
Фотографии: Pixabay / Unsplash. Изображение: Юлия Замжицкая.
Центр толерантности Еврейского музея делится методами изменения классических сюжетов из программы по литературе, чтобы привлечь подростков к обсуждению важных социальных вопросов.
Современных подростов волнуют многие те же темы, что и подростков золотого века русской литературы: любовь, отношения с родителями, жизненные выборы, дружба и предательство, поиск смысла жизни. Лишь формулировки, интонация и образы отличаются.
Дайте школьникам возможность самостоятельно изменить финал или поворот сюжета классического произведения и исполнить новый вариант прямо во время урока или внеклассного мероприятия. Пусть общаются со зрителями, спрашивают их мнения, подобно форум-театру. Попросите одноклассников поделиться своими личными историями на схожую тему — и пусть актеры интегрируют их в повествование, как в плейбек-театре.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
А что, если…
История разворачивается в средней школе. Там появляется загадочный Воланд — новый ученик с харизмой и сверхъестественной способностью раскрывать тайны. Он использует неуверенность, страхи и желания одноклассников для манипуляции.
В ходе исторического процесса подростки встречают нравственные затруднения и вопросы этики.
Главный герой превращается в студента-отшельника, стремящегося к самовыражению через творчество. Маргарита, его подруга и муза, — талантливый художник. Развитие сюжета демонстрирует моральные сомнения и нравственные выборы подростков.
«Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера
А что, если…
Холдена поддерживают учителя и друзья. Уже в самом начале мистер Спенсер находит способ поговорить с юношей на его языке. В итоге Колфилд успешно справляется со своими трудностями, а тревогу получается обуздать и направить в творческое русло. Так 17-летний герой становится молодым автором, который вдохновляет других выражать свои чувства через искусство.
«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира
А что, если…
Влюбленные решают добиться перемирия между враждующими семьями. Джульетта становится журналистом, а Ромео — оператором. С помощью социальных сетей и общественных организаций привлекают внимание к бессмысленному насилию, которое преследует их город много лет. Молодая пара вдохновляет сверстников искать другие способы решения конфликтов и показывает пример ненасильственного общения друг с другом и со старшими родственниками.
«Анна Каренина» Льва Толстого
А что, если…
Анна берет ответственность за свою жизнь и решения. Для начала она обращается к врачу, который помогает ей избавиться от морфина и работать над склонностью к контролю и ревности. Позже она понимает, как общественные ожидания искажают ее реальность.
Катерина стремится к финансовой независимости и развитию собственных интересов. По пути ей помогают друзья, например Лев, которые разделяет её стремления к самореализации. В конце концов она возглавляет организацию, оказывающую поддержку женщинам в сложных жизненных обстоятельствах.
«1984» Джорджа Оруэлла
А что, если…
Акт неповиновения Уинстона пробуждает в людях надежду, и повсеместно вспыхивает движение сопротивления. Люди стремятся противостоять угнетающей власти, чтут знания, испытывают чувства и откровенно размышляют о будущем.
Финал истории оптимистичен, однако успех обещает быть трудным. Ведь выбор гуманных путей развития после страданий нелегко сделать.
Как герои сделают мир лучше?
«Евгений Онегин» Александра Пушкина
А что, если…
Действие разворачивается в модной столичной книжной лавке независимого типа. Евгений Онегин – отстраненный работник, отличающийся интеллектуальным снобизмом и равнодушием к посетителям. Татьяна – увлеченная чтением и начинающая писательница, новая сотрудница магазина, полная страсти к литературе и творческому самовыражению.
Татьяна выражает свои мысли и творчество не в письмах, а через блог, где делится постами и видео. Ее контент пользуется популярностью у молодых читателей, провоцируя обсуждения о литературе, самовыражении и экологичном общении.
Ленский, близкий друг Онегина, талантливый музыкант и поэт, часто выступает в книжном магазине. Перед ним стоит дилемма: реализовать свой творческий потенциал или заняться «реальной жизнью», например, работой и высшим образованием?
«Приключения Тома Сойера» Марка Твена
А что, если…
Молодой герой выбирает быть добровольцем и защитником социальной справедливости, работая над улучшением жизни незащищенных групп населения и отстаивая правду, не избегая трудных решений. Возможно, вместе с Джимом отправится в путешествие по стране, где изучат культурное разнообразие Америки, столкнутся с предрассудками и будут искать способы бороться с предубеждениями и расизмом.
«Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла
А что, если…
Алиса просыпается и применяет новую уверенность и творческий потенциал для решения проблем, принадлежащих ей и её друзьям. Она становится педагогом или психологом, опираясь на воспоминания о стране чудес, показывая важность принятия внутренней детской части и креативного мышления.
«Горе от ума» Александра Грибоедова
А что, если…
Чацкий – молодой человек, увлекающийся новомодными идеями, возвращается из-за границы после обучения с желанием изменить общество. В его взглядах прослеживается поддержка расширения прав молодёжи и осуждение старых обычаев.
Софья предстает не как типичная невеста, а как умная и самостоятельная девушка, разделяющая с Чацким жажду перемен. Она активно участвует в конференциях и занимается научной работой, пропагандируя гендерное равенство и значение мнений молодежи.
Пожилые люди, такие как родители Чацкого, составляют консервативные круги, противостоящие прогрессу и не желающие замечать проблем молодых. Их отношения иллюстрируют разрыв между поколениями и трудности подростков в стремлении быть услышанными.