
Изображения: АГН «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.
Понятие «образовательное событие» появилось в педагогике около пяти-десяти лет назад, но для многих педагогов этот формат остаётся непонятным. Вклад учителяРассмотрим понятие «образовательного события» и его плюсы по сравнению с обычными способами обучения.
Немного теории
«Образовательное событие» — это форма обучения, где дети на практике приобретают новые знания и навыки при взаимодействии со взрослыми.
Образовательное событие состоит из трех этапов:
- Подготовительный
Педагог совместно с участниками генерирует идею, разрабатывает сюжет, формирует команду и продумает техническую сторону. - Событийный
(собственно событие); - Рефлексивный
Взвешивание опыта, полученного на протяжении события, и формирование собственных выводов по его итогам.
Настоящее образовательное событие предполагает, что:
- У участников есть важная цель, которая вызывают у него эмоциональную реакцию.
Например: Образовательное мероприятие на экологическую тему может быть направлено на сохранение определённого вида животных.
- В ходе обучения ученики расширят свои знания и навыки.
Например: Дети узнают о необходимости сбора использованных батареек и местах их утилизации.
- Участники вовлечены уже на этапе подготовки.
Например: Детям поручено подготовить всё нужное для работы или сделать предварительное изучение темы события.
- Индивидуальная работа сочетается с групповой.
Например: Ребенок выполняет свою часть проекта или продукта. Для получения полной картины требуется совместная работа всех участников.
- В результате работы участники формируют продукт, индивидуальный или совместный, оценка которого проводится преподавателем, участниками или специалистами.
НапримерМожет быть, это будет план по защите диких животных или организация на школьном дворе раздельного сбора отходов.
- Участники размышляют о полученных итогах и определяют для себя новые цели в сфере познания.
Например: Помните полученные знания, размышляйте о дальнейших действиях по охране природы.
Образовательное событие разрабатывается с учетом идей американского теоретика образования. Дэвида Колба Его теории обучения опираются на опыт. Ученый полагает, что человек запоминает усвоенное в практике эффективнее, чем выученную теоретическую информацию. Знания, полученные посредством личных переживаний, служат основой для нового познавательного опыта.
Преимущества формата
Учитель истории и обществознания из Уссурийска отмечает… Светлана МорозоваОбразовательное событие даёт возможность педагогам развить творческие способности.
Этот формат особенный потому что результат его непредсказуем. От учеников, главных участников этого опыта, зависит всё. В этом и есть привлекательность, риск, который дает возможность каждому проявить себя.
По словам основателя Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя», руководителя ЧНОУ «Феникс» из Москвы, Татьяны ЕсинойЭтот формат также привлекателен тем, что выходит за пределы обыденного.
«Образовательные события связаны с жизнью ученика, побуждая его по-настоящему и полно прочувствовать каждый этап». Эта проживаемая реальность и чувства, сохраняющиеся у участников надолго, делают образовательный результат более сильным, — рассказывает Татьяна.
Замдиректора Президентского Лицея «Сириус» Александр КузьминУчредитель конкурса, являющийся также его организатором, полагает, что данное образовательное мероприятие отличается от обычных педагогических форм тем, что успешно объединяет коллектив.
Образовательное событие открывает широкие возможности для творчества и методических поисков, объединяя всех участников – детей, взрослых, родителей и выпускников, которых часто приглашают принять участие. Это является самым главным.
В рамках второго этапа конкурса учителя разрабатывают собственную образовательную программу и реализуют чужую концепцию. Такой подход позволил многим участникам обнаружить новые возможности.
Образовательное событие объединяет различные предметы и взгляды в одной точке. Оно позволяет рассмотреть проблему или задачу с разных сторон, а не только с одной. Учителя привыкли передавать знания уроками, но этот способ совершенно новый. Евгения Колопина.
Чек-лист от «Вклада Учителя»
Образовательные события бывают масштабными. В них могут принимать участие разные классы, даже параллели, родители и специалисты вне учебного заведения.
Участники конкурса «Вклад учителя» должны сначала ясно установить:
- Название события.
- Его идею.
Что? Для кого? Как? Зачем?- Для кого предназначено мероприятие? Каков возраст участников?
- Какую проблему мы желаем устранить / какой дефицит ликвидировать?
- Выходные данные и методы их измерения.
- Этапы работы участников и взаимосвязь с результатами.
- Временные, человеческие и материальные ресурсы.
Каждый год организаторы «Вклада учителя» отбирают лучшие сценарии образовательных мероприятий и передают их участникам конкурса. За два сезона участники образовали сборник уникальных сценариев, используемых в своей работе. Некоторые из этих разработок были и будут доступны на Педсовете. Читайте и черпайте вдохновение.
- Школа и экология: как провести день борьбы с мусором. ;
- «Письмо из будущего»: ученики начальных классов спасли планету от глобальной катастрофы. .