Фото: img.freepik.com

Фотографии из личного архива Полины Логиновой. Рисунки — работы Юлии Замжицкой.

Молоток, кубик Lego или полевой цветок могут стать инструментом для юного художника, а вдохновение – в самой обычной пупырчатой пленке. Полина ЛогиноваУчитель ИЗО, имеющий опыт работы более одиннадцати лет, рассказывает о необычных методах, помогающих заинтересовать учеников рисованием, как в аудитории, так и на открытом воздухе.

1. Делать оттиски на бумаге

Что понадобится:

  • фигурки из плотного картона/дерева/пластика;
  • краска: гуашь или акрил;
  • бумага для рисования.

Печать — доступная и практичная техника для работы с различными материалами и развития фантазии у детей всех возрастов.

В начальных классах учитель может предложить детям нарисовать свою любимую игрушку. Чтобы справиться с изображением сложных форм, малыши обводят предмет, вырезают его из картона и, окунув в краску, переносят рисунок на бумагу отпечатками. После этого рисунок можно украсить новыми отпечатками или дорисовать детали вручную.

В средней и старшей школе можно использовать творческие задания. Например, попросить учеников нарисовать город будущего, здания которого будут созданы по оттиску случайного предмета. Ученики сами подбирают материалы с необычной фактурой, делают оттиски и дорисовывают их, формируя фантазийные архитектурные композиции. Такой подход часто рождает неожиданные идеи, которые не появляются при обычном наброске карандашом.

Для создания фигурок можно использовать материалы для вырезания или готовые предметы: брелки, картонки из настольных игр, монеты, крышечки от фломастеров. Всё подойдёт, что обладает интересной фактурой: лист дерева, подошва от ботинка.

Эта техника поможет генерировать много интересных идей для творческих заданий. К примеру, можно рисовать на сумках или одежде. Для этого нужно использовать специфичную краску, а не акриловую или гуашевую.

2. Рисовать соком растений

Что понадобится:

  • цветы, листья, трава;
  • молоток или небольшой камень;
  • бумага для рисования.

Это задание подходит для творческих прогулок и пленэров. Иногда учащиеся игнорируют занятия на свежем воздухе: забывают карандаши или ручки, отказываются что-либо делать. Вернуть интерес ребят легко: предложите рисовать соком растений!

В этой технике нет строгих правил – нужно пробовать. Не все растения одинаково легко отдают сок. Попросите ученика взять листик, сжать его и попробовать окрасить бумагу. Если получается – пусть использует его вместо зеленой краски. Колокольчики — для синего, одуванчики — для желтого.

Не мните растение руками, а делайте оттиски. Например, с Анютиными глазками этот способ отлично работает: сверху на цветок кладём лист бумаги, аккуратно стуча молотком или камнем, получаем отпечаток со всеми прожилками.

Рисунки соком растений получаются не очень яркими, но процесс увлекает детей. Даже ученики, которые саботировали занятие и не собирались ничего делать, в итоге рисуют несколько листов, пробуя, какой цвет дает каждый природный материал.

Техника доступна детям всех возрастов, но особый успех достигается у учащихся среднего и старшего звена. Для получения отпечатков цветков на бумаге требуется точность движений и развитая моторика пальцев.

Можно создавать коллажи из цветочков. Разобрать их на лепестки и использовать для рисования узоров или картин.

3. Создавать картины из пластилина

Что понадобится:

  • пластилин;
  • картонная основа формата А5 или А6.

Чтобы создавать с её помощью уникальные изделия, нужно быть терпеливым и внимательным, но это развивает тонкую моторику рук. Подходит как младшим школьникам, увлечённым лепкой из пластилина, так и старшим детям с хорошо развитой мелкой моторикой.

Техника проста: ребёнок катает пластилин тоненькими колбасками и из них создаёт узоры или фигурки. Готовое произведение закрепляют на жёстком листе бумаги или картона. Для лучшей сохранности его можно поместить под стекло.

Чтобы ребёнок не оставил труд наполовине пути, лучше начать с небольших по размеру изображений, например, А5 или А6.

4. Пересобрать рисунок

Что понадобится:

  • фломастеры;
  • клей;
  • ножницы;
  • бумага для рисования.

Этот прием развивает ассоциативное мышление и воображение у детей любого возраста.

Сначала ученики рисуют фломастером простой рисунок: контуры или силуэты. Потом разрезают его на части и хаотично размещают фрагменты на пустом листе. Нужно из получившейся конфигурации нарисовать новую картину, которая бы отличалась от исходной. Это может быть фантастический город, лес с вымышленных животными — все что подскажет воображение ребенка.

5. Размывать штрихи фломастера

Что понадобится:

  • фломастеры;
  • тонкая кисточка;
  • бумага.

Младшеклассники любят рисовать фломастерами: линий получаются чёткие, не нужно беспокоиться о размазании краски. Из-за многочисленных штрихов рисунок может выглядеть невнимательным и неоднородным. Для получения более плавного и аккуратного результата можно размыть линии кисточкой с чистой водой. Так сохранится как чёткость контура, так и однородность цвета.

Дети могут удивить себя другой техникой размытия, если применить её к акварели. На ещё не просохшем слое краски соль образует светлые пятна с необычной фактурой. С их помощью получится изобразить пушистые снежинки, иней, мелкие цветы, чешую рыбы.


Материалы по теме:

  • Развитие эмоционального интеллекта у учеников на уроках изобразительного искусства.

  • Формируем эстетические предпочтения в дошкольном и начальном образовании.

  • Объединение музыки и изобразительного искусства в рамках одних уроков: задачи и преимущества.