Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Соревнование по образованию — не только проверка знаний, но и возможность для детей проявить себя, выйти за рамки школьной программы и погрузиться в атмосферу интеллектуального творчества. Например, тем, кто любит математику, физику, информатику, биологию и астрономию, будет интересна Всероссийская физико-техническая контрольная — Выходи решать!»

Эксперты МФТИ рассказали о преимуществах учебных состязаний и методах поощрения учащихся к участию.

Для чего школьникам принимать участие в учебных состязаниях?

Образовательные состязания — конкурсы, олимпиады, диктанты, контрольные и турниры по школьным предметам. Цель — вдохновить на учёбу, развить нестандартное мышление и дать возможность школьникам продемонстрировать таланты. Задания обычно отличаются от тех, которые дети выполняют на уроках.

Получить привилегии при поступлении в вуз. Победа или призовые места в интеллектуальных состязаниях предоставляют абитуриентам льготы: дополнительные баллы по критерию «Индивидуальные достижения», 100 баллов по профильному предмету или зачисление в вуз без конкурса. В 2024 году победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников поступили… МФТИ, ВШЭ, МГУ и МГИМО без экзаменов.

Образовательные соревнования предоставляют участникам бесценный интеллектуальный опыт и возможность общения с единомышленниками. Для старшеклассников это еще и шанс осуществить свою мечту и поступить в желаемый университет.

Участие в проверке знаний «Выходи решать!» также приносит… преимуществоПервые 10 процентов людей в рейтинге имеют право на поступление. заочную физико-техническую школу МФТИ без экзаменов».

Виталий Шевченко — руководитель направления подготовки к поступлению в МФТИ и специалист учебно-методической лаборатории для работы с одаренными детьми МФТИ, тренер сборной России по физике.

Задачи на интеллектуальных состязаниях превосходят школьную программу. Участники олимпиадного движения углубленно изучают образовательный материал и интересующую их науку по сравнению с одноклассниками.

Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ

Повысить самооценку и умение разрешать трудности. Для решения заданий олимпиадного уровня недостаточно знать правила и формулы. Ребенок сможет ответить на вопросы интеллектуальных состязаний только в том случае, если умеет глубоко анализировать информацию, искать новые подходы к решению проблем и применять знания в контексте нестандартных задач.

Тест «Выходи решать!» включает задачи по логике и общим знаниям. К примеру, задаются вопросы типа «Какой сосуд заполнится первым в системе труб?» или «Каким будет следующее число?».

Увлеченный нестандартными задачами школьник обладает большим выбором образовательного и профессионального пути. Карьера победителя всероссийской олимпиады по математике не предопределена Институтом Стеклова, а призер по физике может выбрать компьютерные науки. Из таких ребят вырастут специалисты, готовые к интеллектуальным вызовам, постановке амбициозных задач и изящным решениям.

Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ

Как заинтересовать учеников в участии в учебных состязаниях?

Образовательные соревнования приносят пользу: повышают самооценку, расширяют знания по предмету, а победа или призовое место упрощают поступление в вуз. Несмотря на это, многие школьники не участвуют в них. Причины разнообразны: кто-то боится неудачи, кто-то не видит смысла. Помочь детям преодолеть страхи и понять важность участия в олимпиадах или конкурсах — задача педагогов. Давайте рассмотрим, какие шаги могут помочь в этом.

Решайте с учащимися задачи, взятые из олимпиады. Это позволит детям преодолеть страх перед ними и сделает уроки более интересными, разнообразными, чем упражнения из учебников.

Опишите важность ученических конкурсов для обучения. Поделитесь с ребятами информацией о привилегиях для победителей олимпиад, поступающих в вузы. Преимущество конкретное — определяется категорией олимпиады. Таких категорий три.

  • Победа в Олимпиаде первой категории предоставляет право на поступление без экзаменов.
  • Победители олимпиады второй категории имеют право на получение 100 баллов к результату ЕГЭ по профильному предмету.
  • ВУЗы сами определяют преимущество для победителей третьей категории.

В чём заключаются эти преимущества, можно узнать из списка олимпиад. перечне Минобрнауки.

Поддерживайте детей. Страх ошибки — один из барьеров, мешающий школьникам участвовать в образовательных соревнованиях. Некоторые переживают разочарование педагогов и родителей, считая, что в олимпиадах могут принимать участие только отличники. Чтобы развеять эти страхи и предубеждения, учителю придется быть немного тренером личностного роста и объяснять, что ошибки — естественная часть любого дела, с которым сталкиваешься впервые. Важно показать детям, что участие в олимпиаде — прежде всего опыт. Призовое место — это здорово, но не главное. Гораздо важнее уникальный опыт и навыки, которые обретут.



Подготовка школьников к учебным состязаниям: аспекты для учителей

Педагогам рекомендуется готовить учеников к соревнованию через решение задач из прошлых олимпиад. Не следует постоянно вмешиваться в процесс: сначала позвольте детям подумать самостоятельно, а при затруднениях оказывайте помощь в поиске решения.

Чтобы показать хороший результат, детям нужно научиться стабильно работать длительное время. привыкли заниматься интеллектуальной работой только 45 минут, но олимпиада — не школьный урок. Важно развивать умение концентрироваться на задачах в течение трёх–пяти часов подряд.

Достижение успеха на соревнованиях связано с объемом и разнообразием решаемых ребенком заданий в процессе подготовки. Поэтому педагогу выгодно формировать коллекцию вопросов и задач для их представления учащимся.

Проректор по учебной работе МФТИ Артём Воронов.

Для определения учеников, склонных к интеллектуальным состязаниям, можно провести мини-олимпиады по разным темам между классами. Выходи решать!Там размещены контрольные задания по математике, физике, информатике и биологии из прошлых лет.

Главная задача — заинтересовать ребёнка и помочь ему полюбить определённую науку, а потом связать с ней жизнь. Олимпиада — не финал, а способ вовлечь школьника в мир науки, например, физики или математики.
Когда показываем интересные задачи, увлекаем детей. Возможно, один из них станет будущим инженером, математиком, химиком или биологом и совершит много открытий, потому что полюбил предмет через олимпиаду.

Артём Воронов занимает должность проректора по учебной работе МФТИ.