
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Еще в 60-е годы 20 века исследователи установилиЧеловек запоминает 10% прочитанного, 20% увиденного, 30% услышанного, а 50% того, что видит и слышит одновременно. Это наблюдение применяется в обучении — на нем основан «мультисенсорный» метод. О нём расскажем подробнее: чем он хорош и как его использовать на практике.
Что такое мультисенсорное обучение
Мультисенсорный подход предусматривает в обучении ребенка не только слушание и зрительное восприятие, но и тактильное взаимодействие с предметами: перекладывание, изменение их формы или собственное движение.
Американский нейропсихиатр Сэмюэл Ортон и педагог-психолог Анна Гиллингем разработали метод обучения. Ортон и Гиллингем исследовали методики преподавания детям с трудностями в овладении устной и письменной речью. В процессе работы авторы установили причины возникновения подобных проблем, таких как дислексия и дисграфияНеравномерная работа полушарий мозга объясняет всё. Тем, у кого преобладает правое полушарие, труднее устанавливать связь между звуками и буквами.
Исследование, проведённое в 30-е годы XX века, заложило основу мультисенсорного метода. Авторы предложили дополнить обучение чтению осязанием и движением для лучшего запоминания букв: лепить их из пластилина, ощупывать, рисовать на песке и так далее. Позже последователи подхода Ортона-Гиллингем адаптировали его для детей с трудностями в математике.
В чем его преимущества
Врачи Академии Ортона-Гиллингем из Нью-Йорка. отмечаютМультисенсорное обучение дает возможность педагогу учитывать индивидуальные характеристики каждого ученика.
Если ребенок кинестетик и для изучения мира ему нужно всё трогать, нюхать или даже засовывать в рот, то традиционное занятие с записью под диктовку окажется менее эффективным, чем то, где можно будет тактильно взаимодействовать с предметами. Евгения Михайлова, преподаватель и репетитор английского языка.
Разные органы чувств активируют различные части мозга, создавая связи между ними. ИсследованияИзучение, проведённое в США в 2018 году, выявило, что дети, которые чаще пользуются этими связями, читают лучше и быстрее разбирают текст по сравнению с одноклассниками.
Эксперимент когнитивного психолога подтверждает эффективность мультисенсорного обучения. Ричарда МэйераВ ходе эксперимента участникам предоставлялась информация тремя путями: визуально, аудиально и одновременно двумя способами. Группа, получавшая информацию обоими каналами, показала наибольший процент запоминания по сравнению с остальными группами.
Где применять мультисенсорный метод
Мультисенсорный метод обучения эффективен для всех возрастов, но особенно популярен среди педагогов начальной школы, дополнительного образования и дошкольных учреждений. Такое предпочтение обусловлено тем, что метод прекрасно сочетается с природной познавательной активностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Например, в образовательной традиции Монтессори Во время обучения дети выполняют элементарные домашние задачи: наливают воду, вытирают её тряпкой, группируют предметы по величине и тому подобное. Цель — улучшить их физическую ловкость. обучения письмуДети при помощи пальцев рисуют буквы на наждачной бумаге, соединяя зрительное, тактильное восприятие и кинестетику.
Педагог дошкольного образования Елена Поветьева Мультисенсорная методика в детском саду ГБОУ школы № 1492 Москвы помогает познакомиться воспитанникам с основами арифметики.
Работаю с формами Нумикона — шаблоны для обучения счету. Разного размера и цвета, чтобы дети видели, что каждое число больше предыдущего. Ребята находят формы в песке или воде, нащупывают в мешочке, представляя их себе. Так создаётся свой мысленный образ числа.
Учителя иногородних языков также применяют многосенсорный метод обучения детей дошкольного и начального школьного возраста.
Для повторения недавно изученных слов я разбрасываю карточки со словами по полу и предлагаю ребёнку «собрать грибы». Правило такое же, как и в настоящей «тихой охоте»: «Не знаешь — не бери». Если ребёнок уверен, что слово ему знакомо, он может его правильно прочитать и перевести. Тогда поднимает его, называет и кладет в свою корзинку. Евгения Михайлова.
При обучении чтению или грамматике эффективен метод цветового выделения: слова одной части речи или сочетания букв, вызывающие трудности, выделяются маркером определенного цвета. Желательно, чтобы цвет выбирал сам ученик, руководствуясь своими ощущениями.
Как отмечает нейропсихолог Мария КаменецкаяМультисенсорное воздействие – эффективный способ запоминания информации. Нейропсихологи применяют его при работе с пациентами, испытывающими нарушения памяти и восприятия зрительного, тактильного или слухового плана. Чем больше информации о предмете обрабатывает мозг, тем полнее формируется образ. Дети познают мир таким образом: видят яблоко, слышат его название, трогают, нюхают и пробуют на вкус. После получения всех компонентов сенсорного образа память интегрирует его и фиксирует. Этот метод особенно полезен детям с трудностями в формировании учебных навыков.
Материалы по теме:
- 5 способов запомнить информацию без заучивания.
- Сенсорная комната для малышей. Зачем она полезна и как соорудить своими руками.
- Обновление пространства для подвижных ребят: 6 вариантов мобильной мебели.