тьютор — это посредник между ребенком, учителем и сверстниками. Помогает развивать самостоятельность, справляться с трудностями и реализовывать возможности для успешного обучения.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

3. Мотивирует. Тьютор помогает ученикам сознательно относиться к обучению, лучше понимать себя и свои интересы, а затем устанавливать собственные цели для достижения желаемого.

4. Координирует. Наставник фокусируется на индивидуальных особенностях обучающегося и его развитии, координируя работу педагогов, родителей, психолога и других специалистов для повышения его состояния и способностей в рамках единой стратегии.

С учителями и родителями важно сотрудничать, подключив к работе психолога. Если педагог не согласен с рекомендациями тьютора, психолог может разрешить конфликт. То же самое касается родителей: если, например, они хотят оставить ребенка в классе, не понимая вреда от этого. Главная задача тьютора — как можно скорее стать ребенку ненужным.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

Какую документацию ведет тьютор

На законодательном уровне не определено, какие документы ведет тьютор; это решает администрация каждой образовательной организации. Специалист обычно составляет программу по рекомендациям психолога или ПМПК. Строгих правил для ее оформления нет. Чаще всего в ней описывают проблему, цели, сроки достижения и шаги реализации плана.

Тьютор может вести записи, помогающие объективно оценить способности, выявить трудности и уточнить цели работы с учеником.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»

Где учиться и как стать тьютором

Тьютор относитс

Для занятия педагогической деятельностью необходимо обладать соответствующим высшим образованием и опытом работы по специальности не менее двух лет. Информация о мерах получения квалификации приведена ниже.

1. Высшее образование:

  • Институт педагогики и психологии В МГПУ.
  • Институт педагогики В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.
  • Факультет «Психология образования» В Московском государственном педагогическом университете.

Переквалификация или повышение квалификации. Лица с педагогическим или психологическим образованием могут пройти переподготовку или повышение квалификации по программе «Тьюторское сопровождение». программе Национальный научно-исследовательский институт дополнительного образования.

3. Онлайн-курс. Подходит для желающих обучаться дистанционно или гармонично сочетать учебу и работу.

Кроме того, тьютор посещает педагогические совещания, входит в методические объединения для повышения профессионализма и проходит переквалификацию как минимум раз каждые пять лет.

Маргарита Рогацкая

из вебинара «Специфика работы тьютора

в системе специального образования»


Материалы по теме:

  • Зачем учителю становиться тьютором?
  • Почему тьюторство — это будущее образования
  • 5 сигналов о необходимости смены профессионального пути