
Фото: личный архив Дмитрия Фишбейна. Рисунки: Юлия Замжицкая.
По данным Министерство труда отмечает: более трети выпускников российских вузов заняты не по специальности.
В связи с этим выявилась проблема неправильного выбора профессии, которая начинается ещё в старших классах. Дмитрий Фишбейнов, директор Лицея НИУ ВШЭ, рассказал о том, как профильное обучение помогает школьникам определиться с выбором, как его организовать и оценивать результаты.
Почему профилизация необходима
Детям
На пороге 10-11 класса многие ученики задаются вопросом: чем им хотелось бы заниматься в жизни. Нормально, что в 15 лет человек не всегда ясно представляет своё будущее. Вера в то, что знает свой путь, может быть результатом влияния семьи или друзей, а не осознанным выбором.
Задача старшей школы — предоставить возможность ребёнку испытать себя в профессиональной области, для осознанного выбора ВУЗа к завершению обучения. Профилизация — эффективный путь к этому.
К девятому классу школьники могут разделить учебные дисциплины на две группы: те, которые им нравятся и даются легко, и те, которые вызывают негативные эмоции. Профилизация дает возможность углубленно изучать любимые предметы, а остальные – на базовом уровне.
Обычно противники специализированного обучения утверждают, что это недостаточно фундаментально. Однако углубленно изучить все предметы невозможно — в старшей школе их может быть около пятнадцати. С такой нагрузкой велика вероятность переутомления и нарушения сна. Поэтому логично, чтобы ребенок выбрал самую интересную ему область знаний на данный момент и изучал ее более серьезно, чем остальные.
Многие выпускники не профильных школ вспоминают о предметах, которые им были трудны, как о необходимом «выживании». Сейчас уже не помнят, что изучали на них. Лучше было бы уделить больше времени любимым дисциплинам и не тратить время на бесполезные занятия.
Школе
В условиях острой конкуренции старшая школа сталкивается с популярностью альтернативного образования. Много выпускников школ больших городов выбирают семейное обучение или экстернат. растет Каждый год показывают семьи, что дистанционное обучение возможно и доступно: средний платёж за дополнительное онлайн-образование — около двух с половиной тысяч рублей в месяц. Если школа не даст старшеклассникам возможности влиять на план обучения, то выпускники уйдут из неё.
Победа в этой конкуренции возможна при введении профилей. Необходимо разнообразить их, предоставив детям возможность реализации индивидуального плана обучения, возможности менять направления и так далее. Тогда дети придут в школу и будут учиться там.
За последние годы в девятые и десятые классы Лицея НИУ ВШЭ желают поступить около четырех тысяч старшеклассников из Москвы. Студенты не находят в своих школах необходимого им и стремятся перейти в другую заведение, где видят больше возможностей и разнообразия.
Директорам вскоре придется понять, что будущее за школами, способными удовлетворить потребности нынешних целеустремленных учеников, иначе учебные заведения потеряют свою актуальность.
Что такое хорошее специализированное образование?
Профильная ориентация эффективна лишь при правильном понимании и применении в учебном заведении.
Во-первых, Важно иметь большое разнообразие профилей. Ограниченное число вариантов увеличивает риск неудачного выбора.
Возможны появления и исчезновения ответвлений от основных профилей — физико-математического, социально-гуманитарного, естественнонаучного, если это требуется. Например, в Лицее НИУ ВШЭ рассматривается запуск отдельного профиля креативной индустрии. Сейчас учащиеся, желающие стать медийщиками или журналистами, обучаются по направлению «Гуманитарные науки». Но в этой сфере формируется новая, специфичная область, граничащая с дизайном и производством.
Во-вторых, В десятых и одиннадцатых классах ученику следует предоставлять возможность поменять курс обучения.
Ребенок иногда выбирает физико-математический профиль по навязанным представлениям о «технарях». Однако через полгода ему может стать трудно учиться физике и математике. В таком случае его призывают продолжать обучение до конца 11 класса, даже если это вызывает у него трудности. В результате профилизация превращается в замкнутый круг, из которого нелегко выбраться.
В Лицей НИУ ВШЭ существует десять профилей. Сменить профиль ученики могут во время специальных дней, называемых «Юрьевыми днями».
- в октябре 10-го класса;
- в декабре 10-го класса;
- в мае 10-го класса;
- в сентябре 11-го класса.
В 2020 году из 725 выпускников Лицея 440 учащихся внесли изменения в уровень изучения предметов, учебный план или профиль обучения. Некоторые выпускники изменяли свой путь один раз, а некоторые – несколько раз.
В-третьихДостаточно много прав должно быть передано самим детям. Дети самостоятельно выбирают профиль и составляют индивидуальный учебный план. Решают, какие предметы изучать углубленно, какие на базовом уровне, а какие не будут учить вообще. Могут менять свой выбор, если возникла необходимость.
Ребенок сам прилагает старания для своего образования, а не кто-либо действует вместо него, например, привязывая его к стулу и говоря: «Не покидай это место, пока не закончишь».
В-четвертыхЭффективно реализовать систему профилей возможно только в большой старшей школе. В старших классах с общим количеством учеников 50 человек предложить 5 профилей невозможно. Школа не сможет обеспечить их ни содержательно, ни экономически. Чаще всего в этом случае создают, например, физико-математический и гуманитарный классы, деля детей между ними поровну. Большинство девочек идет в гуманитарный класс, а мальчиков — в физмат.
Если за ребёнка принимают решения взрослые, количество его профилей ограничено, и возможность изменить образовательный путь отсутствует, то лучше остаться на традиционном обучении.
Пуск и оценка эффективности школьных профилей.
Опираться на свои кадры
При выборе школьного профиля необходимо ориентироваться на уровень подготовки и тип специалистов. При наличии в учебном заведении сильных биологов, химиков и физиков целесообразно открыть естественнонаучное направление. В противном случае, несмотря на запросы детей и родителей, от его запуска следует воздержаться.
Школа ориентирована на гуманитарные дисциплины, имея соответствующую команду специалистов. Для изучения естественных наук рекомендуется обратиться в другое учебное заведение.
Рекомендуется придерживаться одного направления с разными вариантами, вместо создания множества неэффективных классов.
Сотрудничать с вузами
Для серьёзной реализации профильных школ необходима привлечение педагогов из высших учебных заведений или сферы бизнеса. Это пожелание как учеников, так и их родителей.
В школе педагогами по экономике, социологии, политологии и программированию редко встречаются настоящие специалисты. Если же предмет «Право» будет преподавать человек из юридической профессии, ученик сможет его лучше понять и определить, подходит ли ему эта сфера деятельности.
Обеспечить индивидуализацию
Обучение должно строиться с учётом индивидуального плана каждого ученика, предоставляя возможность выбора и изменения образовательной траектории.
В случае обучения детей по индивидуальным программам происходит распад классов. Русский язык изучают все вместе на базовом уровне, математику — с разными группами по профилю, МХК – третьей группой. В Лицее НИУ ВШЭ ученики разделены на группы по сходству индивидуальных учебных планов.
В этой ситуации классный руководитель отсутствует. Место значимого взрослого занимает куратор.
Курсор не формирует мини-школьный коллектив, а индивидуально консультирует каждого из ребят: помогает выбрать профиль, оценить успехи, определить траекторию поступления в вуз.
Обратиться к специалистам
Консультанты способствуют успешной реализации перспективных специализированных направлений. К примеру, в апреле 2022 года компания «Атлас Коммуникации» начала работу федерального проект Программа «Предпринимательский класс» даёт возможность начать обучение школьников предпринимательству в рамках образовательных программ, связанных с социо-экономическими дисциплинами.
«Атлас Коммуникации» оказывает школам методическую и организационную помощь на всех этапах. В состав пакета участника федерального проекта входят:
- Готовые программы и методические пособия по учебным предметам и выборочным дисциплинам.
- Методическая поддержка и взаимодействие с региональными партнёрами — университетами и деловым сообществом.
- полная дорожная карта проекта;
- курсы повышения квалификации для педагогов.
В проекте участвуют школы Московской, Вологодской, Калининградской и Свердловской областей. Планируется открытие классов предпринимательской направленности 1 сентября 2022 года.
Для участия в новом потоке обучения нужно подать заявку. сайте.
Эффективность профилей можно оценить по двум показателям.
- Количество выпускников, поступающих в образовательные программы бакалавриата этого профиля, составляет 60-70% — это хороший показатель. Если меньше 20%, то профиль нуждается в пересмотре.
- Доля учащихся, завершающих вторую учебную программу, может свидетельствовать о качестве обучения. Высокий процент учащихся, покидающих программу на начальном этапе (до 70%), указывает на низкое качество образования.
Материалы по теме:
- Дети предпочитают изучать интересные предметы.
Партнерский материал