
Тексты присутствуют везде и постоянно. Взрослым, а тем более школьникам, не всегда известно, что весь этот объём делится на две группы: сплошные и несплошные тексты.
Непрерывные тексты включают формулы, таблицы, схемы, иллюстрации и т. п., не прерываясь на отдельные строки. Включаются тексты различных видов и жанров: рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.
Информация передается не только словами. Дети на уроках читают и составляют таблицы, графики, схемы, конспекты. Рисунок с подписью в учебнике — тоже несплошной текст. В жизни приходится читать расписания транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в них.
Сможем ли мы читать подобные тексты? А дети? Для определения этого ответьте на следующие вопросы:
Замечаете ли вы, является ли текст единым целым или состоит из отдельных частей?
Можете ли вы извлекать информацию из таблиц или схем, как явно представленную, так и подразумеваемую?
Можете представить информацию, например, из непрерывного текста в виде таблицы, схемы или плана? Или создать связный текст по заранее заданной схеме?
Вы сможете сами составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки?
Как читать такие тексты?
Ученик должен заполнить таблицу «Функции знаков препинания в письменной речи» и на её основе рассказать о том же по розуму.
Даны заголовки столбцов таблицы: Знаки препинания и их назначение. Слова и их место в разделах: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, окончание, разделение, выделение.
Чтобы поступать правильно, сначала надо внимательно прочесть задание. Многие ученики затрудняются с чтением заданий, отчего результаты получаются неудовлетворительными.
Внимательно просматриваем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи».
Что открыто говорится о знаках препинания в письменном языке? Как много функций выполняют эти знаки?
Чтобы найти ответ, обратимся к заголовкам столбцов таблицы. Знаки препинания и их значение. .
Какую дополнительную информацию сообщается? Нужно назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.
3. Переносим в таблицу слова из списка. точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, окончание, разделитель, выделение.
В тексте перечислены все знаки препинания и их группы по функциям.
Ответ на вопрос содержится в самом тексте (см. пункт 1). В подтексте говорится о том, что необходимо сгруппировать знаки препинания, учитывая три группы по функции (завершение, разделение, выделение) и два столбца таблицы. Об этом прямо не сказано в задании, но можно сделать вывод из текста.
Работа завершена таблицей. По её данным следует изложить информацию о трёх группах знаков препинания и их функциях.
Какие навыки чтения формируются в процессе?
Дети сначала учатся читать инструкции, понимать прямое и косвенное значение слов (понял правильно — выполнил верно!), составлять тексты (включая таблицы), перерабатывать информацию в разных форматах и формулировать связно устные ответы.
Это самые важные основополагающие универсальные действия, помогающие обрабатывать информацию: чтение и понимание содержания любых текстов.
Где научиться и прочитать про это подробнее
Онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой.