
Инновационные подходы в обучении английскому языку.
Планирование занятий в классе и вне классной работы предусматривает использование инновационных образовательных инструментов с учётом актуальных стандартов качества обучения и уровня освоения учащимися обучающих навыков.
Актуальность выбора СОТ.
В основе концепции использования современных образовательных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время лежат принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Активно применяю стратегии и приемы обучения смысловому чтению и работе с текстом. Учитывая разный уровень языковой подготовки учащихся на каждом уроке использую несколько современных образовательных технологий поэтапно.
- информационно-коммуникационные,
- проектный метод,
- исследовательскую деятельность учащихся,
- разноуровневое обучение,
- дифференцированное обучение,
- Обучение в группе или совместную работу.
- здоровьесберегающие технологии.
Применение методик многоуровневого и дифференцированного образования.
Различия в обучении учеников проявляются сразу же в каждом классе. Поэтому считаю наиболее приемлемым и актуальным для организации учебного процесса использование технологии внутриклассной дифференциации с элементами разноуровневого обучения.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, делю класс на группы «А», «В» и «С». Применяю приемы коллективной работы: по динамическим парам или группам. Задания для группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. В них выделяю многократность повторения, учу выделять лексические опоры. Задания для группы «В» выстроены на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, необходимую для решения заданий на применение. Задания для группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Ученики осознанно и творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме.
Организация групповой формы работы активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, включают в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных программ в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученными лексическими единицами.
Для каждого урока создаю дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Ведущими технологиями в организации образовательного процесса считаю информационно-коммуникационные технологии как на уроках, так и во внеурочное время. Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет оптимизировать процесс обучения, эффективно использовать время.
Для наглядности при объяснении нового материала использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point (в том числе созданные обучающимися после проверки учителем), видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а также при обобщении и повторении – интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов – компьютерные презентации.
Информационно-коммуникационные технологии и мультимедийные средства активизируют познавательную деятельность учеников, повышают мотивацию к изучению предмета, создают условия для формирования коммуникативных умений и языковых навыков. Данная технология способствует переходу от репродуктивных форм работы к самостоятельным, творческим видам деятельности.
Внедрение проектного обучения и исследовательских работ.
Метод проектов является одним из ключевых при формировании речевых компетенций учащихся, обучая их использованию иностранного языка как инструмента межкультурного общения и взаимодействия. Главной задачей считаю развитие у учеников навыков проектной деятельности. В ходе работы в проектной группе учащиеся вовлечены в активный диалог культур, применяя знания и умения английского языка в новых, нестандартных ситуациях. Мои ученики представляют исследовательские работы на школьных научно-практических конференциях, имею опыт участия в городской конференции. Проектная деятельность привлекает особое внимание старшеклассников, поскольку многое умеют и знают, а работа над проектами помогает реализовать свои знания, умения и навыки.
- Определение темы
- Определение конечного результата
- Обсуждение и составление плана проекта
- Сбор информации
- Обработка информации
- Оформление проекта
- Презентация проекта
- Оценка проекта
Проектные задания совместно с работой за компьютером делают уроки захватывающими и актуальными. Преподаватель не только передает знания ученикам, но и многому может научиться у них.
В учебном году 2016-2017 ученица 6-го класса разработала проект «Мой день в календаре», который прошел испытания на разных этапах (школьной и городской «Ярмарке проектов»), получил положительные оценки и на городском этапе занял призовое место.
Игры.
Игры предоставляют возможность использовать дифференцированный подход к обучающимся, вовлекая каждого ученика в процесс с учётом его интересов, склонностей, уровня подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Их можно разнообразить по назначению, содержанию, способам организации и проведения. С помощью игр можно решать определённую задачу (например, совершенствовать грамматические или лексические навыки) или целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
Некоторые игры проходят самостоятельно, а другие — вместе.
В любой момент урока можно проводить индивидуальные и тихие игры. Коллективные лучше выполнять в конце урока, так как в них более заметен соревновательный элемент, а им нужна подвижность. одно упражнение может применяться на разных этапах обучения, при этом меняется его языковая насыщенность, способ организации и проведения. Ситуация указывает на условия действия, описывает предстоящие действия и задачу для решения. В ней нужно указать на социальные связи между участниками. Описание роли предоставляется в карточке или речемыслительной задаче.
Методы и приемы.
Обучение через моделирование (тренинги в формате деловых игр, например, урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция).
Эти уроки повторяют встречи с прессой, когда группы общественных деятелей или ученых беседуют с журналистами, чтобы осветить важные вопросы и проблемы для их популяризации и пропаганды. Такие занятия помогают учащимся работать с дополнительной литературой, развивают любознательность, умение действовать в команде и оказывать помощь друг другу.
Цель проведения урока-пресс-конференции – обобщение и закрепиение пройденного материала.
В таком формате занятия вызывают большой интерес у учеников и способствуют развитию творческих способностей.
Метод «Mind-Map» (Карта памяти) Простое средство запечатлевания мыслей, идей, бесед. Запись быстрая, ассоциативная. Тема занимает центральное место. Сначала появляется слово, идея, мысль. Начинается поток идей, их количество не ограничено, все фиксируются, запись ведётся сверху слева и заканчивается справа внизу. Техника индивидуальна, продукт одного человека или группы. Выражает личные возможности, создаёт пространство для проявления творческих способностей.
Техника «Мозгового штурма» Учащиеся называют всё, что знают и думают по озвученной теме, проблеме, используя метод мозговой атаки. Все идеи принимаются, независимо от их правильности. Учитель выступает в роли проводника, побуждая учащихся к размышлениям, при этом внимательно выслушивая их мысли.
TeacherЧто приходит на ум, когда вы слышите выражение: «Что такое календарь?»
Cluster-Method (гроздь) Способствует развитию мыслительных способностей. Нецензурная спонтанность и графическая организация информации. Мысли не стесняют, а объединяются в группы по логике расположения.
Технология составления:
- Ключевое слово
- Слова, которые возникают внезапно, записывают вокруг ключевого слова. Затем их обводят и связывают с ним.
- Каждый новый термин становится центром, порождающим новые связи. В результате формируются цепочки ассоциаций.
Синквейн Это стихотворение подразумевает слияние информации и фактов в лаконичных фразах, позволяя описывать или размышлять. Синквейн — пятистрочное стихотворение. Каждому ученику отводится 5-7 минут для написания синквейна.
Правило написания синквейна
Тема стихотворения обозначена первым словом, которое обычно является существительным.
Две фразы передают тему работы кратко.
В третьей строке описывается действие по теме с помощью трёх слов.
Четвёртая строка — четырёхстрочная фраза, отражающая отношение к теме.
Пятый рядок — однословное соответствие, отражающее основную идею.
Современные образовательные технологии делают образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным и информационно насыщенным. Применение новых педагогических технологий на уроках позволяет взглянуть на обучение английскому языку с новой точки зрения и изучить психологические механизмы.
Автор: Ольга Перевозская