Фото: img.freepik.com


Изображения: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.

В образовательной обстановке коммуникация ставит перед участниками, прежде всего педагогами, повышенные требования. рассказывает Как организовать продуктивное взаимодействие с родителями разных типов.

Какие бывают родители

По типу воспитания

Способ воспитания родителей указывает на то, как общаются дети со сверстниками и взрослыми, включая учителей.

Авторитарный: Родители чрезмерно заботливые, суровые и предъявляют высокие требования. Вводят для детей нормы поведения, нарушение которых влечет за собой наказания.

В общении с учителем проявляют категоричность, убеждены в своей правоте, не способны принимать критику. Не меняют свою точку зрения и не учитывают противопоставляющее мнение. Осуждают и критикуют учителя, не прощая ему оплошностей.

Авторитетный, или Сотрудничество: Родители, которые гармонично соединяют контроль и заботу, беседуют с детьми о правилах и придерживаются их сами.

Это отзывчивые родители, принимающие чужую точку зрения и критику. Сфокусированы на благополучии ребенка и стремятся к лучшему общению.

Либеральный, или Гипоопека: Родители обеспечивают ребенка теплом и полной свободой, не определяя правил.

Индифферентный: Ребенку не предоставляют тепла и не формулируют правила.

Либеральные и равнодушные родителя схожи: либо им неинтересны советы учителя, либо воспитание полностью оставляют ему на плечи.

По стилю общения

Позитивно-ориентированные: Стремясь к взаимопониманию, готовы услышать различные мнения. Интересуются достижениями ребёнка, проявляют благожелательность и открытость к конструктивной критике.

Союзники: Поддерживают педагога и всегда ему содействуют. Рады обсудить трудности и порой выполняют роль посредника. Могут быть чересчур вовлечены и энергичны.

Манипуляторы: Стремятся контролировать окружающих, применяют уязвимости людей для воздействия, пытаются расположить к себе учителя. Неспособны признать неверность своих поступков и испытывают удовлетворение от властвования и эксплуатации других.

Чтобы противостоять манипуляторам, необходимо уметь защищаться от их воздействий. В разговоре следует быть прямым: «Я вижу, что вы пытаетесь мне донести это. Могу ли я правильно понять?». Чаще всего этого достаточно, чтобы манипулятор отказался от своих попыток.

Творческие: Характеризуются спонтанностью, инициативой, склонностью к импровизации и идеализации, а также избегают конфликтов. Не всегда руководствуются рекомендациями и требованиями.

Равнодушные: Характеризуются критическим отношением к новой информации. Стремятся показать свою состоятельность, оспаривая высказывания учителя. Противостоят любым изменениям.

Деструктивное поведение родителей возможно при любом типе воспитания. При регулярных проявлениях этого поведения в общении стоит применять специальные техники для улучшения диалога.

Техники коммуникации с родителями

«Позитивная коннотация»

При агрессивном поведении родителя целесообразно дождаться его успокоения. Затем из негативных высказываний необходимо извлечь конструктивную часть и начать с нее, например: «Я вижу трудности в сочетании работы и быта, а также ваше беспокойство о ребенке. Ваша забота очень ценна. Но прошу впредь не общаться со мной таким тоном, иначе ничего хорошего у нас не получится».

Некоторые родители постоянно упрекают. Могут даже устраивать собственные собрания, но на общие не ходить. Нужно попросить их объяснить, что именно вызывает недовольство. Также стоит подумать, как направить энергию такого родителя в полезное русло. Явно стремление отстоять лидерство и противопоставить себя педагогу.

«Я-сообщение»

Это сообщение о проблеме, основанное на моем эмоциональном опыте, без упреков и претензий.

Когда вы не посещаете родительские собрания, чувствую огорчение и досаду. Мне приходится передавать вам информацию лично, это занимает много времени и отвлекает вас. Если нет возможности присутствовать, пришлите кого-нибудь на ваше место.

«Три плюса»

Для продуктивной беседы можно предоставить партнеру три психологических преимущества.

  • Улыбнуться.
  • Назвать его по имени.
  • Сделать ему комплимент.

«Присоединение»

Этот прием помогает располагать собеседника к себе.

  • Найдите общий язык с собеседником: «И у меня такая же ситуация! Вас отлично понимаю».
  • Заинтересованность в благополучии детей выражать через местоимение «мы»: «Мы заинтересованы, чтобы у наших детей всё было хорошо».

С помощью «Присоединения» возможно выразить согласие и избежать конфликта. Например: «Спасибо, что рассказали о проблеме. Будем рады её решить по мере возможности».

«Сэндвич»

Это метод передачи нежелательной информации собеседнику. Начало и конец должны быть положительными, а внутри — отрицательным сообщением.

Например:

  • Сегодня Машенька нарисовала восхитительную лошадку и всё съела из тарелки!
  • Ночью ей не давал покоя сон, и всё вокруг было словно погружено в тревожную тишину.
  • Я предлагаю ей поступать иначе. Давайте вместе найдём решение. Можем на примере кукол объяснить, что другие дети хотят спать и потом грустят из-за недостатка отдыха. Маша прекрасно справляется с куклами, у неё талант! Попробуйте с ней поиграть с куклами тоже.

Во время общения с непростыми родителями необходимо сохранять профессионализм и избегать оскорблений. Рекомендуется вести беседы в присутствии посторонних, а для потенциально трудных разговоров использовать диктофонную запись.

5 правил общения с родителями ученика

  1. Не выносить суждений.

    К примеру, родительское обращение к развитию ребёнка недостаточно полно.
  2. Не проповедовать.

    Не давать родителям указаний.
  3. Не поучать и не подсказывать решения.
    Не нужно давать непрошенные советы.
  4. Не выпытывать.
    Не расспрашивать о внутрисемейных отношениях.
  5. Не провоцировать конфликт и не идти на провокацию.

    Порой конфликт оказывается полезным, однако учитель обязан им руководить.

Материалы по теме:

  • Что препятствует взаимопониманию между педагогами, учащимися и их родителями?
  • Как общаться с «неадекватными» родителями учеников
  • 5 видов родительского поведения, вызывающих беспокойство у учителей.