Фото: img.freepik.com

Фотографии: АГН «Москва», иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Методика «перевернутый класс» появилась в США более десяти лет назад. С тех пор она вызывает дискуссии среди педагогов, которые отмечают как плюсы, так и минусы такой образовательной практики. Статья разбирается: причины популярности «перевернутого класса» во всем мире, кто его применяет в России, и ситуации, когда занятия оказываются неэффективными.

Революция из Колорадо

В 2007 году учителя из США Аарон Сэмс и Джонатан Бергман, работавшие в средней школе штата Колорадо, начали записывать свои лекции на видео, выкладывать их в сеть и отправлять школьникам ссылки. Учащиеся не проявляли интереса к занятиям: опаздывали, не выполняли домашние задания. Новая методика дала результаты: через год успеваемость повысилась, и другие педагоги также стали её использовать.

Оказалось, этот формат занятий удобнее традиционных, как для учеников, так и для учителей. Преподавателям не нужно постоянно повторять один и тот же материал, достаточно отвечать на вопросы, приводить примеры, после чего можно сразу переходить к практической части урока.

Салман Хан, бывший инвестиционным аналитиком и занимавшийся математикой со своей двоюродной сестрой, начал вести занятия в формате «flipped classroom». Когда Хану попросили взять ещё двух учеников, он записал видеоролики с подробным объяснением предмета и выложил их на Youtube. Эти лекции стали доступны другим детям. Через некоторое время записи так полюбились зрителям, что Хан смог открыть… академию Создал электронную библиотеку видеоуроков и выиграл грант от Google для развития проекта.

Хан считает, что переход к «перевернутому» формату обучения необходим из-за недостатков школьной программы.
По его мнению, программа по математике в школе плохо продумана из-за быстрого нарастания сложности заданий. Он сравнивает подобные занятия с обучением езде на велосипеде.

«Дети лишь немного научились ездить на нём, как тут же садят на одноколесный,» — говорит Хан.

Уроки по методу «перевернутый класс» способствуют более лёгкому освоению информации, поскольку учащиеся могут многократно просматривать видеолекции и глубже усваивать сложные концепции.

Противоречивый опыт

Прошло десять лет, и преподаватели всё чаще применяют эту методику на уроках. Самым известным сторонником такого подхода в настоящее время является учительница из Эстонии. Марина Курвитс.

Курвитс и её муж Юрий, также учитель, начали публиковать задания в интернете. Ученики выполняли их самостоятельно, при возникновении затруднений обращались в чат, где учителя предоставляли подсказки. Если какие-то упражнения вызывали много вопросов, их рассматривали на очных занятиях.

Курвитс указала на разнообразие причин для применения педагогами «перевернутого обучения». Учителя литературы сталкиваются с игнорированием детьми чтения книг. Преподаватели иностранных языков в традиционном формате тратят много времени на грамматику, оставляя мало места для разговорной речи.

Анастасия Гончарова считает, что в «перевернутом классе» педагоги превращаются из «говорящей головы» в фасилитаторов — людей, способных организовать продуктивное обсуждение темы урока. Учитель подчеркивает, что в эпоху Google информация легкодоступна, поэтому преподаватели, просто читающие каждый урок с листа, не будут интересны детям.

Гончарова отмечает, что такие занятия могут оказаться малоэффективными при нерегулярном использовании нового формата.

Педагог утверждает: если начать применять данную технологию хоть раз, то ее следует использовать продолжительное время.

Кларисса Соренсен-Унру, учительница химии из США, отмечает противоречивый опыт работы в «перевернутом классе».
Она давала домашние задания по изучению параграфов из учебника и на занятиях предлагала игру с картами для закрепления материала. Сперва это было эффективно, дети были заинтересованы. Но затем во время одного занятия ребята стали засыпать, внимание заметно снизилось. Таким образом, педагог пришла к выводу, что новая методика может быть эффективной для одних групп учеников, а для других – нет.

Она считает, что затруднение в применении «перевернутых классов» состоит в том, что им нужны совершенно иные педагогические навыки, чем у традиционного обучения, и не все учителя их имеют.

Научные данные подтверждают это. Исследование, проведённое в 2019 году военной академией США в Вест-Пойнте, показало, что занятия по модели «перевёрнутый класс» изначально повысили результаты викторин по математике у студентов, но дальнейшего развития успехов не наблюдалось, а успеваемость по другим предметам осталась прежней.

«Перевернутые учителя» из России

В России всё больше внимания уделяется методике «перевернутый класс». Елена Пономарева, учительница химии из Воронежа, применяет её с 2015 года, когда впервые опубликовала… YouTube Учитель проводил лекции по органической химии в виде коротких роликов длительностью 10-12 минут. Такой формат был выбран из-за сокращения часов, выделенных школьной программой на эту дисциплину. Видео помогали ученикам решить проблемы пропущенных уроков, повторить пройденный материал и изучать его в индивидуальном темпе. Кроме того, преподаватель размещала тесты в Google-формах после каждого урока. Участие в тестах было обязательным для допуска к практическим занятиям.

Опыт Пономаревой привлек внимание других российских учителей. К эксперименту присоединились Елена Нечитайлова из Ростовской области и Олеся Неревяткина из Саратова. Вместе с Пономаревой они разработали «перевернутый курс» органической химии для учеников 10-го класса. сайте В проекте – 34 урока: записи лекций Пономаревой и методические рекомендации для педагогов.

Юлия Бондаренко, учительница английского языка из Новосибирска, применяла методику «перевернутого класса». Школьникам до уроков аудирования предлагалось прочитать шесть коротких текстов и найти в них новые слова по словарю. На занятиях ученики слушали краткое изложение этих же текстов и выполняли новые задания. Перед уроками грамматики учительница присылала ребятам ссылку на материалы с новой темой, которую дети обсуждали в классе и выполнили практические задания.

Прыжок в будущее

Появление онлайн-сервисов способствовало развитию методики. Стали популярными системы управления контентом (CMS) и системами управления обучением (LMS). В CMS можно загружать задания и материалы к урокам, а LMS способна проверять выполненные учениками задания и анализировать время их выполнения.

Кроме того, педагоги, применяющие методику «перевернутый класс», зачастую используют специализированные программы и сервисы. К примеру, признанием пользуется платформа… LearningApps Эта функция помогает создавать контрольные работы. В ней предусмотрено много шаблонов для формирования тестов различной сложности.

Другая популярная программа — QuizizzОна позволяет педагогам создавать тесты и готовить викторины. С ее помощью возможно проведение быстрых опросов.

Для сбора статистики подходит приложение PlickersЭто инструмент для создания диаграмм ответов учащихся, которые помогают разобраться в том, как школьники реагировали на вопросы.

Переворачивать или нет?

Преподаватели, трудящиеся в системе «перевернутого класса», обсуждают как плюсы, так и минусы этой модели. Для тех, кто желает ознакомиться с новой методикой, мы представили ряд доводов за и против.

Плюсы «перевернутого класса»

  • Каждый ребенок учит новый материал в собственном темпе.
  • Ученики самостоятельно определяют время для изучения учебного материала.
  • На занятиях учителя уделяют больше времени общению с учениками и отвечают на все их вопросы.
  • Посвящается много времени трудным вопросам и практическим занятиям. Преподаватели могут углубленно рассматривать отдельные темы, отдавая большее внимание развитию практических умений учеников.
  • Формирование творческих способностей у школьников.

Минусы «перевернутого класса»

  • Эта методика никак не способствует повышению мотивации у детей. Если они не стремятся к обучению, ее применение не будет результативным.
  • Некоторым учащимся требуется больше времени для усвоения материала самостоятельно, поскольку это сложнее, чем с учителем на уроке.
  • В ряде школ недостаток компьютеров и образовательных программ препятствует обучению. Не все ученики имеют возможность пользоваться компьютерами дома.
  • Школы сопротивляются внедрению новых методов обучения.
  • «Инверсивный метод обучения» не подходит для некоторых тем и предметов.