Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое семьеведение
  • Каковы темы и задачи предмета «Семейное воспитание» в учебном заведении?
  • Где проходит уроки семейного воспитания?
  • Зачем изучать этот предмет и кто проведет занятие?

В российских школах с сентября 2024 года появится новый курс «Семьеведение». Учебный год включает 34 часа внеурочной деятельности, посвященные этому курсу. Предмет рассчитан на учеников средней и старшей школы, поскольку в этом возрасте подростки начинают размышлять о будущем. Рассмотрим темы, которые будут освещаться на уроках «Семьеведения», преподавателей предмета и структуру занятий.

Что такое семьеведение

Семьеведение — учебный курс, который помогает школьникам приобрести знания и навыки для построения гармоничных семейных отношений.

Семьяведение учит уважать семейные ценности, помогает подросткам осознать значение семьи для каждого человека и даёт им знания для создания счастливых отношений в будущем.

Программа длится 34 часа в учебном году и, как «Разговоры о важном», проходит во внеурочное время. Занятия разработаны с учетом возраста учеников. Преподаватели применяют актуальные педагогические методики: интерактивные задания, обсуждения, разбор практических примеров.

Каковы темы и задачи курса семейного воспитания в образовательном учреждении?

Программа изучает различные темы, помогающие подросткам понять, что такое семья и как её строить. Семейное образование состоит из пяти модулей, где рассматриваются существующие способы поддержки семей. В каждом модуле сочетаются теория и практические задания для закрепления знаний.

Раздел

Что делают на уроках

1. Человек, семья, общество…

Важность семьи для человека и общества: эволюция, ценности разных эпох и пути к крепкой семье.

  • Изучают исторические примеры трансформации семьи.
  • Составляют плакат «Моя идеальная семья» с описанием каждого участника.
  • Говорят о роли семьи в современном обществе.
  • Выявляют различия между семейными моделями различных государств.

2. Мои родственники — похожие и разные

Обучают ценить родных, хранить семейные обычаи и налаживать приятельские связи между людьми разных возрастов.

  • Создают генеалогическое древо, иллюстрируя предания о потомках.
  • Рассказывают о семейных праздниках и их значении.
  • В игре «Что я могу сделать для семьи?» ученики разрабатывают идеи благотворительных поступков.
  • Говорят об участи бабушек и дедушек, подчеркивая важность поддержки старших родственников.

3. О семейном уюте и не только…

Как обустроить уютный дом. Обучающиеся освоят способы организации труда и составления бюджета.

  • Составят бюджет на месяц, предусмотрев траты на питание, поездки и досуг.
  • Говорят о равно分配нии домашних обязанностей.
  • Разрабатывают проект «Дом моей мечты»

4. Важней всего — погода в доме…

Как налаживать тёплые взаимоотношения с любимыми людьми, предотвращать разногласия, проводить время в компании друг друга.

  • Играют сцены с поиском компромисса.
  • Планируют семейный вечер, выбирая развлечения для всех.
  • Ведутся обсуждения по следующим вопросам: как предотвратить ссору и что делать, если обиделся друг или родственник.
  • Разрабатывают пособия по поддержанию спокойствия во время разногласий.

5. Современная семья и право

Права и обязанности детей и взрослых. Государственная помощь семьям и защита.

  • Изучают права и случаи применения.
  • Рассматриваются ситуации из реальности, возникающие при нарушении прав ребенка.
  • Разрабатывают информационный материал о семейных ценностях и государственной защите семьи.
  • В России обсуждают меры поддержки семей.

Предмет направлен на подготовку школьников к взрослой жизни и демонстрацию способов построения прочных и благополучных семей.

  1. Семья – это фундамент нашей жизни, нуждающийся в постоянном внимании и ответственном подходе.
  2. Обучить решению повседневных задач: распределению семейных расходов, планированию отдыха, действиям в конфликте.
  3. Чтобы лучше понимать друг друга, нужно учиться слушать, говорить о своих мыслях и находить общее с родными людьми.
  4. Как мирно разрешать конфликты и находить решения.
  5. Раскрыть права и обязанности: дети поймут, каковы их права в семье и как должным образом исполнять свои обязанности.

Эти темы и задачи превращают семейное воспитание в важный элемент школьного обучения, помогая подросткам подготовиться к самостоятельной взрослой жизни и сознательно строить собственные семьи.

В каком классе преподаётся предмет семейное воспитание?

Для учеников 5–9 классов проводят уроки семейного воспитания. В этом возрасте подростки начинают формировать свое отношение к семье, узнают о правах и обязанностях, осваивают важные навыки общения и управления повседневными задачами. Темы в каждом классе становятся сложнее с учетом развития учеников.

5—7 класс. В этом возрасте дети познают значение семьи, её место в их жизни. На занятиях рассказывают о семейных обычаях, родителях и старших родственниках, обсуждают налаживание хороших отношений с близкими людьми. Например, ученики могут составить своё первое родословное дерево или узнать больше о семейных праздниках.

7—9 класс. В этот период дети задают вопросы о личных границах, ответственности и правилах жизни в семье. На уроках обсуждают распределение обязанностей, уважение мнения других, а также знакомят с основами семейного права. Например, ребята учатся планировать семейный бюджет и решать бытовые задачи.

Назначение темы и кто будет преподавать.

Семьеведение — это не просто учебный предмет, а стремление обучить школьников основам самостоятельной жизни в изменяющемся мире.

Школьные психологи и социальные педагоги могут преподавать предмет. Учителя обществознания, истории или классные руководители тоже могут вести занятия, но им советуют пройти соответствующую подготовку. Необходимо учитывать возраст учеников и уметь строить доверительные отношения.

Текущий тестовый режим курса вызывает разные реакции. Родители и педагоги часто одобряют инициативу, считая изучение таких тем важным для детей. Некоторые опасаются, что предмет может стать формальным и нести реальную пользу только в случае живых примеров и интересного преподавания.

В случае положительных результатов курса программу смогут сделать более гибкой для учета культурных и региональных особенностей.