Фото: img.freepik.com

Умение определять время по часам и ориентироваться в нём – ценный навык. Лучше всего начинать обучать ребёнка этому с часов со стрелками и циферблатом: так легче понять, как течёт время, разделяя его на части.

С какого возраста малыш может постичь понятие времени?

Обучение времени можно начать в возрасте 3-4 лет. Не стоит учить ребенка, не ориентирующегося в днях, времени суток и плохо считающего. Откладывать тоже не следует. 5-6 лет – это возраст, когда ребенок способен воспринимать время, понимать «без четверти», «половина», 7:15 или 12:23. До этого момента ребенок должен научиться считать до 60 и дальше. Важно, чтобы к началу первого класса ребенок понимал часы, чтобы школьное расписание стало естественным в его жизни.

Важно! Время — абстрактное понятие. Поэтому ребенку сложно в нем разобраться. Например, сразу понять, что 12.30 и полпервого — это одно и то же, невозможно. Не стоит спешить. Важно заинтересовывать ребёнка процессом обучения и не давать сложные задания раньше времени.

Как сделать это поэтапно, расскажем в статье.

Шаг 1. Расскажите ребенку, что такое время

Покажите малышу часы и рассказывайте о цифрах — возможно, ему это непонятно. Сперва расскажите о времени как таковом. Объясните, что оно всегда течет только вперед и никогда не обращается вспять.

Ознакомьтесь с понятиями «день», «вечер», «ночь», «утро». Объясните ребенку, что эти периоды времени следуют друг за другом. Далее изучите слова «вчера» и «завтра». Также убедитесь, что ребенок понимает слова «низ-верх» и «право-лево». Желательно, чтобы малыш умел считать до 12 и узнавал кратные числа 5.

Подчёркивайте значимость времени и демонстрируйте её зрительно.

Чтобы ребенок научился ориентироваться во времени, нужно его заинтересовать. Например, скажите: «Мы пойдем гулять в десять часов. Нам нужно успеть на праздник к пяти часам. Я приду за тобой через два часа». Так он поймёт, как важно правильно определять время. Можно использовать и временные промежутки: «Обед будет через пять минут. Выходим через пятнадцать».

Чтобы ребенку было понятнее, можно показать картинки с примерным распорядком дня.
Можно показать, что все события происходят в определенное время: например, завтрак в 9 часов, прогулка с 10 до 11.30, обед в 12 часов, сон-час с 14.00 до 16.00 и так далее. Расставьте картинки по порядку и обсудите с ребенком, что на них изображено. Затем смешайте карточки и попросите ребенка расположить их правильно. Таких картинок можно нарисовать самим или купить в интернет-магазинах.

Читайте книги, где описаны действия с указанием времени. Например: зайка проснулся в восемь утра, выполнил зарядку в восемь тридцать, в девять часов позавтракал и так далее.

Мастерство в основах умения позволит ребёнку устанавливать время, соотнося его с жизненными эпизодами.

Шаг 3. Покажите часы и познакомьте с их устройством

Используйте для занятий детские счетные часы, изготовленные из картона или дерева с подвижными стрелками.

Можно предложить малышу часы в виде цифровых вставок. В процессе игры ребенок сможет самостоятельно устанавливать их в правильном порядке.

Познакомьте ребёнка с циферблатом: кругом с цифрами от одного до двенадцати. Пройдитесь по нему, считая. Дайте ребёнку потрогать и повернуть стрелки часов. Объясните, что стрелки движутся в одном направлении – «по часовой стрелке». Расскажите, что одна стрелка показывает минуты, а другая – часы.

Смотрите вместе мультфильмы и познавательные видео о времени. Объясните ребёнку всё непонятное.

На четвертом шаге вместе понаблюдайте за ходом часов и объясните значение цифр.

Изучите вместе с ребёнком часы. Объясните, что часовая стрелка короткая и двигается медленнее других. Расскажите о минутной стрелке: она тонкая и вращается быстрее.

В следующем шаге покажите, что такое час. Например, если часовая стрелка указывает на «2», значит сейчас два часа. Предложите ребенку самостоятельно перемещать стрелку и говорить числа. Объясните, что минутная стрелка в это время подходит к цифре 12.

Объясните ребенку, что переходы между числами происходят через один час. Демонстрируйте, как длится час: за это время можно пообедать, прогуляться или даже отдохнуть.

Обращайте внимание: часы показывают ровно пять, шесть, семь и так далее, когда минутная стрелка достигает числа двенадцать. То есть толстая стрелка указывает на конкретную цифру, а тонкая — на число двенадцать.

Познакомьте ребенка c промежутками часов

Пояснение работы цифровых промежутков можно сделать, нарисовав циферблат и раскрасив часы разными цветами. Каждый час обозначим домиком с номером. Когда стрелка находится в желтом домике, сейчас 5 часов, а при переходе в голубой — уже 6.

Покажите, как часовая стрелка движется по кругу, отмечая деления на циферблате в течение часа. Так получается разделение часа на минуты — меньшие отрезки времени. Каждый разметка на циферблате — это минута.

Попросите ребенка считать деления на циферблате, если между ними по 5 минут. Начните с 12 часов. Так ребенок поймет, как минуты собираются в часы. Один час — это 60 делений.

Покажите ребенку, что на часах отображены цифры. Для того чтобы узнать время, обратите его внимание на деления.

Расскажи ребенку о секундах. Объясни, что секундная стрелка самая быстрая. За секунду можно прыгнуть, хлопнуть в ладоши, моргнуть глазами. Попробуйте эти действия вместе, чтобы запомнить. Покажи, как секундная стрелка быстрее движется и обходит циферблат полностью, пока минутная стрелка сдвинется только на одно деление.

Шаг 5. Познакомьтесь с такими понятиями, как десять минут, четверть часа, полчаса и так далее.

Когда ребёнок освоит чтение часов и ориентацию по стрелкам, переходите к понятию «полчаса», «четверть часа», «без десяти минут».

Расскажите ребёнку, что полчаса – это половина циферблата. Покажите стрелку часов и объясните, где она находится в этот момент. Чтобы упростить понимание, нарисуйте циферблат, разделив его на две половины разными цветами. Одной из частей будет полчаса. Затем разделите часы линиями на четверти, чтобы показать, что четверть часа – это четвертая часть всего циферблата.

Чем больше наглядных приспособлений вы используете, тем успешнее будет процесс обучения. Подходят игровые модели часов, старые часы, рисунки с часами, где ребёнок может отмечать время, разрезать их на половины и четверти. Сенсорное восприятие хорошо помогает усваивать информацию.

Когда ребенок усвоит понятия «половина» и «четверть», переходите к следующему этапу. Объясните, что обозначение времени может звучать по-разному. Приведите примеры: «2 часа 45 минут» и «без четверти третьего» — это одно и то же.

Чтобы ребёнку было проще понять, расскажите: если произносят минуты какого-либо часа, нужно отнять единицу. Так можно увидеть, что 20 минут шестого — это 5 часов 20 минут. Впрочем, ребенку не обязательно разбираться в этих понятиях.

Рассмотрите вторую половину круга. Объясните, что когда часовая стрелка перемещается по второй части круга, то при определении времени произносят количество минут, которое осталось до наступления конкретного часа. Например, говорят не «2 часа 45 минут», а «без 15 три».

Тренировки для закрепления результата.

Простые практические упражнения в игровой форме помогают закрепить знания. Полезно обращать внимание ребенка на время в повседневной жизни. Например, просыпаясь, накрывая на стол к обеду или идя умываться, просите ребенка смотреть на часы и говорить вам время.

Игра «Скажи, сколько времени»

Посмотрите на часы и скажите игрушке-зайцу или тигру, что нужно узнать время, потому что зверьки спешат к медведю.

Игра «Мой распорядок»

Поставьте часы на то время, когда малыш обычно встаёт. Двигая стрелки, рассказывайте о том, что происходит днем: утром, днем, пополудни и вечером.

Игра «Автобусы»

Организуйте игру «Автостанция». Установите время на часах и придумайте расписание отправления автобусов в соответствии с указанными часами. В два часа отправляется красный автобус, в три — синий и так далее. Сначала используйте целые числа для обозначения времени, а потом усложните задачу, применяя полчаса, четверть часа, 15 минут, 25 минут и подобные интервалы.

Во время прогулки, чтения книги или просмотра мультфильмов называйте предстоящий отрезок времени: десять минут, двадцать минут, полчаса, час. Обращайте внимание на положение стрелок часов. Попросите ребенка указать, когда пройдут пять минут, чтобы выключить плиту, или сообщить о наступлении времени ужина (например, маленькая стрелка на шест, большая на двенадцать).

Воспитание чувства времени полезно. Например, собираясь в детский сад или в гости, определите время на сборы и дорогу. Рисуйте вместе циферблаты с цифрами, попросите малыша дорисовывать стрелки и говорить, сколько времени показывают. Пусть всегда под рукой будут игрушечные часы с ярким циферблатом из пластика или картона, где ребёнок может сам передвигать стрелки, выставляя время.

Освойте с ребенком умение читать электронные часы.

Объясните ребёнку, что на часах с часовой стрелкой каждая цифра встречается дважды в течение суток. Допустим, различают 2 часа дня и 2 часа ночи. После этого вместе посчитайте по кругу циферблата числа от 1 до 12, а затем продолжите счёт от 13 до 24.

Расскажите, как на электронных часах время после полудня показывается цифрами 13, 14, 15 и так далее. Не забудьте упомянуть, что полночь — это 0 часов 0 минут. Новый день начинается с полуночи.

Стихи про часы и время

Краткие стихи пробудят интерес к изучению времени у детей. Включайте их в игры и уроки.

Часы
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог —
Нам все часы покажут точно,
Ты понимать учись их срочно,
Чтоб на вопрос: «Который час?
Ответить мог ты каждый раз.

Время
За часом час, за годом год
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам!

Начать учить детей правильно распоряжаться временем нужно с 3-4 лет. Покажите ребенку, как много можно успеть сделать за минуту, десять минут, час или полчаса. Не торопите малыша в обучении, ожидая быстрых результатов. Ориентирование во времени, чувство времени — это навык, требующий практики.

Чтобы ребёнку было легче понимать время, научиться им пользоваться и ориентироваться по часам, купите ему собственные наручные часы. В течение дня спрашивайте его: «Какой сейчас час?» Так малышу будет проще применять свои знания, говоря об этом вам.

Выводы

  1. Лучше всего начать обучать ребёнка чтению часов с делениями и стрелочками.
  2. Перед обучением ребенка чтению часов знакомьте его со словами «вчера», «сегодня» и временами суток.
  3. Иллюстрируйте важность времени, связывая его с моментами из жизни ребёнка: выгул, отдохновение, прием пищи и так далее.
  4. Покажите часы и познакомьте с их устройством.
  5. Объясните разницу между часовыми и минутными стрелками.
  6. Осмыслите значение полу часа, четверти часа, десяти минут и так далее.
  7. Игры для закрепления результата: «Скажи, сколько времени», «Мой распорядок дня», «Автобусы».
  8. Для обучения ребёнка чтению времени на электронных часах объясните, что после полудня счёт продолжается с числа 13.
  9. Разбудите интерес ребёнка к времени с помощью коротких стихов.