Фото: img.freepik.com

Изображения: Британская библиотека / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

В 1989 году учитель начальных классов Анна Литягина впервые начала работу в школе. За тридцать два года педагогической деятельности у Анны накопилось много забавных историй, ценных советов и практических рекомендаций, которые она объединила в книге «». Заметки Марьяны Указкиной, или Руководство для молодых учителей. Книга доступна для скачивания, и по разрешению автора публикуем отрывок.

В учительской слышался плач. Солёные ручьи слез Марьванниной текли в коридор. Дети аккуратно перешагивали их, стараясь не шуметь, и, вытягивая шеи, прислушивались: не её ли фамилия за дверью звучит? Марьванна проверяла контрольные работы. Из глаз молодого педагога лились слёзы, с дрожащих губ слетали причитания: «Иванов — два. Ну как же так? Сидоров — два. Не может быть! Корзинкина — три. Ааааа! Мамочка, за что мне эти отметки? Это я ничего не могу или дети ничего не могут? Ыыыыыы…»

В начале учительской деятельности моя энергия и энтузиазм были безграничны: «Сейчас научу!» Но реальность оказалась иной. Мое усердие не встречало отклика. В головах детей была пустота. Я или неправильно подходила к передаче знаний, или дети не выдерживали моего напора.

Внимательный школьный психолог, видя мои слёзы, посоветовала: «Марьванна, ты цели высоки ставишь. Пониже их поставь, чтобы дети не прыгали выше головы. Пойми сначала, что у них в головах, стратегию и тактику разработай, а потом уже на уроках танковые удары совершай».

Учителям не хватает знаний по нейробиологии и когнитивным наукам. Как мозг усваивает, хранит и применяет знания? Где трудности в обучении? Какую информацию можно вместить в мозг первоклассника для успешной учебы на протяжении многих лет? После 32 лет работы в школе я все еще ищу ответы, изучая книги о мозге. Делюсь накопленным опытом.

Даниэль Канеман, «Мысли медленно, решаем быстро». Несколько его идей, затрагивающих обучение и мышление.

Переход к новому заданию требует времени. Желание вместить больше упражнений в урок велико! Время ограничено, программа насыщена. Хочется большего, быстрее и разнообразнее… Упражнения впихиваются в урок, а как же в головы? На переключение времени не выделяют. Физкультминутки забываются уже во втором классе, даже в середине первого. А пауз нужно и взрослым.

Человеческий мозг избегает нагрузок, медленные мысли ему не нравятся, так как требуют больших энергетических затрат. В целом мозг расходует четверть всей энергии организма, что является огромным объемом. Именно поэтому умственная работа — это тяжёлый труд!

При напряжении ума зрачки увеличиваются в размере. Сложность задачи прямо пропорциональна ширине зрачков.

Для выстраивания логических рядов мыслей, даже медленных, а также для занятий, предполагающих умственную деятельность, человек нуждается в дисциплине и самоконтроле. У учеников начальных классов из-за возраста возникают трудности с этим.

Самоконтроль доставляет мозгу дискомфорт и истощает его. Истощение влечет за собой потерю мотивации по крайней мере частично. Для продолжения интеллектуальной деятельности нужны сильные стимулы (например, Нобелевская премия или новый самокат за четверть без тройки).

Угрозы вроде «получишь двойку, дам ремня» или «плохо напишете диктант, не переведу в третий класс» не мотивируют. Если слишком переживать о результате, получится хуже справиться с контрольной или отчетом руководству, так как кратковременная память будет заполнена бесполезными тревожными мыслями. Чувство вины и тревоги ухудшают самоконтроль.

Чем больше самоконтроль, тем выше интеллект.

Взаимосвязь между вниманием и управлением чувствами очень прочная. Дети склонны действовать по импульсам, эмоционально неустойчивы и ещё не научились их контролировать, хотя это необходимо.

Уровень самоконтроля повышается при помощи тренировки внимания. В начале урока с детьми выполняется ряд упражнений для увеличения концентрации: «Точка» и «Линия».

«Точка» — это фиксация взгляда на предмете: точке на бумаге, цветке на обоях, трещине в стене и так далее. Дети смотрят на яркий магнитик на доске. Упражнение полезно для тех, кто хочет освободить мозг от навалившихся мыслей. Помогает представить голову пустой картонной коробкой. Взгляд не уводим. Окружающие предметы могут расплываться. Взрослым — 10-15 минут. Дети начинали с 30 секунд. К концу первого класса многие свободно выдерживают три минуты непрерывного смотрения на точку. Лицам с СДВГ — максимум 20-30 секунд, что объяснимо.

Прямая горизонтальная линия медленно движется по листу бумаги. Не должно быть шума: чиханий, карканья ворон, выстрелов из пушек – всё это может нарушить работу. Отвлечение означает нарисовать «пик». Чем меньше отвлекаешься, тем прямее линия. Первые линии напоминают ЭКГ, но со временем становятся более ровными. Работа занимает 2 минуты.

В дальнейшем упражнение преобразили в «Рисунки и знаки». Например, постоянно рисуешь солнышки, отвлекся — тучку. Или пишешь одну и ту же цифру (букву), отвлекся — другую. Некоторые из участников сначала пытаются обмануть систему, но быстро понимают, что «обманщики» вредит себе.

Внимание — залог полного понимания информации. Без него память не формируется.
Познание ученика незаполнено, словно пустота.

Мозгу необходима глюкоза: это его основное топливо. Глюкоза активирует гиппокамп, отвечающий за обучение и память. Во время сложных рассуждений или выполнения заданий с самоконтролем уровень глюкозы в крови понижается.

Д. Канеман описывает эксперимент с участием израильских судей. Сравнивалось количество вынесенных оправдательных приговоров до обеденного перерыва и после него. Полученные результаты показывают, что перед перерывом, когда наступало умственное и физическое истощение, судьи чаще отказывали заключенным в УДО и выносили обвинительные приговоры. Оправдание составляло лишь 35% из 100%. После кратковременного отдыха и перерыва на еду, когда мозг получал глюкозу, количество оправдательных приговоров и решений об освобождении возрастало до 65%. Появлялась возможность и силы тщательнее разобраться в материалах дела.

Представленные факты кажутся простыми. Но если всерьез изучить эти «механизмы», то легче понять детей и перестать на них давить. Ценности обучения переходят из разряда «больше, быстрее, разнообразнее» в категорию «лучше меньше да лучше». В связи с этим меняются и оценки.


  • Что вызывает снижение интереса к обучению у первоклассников?
  • Возможно ли в школе обучение без воспитания.