
Знание букв помогает ребенку развивать навыки чтения и письма, способствует грамотной речи и улучшает понимание окружающего мира. Запоминание букв тренирует память и внимание ребёнка. Если к началу школы ребенок уже умеет читать, ему будет легче учиться и усваивать знания.
Когда ребёнок готов учиться алфавиту?
Желание научить ребенка буквам для похвалы перед другими не принесет пользы. Возможно, процесс будет сложным, а может быть, оттолкнет малыша от обучения. Лучше начинать преподавать чтению тогда, когда ребенок сам проявит к нему интерес.
Например, время начать изучать алфавит, если:
- Ребенок интересуется содержанием книги, буклета или рекламного щита.
- Выговаривает большинство звуков;
- С вниманием рассматривает книги, как зрелый человек, притворяется читающим.
- Хорошо запоминает услышанную информацию. Например, может пересказать содержание сказки, прочитанной родителями.
- Строит осмысленные предложения.
Изучать буквы можно с трёх лет, но у некоторых детей интерес появляется позже — к пяти-шести годам, что тоже нормально. Для развития важно много читать ребёнку, рассказывать о происходящем, играть в развивающие игры, гулять на свежем воздухе, посещать библиотеку и так далее. Тогда интерес обязательно проявится, обучение будет правильным и гармоничным.
Обучение ребёнка чтению дома.
Не рекомендуется учить ребенку буквы по порядку алфавита, так как это может вызвать путаницу из-за незнакомого произношения некоторых букв. Более эффективным будет последовательный подход: сначала изучать гласные, а затем согласные.
Практические рекомендации:
- Сначала освойте гласные буквы, потом согласные. Будьте терпеливы, потому что согласных звуков больше, чем гласных.
- Лучше всего изучать гласные буквы попарно: А с Я, У с Ю, Э с У.
- Изучайте не буквы сами по себе, а их звучание. Упражняйтесь сразу, как буква произносится при чтении: не «Бэ», а «Б»; не «Лэ», а «Л». Так ребёнку будет легче запомнить произношение и соединять буквы в слоги.
- Учитесь буквам, тренируясь. Например, вспоминайте с ребёнком слова на каждую букву.
- В каждом занятии разбирайте одну букву. После запоминания переходите к следующей. Начинайте следующее занятие с повторения пройденного, если потребуется вернитесь к нему вновь.
- Длительность уроков по изучению алфавита не должна быть больше 5-7 минут. Чтобы сохранить интерес ребенка, важно закончить урок до того момента, как ему станет скучно.
Методика изучения гласных звуков
Учитесь с ребенком буквы «А»: покажите ее, напишите вместе. Попробуйте вспомнить слова, начинающиеся на «А». Изучайте картинки с предметами на букву «А».
Читайте книгу вместе и пусть малыш найдёт как можно больше слов с заданной буквой. Охвалите за ответы и продолжайте его мотивировать. Обращайте внимание на вывески с буквой во время походов в магазин или прогулок. Предлагайте ребенку лист бумаги и карандаш, чтобы написать букву «А».
Освоив звук полностью, переходите к парному звуку «Я». Повторите изученный звук перед переходом к следующей букве.
Методика изучения согласных звуков
Когда ребенок освоит все гласные, можно начинать изучение согласных. Лучше всего обучать ребенка сначала звукам, а потом буквам: «В» вместо «Вэ», чтобы потом малыш легко соединял звуки в слоги.
Кроме этого различия, согласные усваиваются так же, как и гласные. Для лучшего изучения используйте больше практики, работая со словами с каждой отдельной буквой. Из-за того, что согласных больше, чем гласных, этот процесс займет немного больше времени.
Обучение чтению по слогам в виде игры
Овладев согласными буквами, можно сразу же начинать их соединение с гласными для образования слогов. Например, изучив звук «г», учите соединять его с гласными: произносить «га», «гэ», «гу» и так далее.
Дети раннего возраста с удовольствием занимаются играми, поэтому чтение лучше всего преподавать через игры.
- Стройте слоги и слова из кубиков.
- На интерактивной доске можно рисовать буквы маркерами или меловыми.
- Лепите буквы из пластилина
- Создавайте фигурки из веточек, рисуйте красками, палочкой на песке или снегу.
Во время воспроизведения ребенок запоминает, как выглядит буква и как ее следует писать.
Методы и подходы к обучению
1. Визуальные материалы
- Карточки могут быть изготовлены из картона, пластмассы, дерева или бумаги. Для малышей лучше применять красочные карточки с картинками, начинающимися с определенной буквы.
- Плакаты с буквами, картинками-представлениями слов (например, «Я» — яблоко), слогами, простыми словами («мама», «папа», «кот»), стихами или заданиями на изучение букв.
- Пособиями считаются буквари, содержащие красочные картинки и простые упражнения для освоения навыка чтения. И существуют пособия с задачами, где детям предлагается приклеивать буквы-наклейки, обводить их или выполнять упражнения на запоминание.
- Для успешного обучения применяются доски для рисования мелками или маркерами, а также магнитные доски с буквами, позволяющие собирать слова.
2. Практические занятия
- Нарисуйте вручную или распечатайте на принтере буквы и попросите ребенка раскрасить их мелками, карандашами или красками.
- Если ребёнок любит вырезать, можно предложить вырезать полученные буквы.
- Сделайте аппликации из букв, вылепив их из пластилина или массы для лепки. К примеру, слепите имя малыша и разукрасьте его фасолью, пуговицами или макаронными изделиями.
3. Чтение книг и рассказывание историй
Чтение с родителями – это способ развития ребенка: расширяется пассивный словарь, развивается память и внимание, запоминаются текстовые выражения слов, формируется интерес к чтению. Лучше всего читать каждый день, чередуя сказки, рассказы и стихи.
4. Практический опыт
Во время изучения буквы найдите с ребенком как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Учите его быть внимательным: пусть ребенок находить эту букву в словах книги во время совместного чтения. На прогулках обращайте внимание на вывески и слова с этой буквой, просите ребенка ее называть.
Обучение грамоте с помощью стихов и скороговорок.
Скороговорки и стихи — интересный и творческий способ помочь детям запомнить алфавит.
Повышают четкость произношения букв и звуков, что важно для правильного чтения и письма, делая обучение более увлекательным и запоминающимся.
Скороговорки |
Стихи |
Буква «Б» Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку |
Буква «А» Буква А всему глава, |
Буква «С» У Саши самодвижущиеся сани. |
Буква «Б» Б похожа на трубу, Б за А шагает смело |
Буква М» Карамелью груженный корабль сел на мель. Три недели матросы питались спасенной карамелью. |
Буква «В» «В» Вошла В Волшебный лес |
Как выучить алфавит в 3-4 года
Если у ребёнка проявляется интерес к буквам в возрасте 3-4 года, можно быстро научить его алфавиту. Начинать лучше с самых простых букв, которые часто встречаются в речи, например, А-Я, У-Ю. Постепенно переходите к более сложным.
Не следует ежедневно усердствовать в этом занятии, чтобы ребёнку не надоело слишком быстро.
Укрепляйте усвоенные знания, повторяя слова с изученной буквой, используя карточки, лепку из пластилина или вырезание фигур. Перед знакомством с новой буквой всегда مرورте пройденный материал. Трехлетнему ребенку понравится послушать сказку или историю про эту букву (в том числе рассказанную мамой), стишок или песенку на ее тему.
В этом возрасте малышу не стоит спешить и тем более принуждать к чему-либо. До школы еще далеко, о срочной подготовке говорить не нужно. Все занятия проводятся только по желанию ребенка. Если вы создадите мотивацию для обучения, то ребенок сам будет стремиться выучить весь алфавит.
Основные моменты:
- Занятия длятся 7-10 минут. Нет необходимости дожидаться утомления или потери интереса малышом.
- Цените качественное усвоение материала больше, чем быстрый результат. Повторите изученный материал. Это поможет ребенку избежать недопонимания и быстрее перейти к чтению.
- Сначала изучайте гласные звуки. Обучайтесь буквам попарно — А и Я, У и Ю.
- Обратите внимание на оформление: применяйте игрушку, иллюстрации и красочные издания.
Нестандартные решения с применением букв в играх и обыденной жизни.
Рассматривай буквы как элементы для составления загадок-ребусов. Каждая буква или группа букв в этом случае образует часть слова или предложения. Такой способ развлечения поможет тренировать мышление.
Развлеките себя и близких, решая загадки со спрятанными словами из предложенных букв.
Поменяйте местами буквы в слове, чтобы получить новое. Пример: «гора» — «рога».
Храните максимальное число слов, составленных из данных слогов. Пример: слоги «ка», «та», «ра», «ма», «ни».
3. Игры с буквами на память:
- Предложите игрокам составить слово из случайных букв. Это тренирует память и внимательность.
- В игре «Найди букву» один участник прячет букву, а остальные стараются ее обнаружить. Эта игра совершенствует внимательность и координацию.
4. Буквенные игры на ассоциации:
- В игре «Ассоциации» участники последовательно произносят слова, стартующие с одной буквы. Это упражнение тренирует ассоциативный склад ума и фантазию.
- Игра «Цепочка слов»: участники формируют цепочку слов, где каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего. Это упражнение развивает ассоциативное мышление.
Можно применить буквы для формирования художественных композиций. Из букв различных размеров и стилей можно сделать коллаж, украсив его рисунками, и разместить в комнате как декоративный элемент.
6. Игры на скорость и реакцию:
- «Кто быстрее?» — игрокам нужно оперативно назвать слово, начинающееся с предложенной буквы. Развивайте реакцию и ум!
- Ведущий думает букву, а участники игры пытаются ее угадать, задавая вопросы с ответами «да» или «нет». Игра тренирует логику и интуицию.
7. Буквенный квест:
Разработайте квест, где каждое задание или указание будет соответствовать конкретной букве алфавита. Участники должны разгадывать загадки и выполнять действия для продвижения по квесту и получения награды.
Методики для обучения чтению
Различные методики преподавания чтения подбираются с учётом возраста ребёнка, его свойств и задач обучения.
Звуковой метод — это школьная методика обучения, которая основана на изучении звуков и их комбинаций. Сначала ребенок учится различать буквы и звуки, затем слоги и, наконец, слова. Важно, чтобы ребёнок усваивал знания на каждом этапе до достижения достаточного уровня для перехода к следующему.
Метод глобального чтения — это методики обучения чтению целыми словами или фразами. Дети запоминают вид слов без анализа их структуры. В основе метода лежит предположение о том, что дети могут научиться читать, не проходя через этап буквального или слогового чтения. Вместо этого слова узнаются как единицы, связывая их с предметами или действиями.
Обучение начинается с простых слов, легко поддающихся ассоциации с предметами или изображениями. К примеру: «дом», «кот», «мама». Ребенку многократно демонстрируют эти слова в виде карточек и картинок для запоминания их визуально. Потом вводят более длинные слова и предложения.
Этот метод пригодится детям, испытывающим трудности с обучением чтению, таким как задержка речевого развития, нарушения слуха или зрения.
Нельзя сказать, что метод глобального чтения пользуется широкой популярностью как стандартный способ обучать чтению. Эффективность метода и его оправданность во многом определяются особенностями каждого ребенка.
3. Методика Зайцева Система обучения чтению и письму основана на кубиках с буквами и цифрами. В набор входят 61 кубик, которые различаются по цвету, размеру и звуку, что облегчает запоминание информации. Деревянные кубики предназначены для глухих звуков, металлические — для звонких, а с колокольчиками — для гласных. Методика широко используется в развивающих центрах для дошкольников и удобна в домашнем применении.
4. Метод Монтессори Такой подход к обучению подразумевает самостоятельность и свободу выбора ребенка, включающий работу со зрительной, слуховой и тактильной областями восприятия. На начальном этапе применяются коробочки с набором мелких предметов, объединенных по звуку в названии. Задача – услышать звук и затем разложить предметы в соответствии с положением звука: в начале, середине или конце.
Затем демонстрируется буква, обозначающая данный слог. Для этого применяются карточки с шершавыми буквами и магнитные буквы. Занятие ведется следующим образом: покажите ребенку букву и произнесите её название. Попросите повторить. Обычно дети повторяют. Затем совместно придумайте слова на эту букву. После этого переходите к следующей букве. После изучения 4-5 букв закрепите результат, попросив ребенка показать ту или иную букву. Если ребенку трудно, ответьте на вопрос вместе.
В конце игры разложите перед ребёнком буквы и попытайтесь составить слова. Например, «Д», «О», «М». Предложите ему называть их по порядку: «Д-О-М». Так ребёнок прочитает своё первое слово!
5. Методика Полякова
Метод основывается на карточках с буквами. Во время обучения звуки и буквы многократно произносятся для детей, проговаривая каждую пару. Сначала изучаются буквы от А до Я, а также О и Ё. Затем добавляются У-Ю, И-Ы, Э-Е. В завершение материал повторяют и закрепляют.
6. Карточки Глена Домана
Техника применяется с самого раннего детства. Первые занятия проводят с шестимесячного возраста. В течение минуты-двух ребёнку показывают карточки с изображениями предметов и надписями. Так происходит автоматическое запоминание букв до начала речи.
С какого возраста можно начинать обучать ребёнка английскому алфавиту?
Заниматься этим не следует в дошкольном возрасте.
До 6-7 лет дети не понимают пользы изучения иностранных языков и могут быстро разучиться. Малышам, которые только начинают говорить на родном языке, трудно воспринимать и усваивать информацию на иностранном, особенно если занятия не учитывают их возрастные особенности.
Слишком раннее изучение английского языка может сказаться на развитии речи и привести к проблемам с произношением.
Дошкольный возраст – время изучения родной речи: освоение осознанной речи, постижение значения слов, увеличение словарного запаса, знакомство с азбукой. Английский может создать в голове ребёнка путаницу, от которой придётся потом долго избавляться.
Советы по совершенствованию умений чтения и письма.
Постоянно читайте книги. Чтение вслух помогает развивать навыки слушания, понимания и запоминания информации. С течением времени дети могут переходить к самостоятельному чтению. Важно подбирать книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Предлагайте разного рода тексты: рассказы, стихи, сказки, статьи из газет и журналов.
Изучите текст вместе с ребёнком. Поговорите о прочитанном, задавая ему вопросы о сюжете, персонажах и происшествиях. Поощряйте развитие критического мышления и анализа.
Читайте стишки и песенки вместе с ребёнком. Повторение текстов развивает память и чувство ритма.
Регулярно тренируйтесь вместе с ребенком в написании слов посредством рисования, лепки, использования магнитных досок и подобных техник.
Выводы
- Ученик, знакомый с буквами, быстрее учится в школе.
- Обучение алфавиту следует начинать по мере готовности ребёнка. Обычно это происходит в возрасте от трёх до шести лет.
- Для ускорения обучения ребёнка чтению начните с изучаемых парных гласных звуков, а потом переходите к согласным.
- Изучать следующую букву стоит лишь после того, как полностью освоен материал предыдущей.
- Чтобы изучать слоги играя, воспользуйтесь кубиками, рисованием, лепкой и играми с палочками.
- Для освоения букв применяются различные методики: визуальные пособия, практические упражнения, чтение книг и устное пересказ историй, живой опыт, использование стихотворных форм и скороговорок.
- Можно быстро выучить алфавит ребенку в возрасте 3-4 года, если он к этому готов.
- К креативным подходам с использованием букв относятся ребусы, головоломки, игры на память, игры на ассоциации, создание визуальных образов, игры на скорость и реакцию, буквенные квесты.
- Методы обучения чтению: звуковой, метод глобального чтения, методика Зайцева, метод Монтессори, методика Полякова, карточки Глена Домана.