
В России профессию тьютора официально оформили в 2008 году. Хотя сама работа тьюторов не носит новизны, в образовательном пространстве до сих пор не все ясно представляют, чем конкретно занимаются эти специалисты. В Педсовете разобрались: кто такой тьютор в школе и какие у него должностные обязанности.
Кто такой тьютор? Где он трудится и какие задачи ставят перед ним обратившиеся?
Тьютор помогает ученику проходить обучение. С помощью тьютора ребенок формирует индивидуальный учебный план, исходя из своих предпочтений и способностей.
Врач сотрудничает с различными учащимися. Цель – учитывать потребности и индивидуальные особенности каждого и создавать условия для самообучения. Давайте рассмотрим, с какими категориями учеников и трудностями трудится наставник.
Дети с трудностями в обучении. Причины многообразны: недостаток мотивации, трудности с сосредоточением или когнитивные характеристики. В этой ситуации наставник осуществляет, например, следующие действия:
- Способствует раскрытию интересов и определению важных образовательных задач.
- развивает навыки самоорганизации;
- Создание благоприятной обстановки во время учебы повышает мотивацию и уверенность ребёнка.
Одаренные дети. Порой индивидуальное сопровождение необходимо даже учащимся с хорошими оценками. Их интерес к учебе может снизиться, так как программа оказывается слишком легкой. Кроме того, может возникнуть изоляция от одноклассников из-за более высокого уровня развития и отличающихся интересов.
В такой ситуации тьютор:
- Создаёт уникальную учебную программу и даёт возможность углублённо изучить любимые дисциплины.
- Искат дополнительных занятий, конкурсов и проектов для реализации потенциала подопечного.
- Способствует установлению контактов с товарищами по учебе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Может быть, у кого-то будут физические, психические и сенсорные нарушения, затрудняющие усвоение обычной программы и адаптацию в компании одноклассников. Чтобы оказать помощь, тьютор:
- адаптирует материалы под потребности ученика;
- помогает коммуницировать с одноклассниками и педагогом;
- Поддерживает ребёнка во время занятий и оказывает помощь в ведении личной гигиены.
- Содействует сотрудничеству учителя, специалиста по психологической помощи и родителей для реализации общей концепции поддержки ребёнка.
- Выбирают социальные проекты, подходящие подопечному с учётом его особенностей и интересов.
Тьютор действует как помощник, направляя на выполнение предписаний медико-педагогической и психолого-педагогической комиссии. Его работа требует знаний в коррекционной педагогике, дефектологии и психологии.
В общеобразовательную школу принимают тьютора, когда там обучаются минимум шесть детей с ограниченными возможностями. Специалист не проводит весь день с одним ребёнком, во время урока посещает всех, с кем назначено ему работать.
Детям с интеллектуальными нарушениями, расстройством аутистического спектра (РАС), сложной структурой дефекта и диагнозом «Умственная отсталость» особенно необходимы тьюторы. Часто учащиеся с такими диагнозами обучаются в коррекционных школах VIII вида, средних специальных учебных заведениях, посещают центры дополнительного образования, например психологические. В этих образовательных учреждениях важно тьюторское сопровождение для ребят.
Что отличает тьютора от психологов, учителей и других специалистов? Какие навыки и требования к нему существуют?
Существуют распространенные заблуждения относительно тьюторства. К примеру, полагают, что тьютор — это тот же психолог, поскольку оба работают с ребенком индивидуально. Некоторые считают также, что этот специалист помогает учителю вести урок. На самом деле таково не является.
Учитель демонстрирует выполнение заданий, предоставляет дидактические материалы, проводит аттестацию и анализирует динамику обучения. Тьютор же поддерживает ребенка с помощью подсказок и направляет его к самостоятельности. Например, если ученик во время урока что-то не понял, тьютор напоминает ему поднимать руку и просить повторить, а не сразу разъясняет непонятное.
Не все педагоги понимают функции тьютора. Придя в школу, некоторые считают его дефектологом или логопедом. Так поступают и родители, которые иногда принимают тьютора за няню или персонального учителя своего ребёнка.
Функции тьютора различаются с задачами учителя предмета, классного руководителя, социального педагога, психолога и помощника. Давайте изучим, кто такой тьютор в школе и каковы его служебные обязанности.
В чём отличие тьютора от других педагогов?
1. Использует индивидуальный подход. Тьютор создает индивидуальные образовательные пути, учитывая нужды учеников. Например, разрабатывает план обучения, исходя из особенностей восприятия информации детьми с РАС: использует визуальные подсказки, структурированное расписание и адаптирует задания под уровень концентрации ребенка.
2. Развивает самостоятельность и ответственность. Например, учитель обучает ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности планированию времени и хвалит его за своевременное выполнение заданий.
3. Мотивирует. Тьютор помогает ученикам сознательно относиться к обучению, лучше понимать себя и свои интересы, а затем устанавливать собственные цели для достижения желаемого.
4. Координирует. Наставник фокусируется на индивидуальных особенностях обучающегося и его развитии, координируя работу педагогов, родителей, психолога и других специалистов для повышения его состояния и способностей в рамках единой стратегии.
Какую документацию ведет тьютор
На законодательном уровне не определено, какие документы ведет тьютор; это решает администрация каждой образовательной организации. Специалист обычно составляет программу по рекомендациям психолога или ПМПК. Строгих правил для ее оформления нет. Чаще всего в ней описывают проблему, цели, сроки достижения и шаги реализации плана.
Где учиться и как стать тьютором
Тьютор относитс
Для занятия педагогической деятельностью необходимо обладать соответствующим высшим образованием и опытом работы по специальности не менее двух лет. Информация о мерах получения квалификации приведена ниже.
1. Высшее образование:
- Институт педагогики и психологии В МГПУ.
- Институт педагогики В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.
- Факультет «Психология образования» В Московском государственном педагогическом университете.
Переквалификация или повышение квалификации. Лица с педагогическим или психологическим образованием могут пройти переподготовку или повышение квалификации по программе «Тьюторское сопровождение». программе Национальный научно-исследовательский институт дополнительного образования.
3. Онлайн-курс. Подходит для желающих обучаться дистанционно или гармонично сочетать учебу и работу.
Материалы по теме:
- Зачем учителю становиться тьютором?
- Почему тьюторство — это будущее образования
- 5 сигналов о необходимости смены профессионального пути