
Фотографии: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.
Подростки иногда ведут себя иначе, чем ожидают взрослые: могут проявлять агрессию, рассеянность или заносчивость. Это связано с физическими и психологическими изменениями – в переходном возрасте дети не всегда хорошо контролируют свое тело, мозг и поведение. При этом родители одной фразой могут нанести ещё больше вреда и разрушить уже уставшего и растерянного ребенка. Вместе с психологами расскажем, от каких фраз лучше отказаться при общении с подростком, и на что их заменить.
1. «Ты всегда так себя ведёшь!»
Эта фраза двойной опасностью грозит: она содержит обобщение и упрёк. Ребенок может начать думать, что ведёт себя плохо, и считать себя недостойным человеком. Постоянные подобные высказывания подростку рискуют закрепить в его сознании это убеждение, и поведение соответственно изменится.
На что заменить:
Твоё решение сегодня не совпадает с моим ожиданием — пропускаешь занятие с репетитором. Расскажи, что случилось, и вместе найдём выход из ситуации.
2. «Мне за тебя стыдно!»
Стыд — важный для ребенка чувство. Это помогает ему следовать общественным нормам и избежать изгнания. Однако одно дело испытывать стыд за себя, а другое — слышать о том, что ты не устраиваешь кого-то другого, пусть даже близкого человека. Такие заявления порождают неуверенность в себе и парализуют желание действовать.
На что заменить:
Не понравился мне твой поступок. Думаю, другие тоже его не одобрят. Поговорим об этом.
Дополнительный материал: Воспитание стыдом или пожизненные комплексы?
3. «Вот будешь зарабатывать, тогда и поговорим»⠀
Подростки хорошо понимают свою зависимость от родителей, необходимость учебы и неприемлемость работы. Излишние указания на их финансовую неустойчивость лишь усилят ощущение беспомощности и неважности в глазах окружающих.
На что заменить:
Я тружусь ради заработка и считаю важным, чтобы ты это понимал. У тебя есть насущные расходы? Давай поговорим о них.
4. «Пока ты живёшь в моём доме…»⠀
Ребенок воспринимает фразу как «ты здесь никто, ты ничего не имеешь», из-за чего чувствует себя жалким и бесполезным. Дом и семья — это главные элементы безопасности, и подростка нужно убедить в том, что это пространство принадлежит и ему.
На что заменить:
В нашем доме есть правила. Если тебя что-то не устраивает, можем обсудить это.
Когда у тебя будут собственные дети, ты всё поймёшь.
Взрослые иногда говорят так, чтобы доказать ребёнку непонимание его чувств: например, если тот приходит домой поздно, получает плохие оценки или хочет бросить музыку. Хотя у подростка ещё нет детей, у него может быть достаточно эмпатии, чтобы понимать чувства других.
На что заменить:
Я думаю, тебе трудно представить мои чувства. Позволь мне рассказать о том, как меня это задевает, когда ты опаздываешь.
Дополнительный материал: Неблагодарные дети
6.«Хватит есть, ты и так толстый»
Во время пубертатного периода подростков беспокоит несовершенство внешности из-за сильных физических изменений. Многие изменения временны, тело подростка полностью сформируется к 19-21 году, но дети об этом не знают. Постоянные замечания о лишнем весе могут негативно повлиять на уже хрупкую самооценку.
На что заменить:
Ты сейчас съешь побольше, чем обычно? Что-нибудь тревожит?
Дополнительный материал: Просто отказ от еды. Рассказ о подростке с анорексией и советы родителям.
«В одиночестве ты беспомощен, и лишь ожидание родителей приносит тебе утешение».
Таким образом вы умаляете опыт, знания, умения и инициативу подростка. В период подросткового возраста у ребенка формируются представления о себе. Случайное высказывание может создать негативный, искаженный образ себя и сформировать установки «я ничего не добьюсь», «я никчемный».
На что заменить:
Желаю тебе обрести самостоятельность, ведь в жизни взрослых требуется нести ответственность за собственные действия и принимать решения без посторонней поддержки.
Дополнительный материал: Как воспитывать самостоятельность у детей и зачем это нужно?
Посмотри на Василия Петровича — много лет уже играет на скрипке, а ты…
Сравнивать ребёнка с другими недопустимо, необходимо уважать его индивидуальные возможности и стремления. Хотите указать на несовершенства? Покажите развитие ситуации. Скажите, например, что годом ранее он больше сил вкладывал в спортивную деятельность.
На что заменить:
Я рад, что ты стремишься к новому, но думаю, усиленная работа принесет лучшие результаты.
Дополнительный материал: Целый день: диван и сотовый…
9. «Мне неважно, чего ты хочешь!»
Подросток ощущает пренебрежение к своим интересам и несоответствующую ценность в ваших глазах. В ответ возможно равнодушие к вашим пожеланиям и провокации конфликта.
На что заменить:
Предлагаю действовать вот так. Если считаешь иначе, расскажи свою точку зрения.
10. «Какая ерунда, не парься»
Обесценивание приводит к мысли ребенка, что его чувства не имеют значения, и сам он ничтожен. Следующий раз он предпочтет молчать о своих трудностях.
На что заменить:
Видно, что тебе тяжело из-за всего происходящего. Если нужно, поделитесь своими чувствами.
Дополнительный материал: Содействие самореализации ребёнка: преодоление юношеских страхов
11. «А ну быстро, я сказала»
Подросток — не ребенок, поэтому общение с ним у родителей должно быть равноправным.
На что заменить:
Предпочитала бы, чтобы ты…
Дополнительный материал: В чем причина непослушания подростков взрослым?
12. «Не смей от меня ничего скрывать»
В юношестве приходят первые мысли о сексе, алкоголе и подобном, поэтому родители стремятся оградить ребенка от ошибок. Для открытого разговора нужно быть искренним, говорить как с равным и давать советы. Но ребенок имеет право на собственные ошибки и может оставлять некоторые поступки в тайне.
На что заменить:
В твой возраст я так же допускала оплошности, желаю оградить тебя от серьёзных для жизни.
Дополнительный материал: Что делать, если подросток лжет?
13. «Ты устала? С чего это? Ты ничего не делала!»
Часто родители снижают значимость работы ребёнка, считая учёбу несерьёзным занятием. Вследствие этого подросток полагает, что взрослые не обращают внимания на его старания и прекращает действовать по их указаниям.
На что заменить:
Сегодняшний день был очень изматывающим. При возможности, отними немного времени и помоги мне, пожалуйста.
Дополнительный материал: Мозг подростка: алгоритмы и закономерности.
Экспертами материала выступали: Полина СеменоваАлина Чинючина, Дарья Зотова, Юлия Биткова и Александра Ермолаева.