
Учёные Московского городского педагогического университета разработали шкалу оценки качества психолого-педагогических условий для развития игр в детском саду. Шкала прошла апробацию в тридцати дошкольных группах. Инструмент «Поддержка детской игры» поможет педагогам и родителям оценить, созданы ли во всех детских садах условия для спонтанной игры — главного времяпрепровождения дошкольников.
Почему решили придумать Шкалу
Развитие игр в детсадах невысокое. По мнению учёных МГПУ, это обусловлено…
- Преобразования в социуме развития детей дошкольного возраста.
- отсутствие разновозрастных групп;
- День ребенка наполнен школьными занятиями.
- Нехватка времени для личного досуга.
Игру можно назвать сокровищем дошкольного детства. Она развивает ребенка, но может завязываться только при создании необходимых условий. Прежде всего, это трансформируемое пространство. Например, когда из различных блоков, кубиков, тканей дети могут построить космический корабль, кабинет врача или пещеру дракона. Второй важный элемент, без которого невозможна спонтанная игра — неструктурированные материалы.
Родителей часто удивляет большое количество различных тканей, платков, шишек, пустых коробок в группе. Кажется, что вместо этого мусора лучше были бы новые игрушки. С точки зрения развития детей эти материалы самые ценные.
Лев Выготский подчеркивал, что во время игры ребёнок руководствуется мыслью, а не вещами. Именно такие неопределённые материалы прекрасно способствуют развитию игры, поскольку дети могут приспосабливать их в качестве заменителей предметов по своему усмотрению.
Время также играет важную роль в спонтанной игре. В детском саду день обычно структурирован по расписанию: завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час. У детей нет достаточного времени для того, чтобы придумать сюжет, договориться о правилах и создать игровое пространство. Для этого нужно минимум 25 минут свободного времени, а лучше — целый час.
Развитая игра — это совместное творчество, где дети вместе создают сюжет игры, переживают её события и обсуждают ход действия. В такой игре предлагаются новые идеи, ведется диалог, меняется игровое пространство и используются заменители реальных предметов.
Игра — это пространство для ребёнка, где он становится автором и хозяином, способным переживать важные события и переосмысливать своё.
Исследования сотрудников Московского городского педагогического университета выявили группы с различной степенью поддержки игровой деятельности. По мнению специалистов МГПУ… фиксировали минимальный уровень.
Среди факторов, которые влияют на это:
- нехватка времени на свободную деятельность;
- неструктурированные материалы;
- отсутствие фокуса педагога на поддержке детского взаимодействия;
- низкий уровень игры педагогов.
Принцип действия Масштаба «Поддержки детской игры».
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, создали шкалу ПДИ — «зеркало» и компас, помогающие взрослым оценить текущий уровень игровой поддержки и разработать план по развитию игровой практики.
Шкала включает 7 показателей:
- Пространство для игры.
- Материалы.
- Время.
- Косвенная поддержка
- Непосредственное участие взрослого.
- Поддержка детского взаимодействия.
- Поддержка разновозрастного взаимодействия.
Шкала состоит из четырех уровней качества: неудовлетворительный, минимальный, хороший и отличный.
Получив результаты экспертизы или проведя самооценку, педагог устанавливает актуальный уровень сопровождения игры, определяет собственные сильные и слабые стороны. Более высокий уровень становится ориентиром для дальнейшего повышения качества игры в группе.
Шкала может быть полезной старшим воспитателям для планирования методической работы с коллегами и создания стратегии поддержки игры на уровне всего детского сада. Родители могут использовать шкалу как ориентир при выборе детского сада, понять деятельность в саду, куда ходит их ребенок, или создать условия для развития игры детей дома.
Регулярное самооценивание по шкале помогает отслеживать прогресс и корректировать подход к игре.
Как разрабатывали и внедряли Шкалу ПДИ
Анна Якшина отмечает, что шкала «Поддержка детской игры» соответствует международным стандартам. Шкала ПДИ дополняет ECERS. Как и шкалы ECERS, предназначенные для комплексной оценки качества образования в дошкольных учреждениях, с помощью нее можно комплексно анализировать и оценивать качество образовательной среды. Шкала не только измеряет, но и дает ориентир для развития практики, процедуры наблюдения, оценки уровней качества игры.
Разработанный инструмент основан на культурологическом и историческом анализе детских игр и их образовательного сопровождения. ПДИ помогает сосредоточиться на факторах, способствующих развитию детской игровой деятельности.
Ученые Московского государственного педагогического университета представили шкалу и результаты исследований на международных конференциях, вызвав всегда интерес экспертов. Эксперты уверены, что этот инструмент будет востребован во многих странах и внесет вклад в развитие и благополучие детей во всем мире.
В 2020-21 годах шкала прошла два этапа апробации более чем в 30 дошкольных группах Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Казани. Практические семинары на основе проведенных экспертиз провели в детских садах Москвы, Костромы, Ижевска, Нового Уренгоя и Алматы.
Материалы по теме:
- Организация групповой работы учащихся в рамках кооперативного обучения.
-
Учителя из столичной школы организовали недельный курс иностранных языков по новаторской методике.
-
Как сделать занятия физической культурой более увлекательными с помощью модулей?