
Овладение умением узнавать время по часам и ориентироваться в нём — важный навык. Начать обучение ребёнка этому можно с часов со стрелками и циферблатом, так как это позволяет представлять течение времени и его разделение на отрезки.
С какого возраста малыш может постичь понятие времени?
Обучение времени можно начать в 3-4 года. Нет необходимости учить ребенка, который не ориентируется в днях, временах суток и не умеет считать. Откладывать обучение также не рекомендуется. 5-6 лет – возраст, когда ребенок способен понимать время, знать значения «без четверти», «половина», 7:15 или 12:23. К этому моменту ребенок должен овладеть счётом до 60 и дальше. Важно научить ребенка понимать часы к началу первого класса, чтобы школьное расписание легко вошло в его жизнь.
Важно! Время — абстрактное понятие, поэтому ребенку трудно его понять. Например, сразу сложно разобраться, что 12.30 и полпервого — одно и то же. Не стоит спешить. Нужно заинтересовывать ребенка процессом обучения и не давать сложные задания раньше времени.
Как сделать это поэтапно, расскажем в статье.
Шаг 1. Расскажите ребенку, что такое время
Показать ребёнку часы и рассказывать о цифрах — бесполезно. Лучше сначала поговорить о времени как таковом. Объясните, что оно всё время течёт вперёд и назад вернуться нельзя.
Изучите понятия день, вечер, ночь, утро. Объясните ребенку, что время течёт непрерывно. Затем расскажите о вчерашнем и грядущем дне. Важно, чтобы ребенок знал слова «низ» и «верх», «право» и «лево». Желательно, чтобы он умел считать до 12 и понимать числа, кратные 5, но это не обязательно.
Фокусируйтесь на значимости времени и визуализируйте её.
Чтобы ребенок заинтересовался уроками о времени, нужно создать мотивацию. Скажите ему: «Мы пойдем гулять в 10 часов. Нам надо успеть на праздник к 5 часам. Я приду за тобой через 2 часа.»
Так малыш поймёт важность времени. Можно использовать временные промежутки: «Обед будет через 5 минут. Выходим через 15 минут».
Чтобы ребёнку было понятно, полезно показать ему картинки с примером распорядка дня. Можно показать, что все события происходят в определённое время: например, завтрак в 9:00, прогулка с 10 до 11:30, обед в 12:00, сон-час с 14:00 до 16:00 и так далее. Расставьте картинки по порядку и обсудите с ребёнком их содержание. Затем смешайте картинки и попросите ребёнка расположить их правильно. Таких карточек можно нарисовать самому или купить на торговых площадках.
Чтение тематических книг с указанием времени полезно. Например, зайка проснулся в восемь утра, сделал зарядку в восемь тридцать, в девять позавтракал. Так вы сможете показать, что все события разворачиваются в определённом порядке времени.
Усвоение основных умений позволит ребёнку устанавливать время, соотнося его с жизненными ситуациями.
Шаг 3. Покажите часы и познакомьте с их устройством
Используйте для игры снаряды — детские циферблаты из картона или дерева с указателями. Подходят и старые часы, и самодельные, сделанные из одноразовых тарелок.
В качестве пособия можно предоставить детские часы с накладными цифровыми частями. В процессе игры ребенок научится самостоятельно располагать их по порядку.

Расскажи ребенку о циферблате: круге с цифрами от одного до двенадцати. Пройдите по всем цифрам вместе. Пусть ребенок коснутся и повернет стрелки часов. Объясни, что стрелки движутся в одном направлении – «по часовой стрелке». Расскажи, что одна стрелка показывает минуты, а другая – часы.
Смотрите вместе мультфильмы и обучающие видео о устройстве времени.
При необходимости объясните ребёнку происходящее.
На четвёртом шаге посмотрите на часы вместе и объясните значение цифр.
Посмотрите на часы вместе с ребёнком. Расскажите ему, как выглядит часовая стрелка: короткая и двигается медленнее остальных. Объясните, какая она — минутная стрелка: тонкая и быстрая в движении.
Далее покажите ребенку, как определять время. Скажите, что если часовая стрелка указывает на «2», значит сейчас два часа. Предложите ему самостоятельно передвигать стрелку и называть цифры. Объясните, что при этом минутная стрелка всегда указывает на цифру 12.
Объясните ребёнку, что переход с одной цифры на другую занимает один час. Продемонстрируйте, сколько длится час, сказав, что за это время можно ужинать, гулять или даже немного отдохнуть.
Смотрите внимательно: циферблат показывает ровно 5, 6, 7 и так далее, когда минутная стрелка достигает позиции «12». Положение часовой стрелки на определенной цифре и тонкой стрелки на цифре «12» всегда совпадают.
Познакомьте ребенка c промежутками часов
Чтобы понять цифровые промежутки, представьте циферблат и часы разных цветов. У каждого часа есть свой домик с номером. Когда стрелка находится в жёлтом домике, сейчас 5 часов, а когда переместится в голубой — уже 6 часов.
Покажите, как часовая стрелка движется по кругу, по разметке на циферблате в течение часа.
Познакомьте ребёнка с циферблатом. Объясните, что цифры на нём разделяют по 5 минут. Посчитайте вместе деления, начиная от 12 часов. Так ребёнок поймёт, как минуты складываются в часы. Один час равен 60 делениям.
Покажите ребенку цифры на часах и объясните, что для определения времени нужно обращать внимание на деления на циферблате.
Расскажи ребенку о секундах. Объясни, что секундная стрелка самая быстрая. За секунду можно успеть прыгнуть, хлопнуть в ладоши, моргнуть. Попробуйте эти действия вместе, чтобы закрепить информацию. Затем покажите, что секундная стрелка движется быстрее и обходит циферблат полностью, пока минутная стрелка сдвинется всего на одно деление.

Шаг 5. Узнайте о времени в виде 10 минут, четверти часа, половины часа и так далее.
Когда ребёнок освоит чтение часов и ориентировку по стрелкам, переходите к понятию «полчаса», «четверть часа» и «без десяти минут».
Объясни ребенку значение полу часа, показывая, что это половина циферблата, и акцентируя внимание на положении минутной стрелки в этот момент. Для лучшего понимания нарисуйте циферблат, раскрасив его пополам разными цветами – одна часть будет означать полчаса. После этого разделите часы линиями на четверти, чтобы ребенку было понятно, что четверть часа – это четвертая часть циферблата.
Чем разнообразнее наглядные инструменты, тем эффективнее обучение. Модели часов из игры, обычные часы, рисунки с метками, которые ребенок может заполнять или разделить на части – всё это полезно. Тактильные ощущения хорошо помогают запоминать информацию.
Когда ребенок усвоит понятия «половина» и «четверть», переходите к следующему шагу. Объясните, что время можно обозначать по-разному. Приведите примеры: «2 часа 45 минут» и «без четверти третьего» — это одно и то же.
Чтобы ребенку было проще понять, если говорят «минуты какого-либо часа», надо вычесть единицу. Так можно сразу увидеть, что 20 минут шестого — это 5 часов 20 минут. Впрочем, малышу необязательно разбираться в этих понятиях.
Рассмотрите вторую половину круга вместе. Объясните, что когда минутная стрелка движется по второй части круга, при определении времени говорят о количестве минут, которое осталось до наступления конкретного часа. Например, не «2 часа 45 минут», а «без 15 три».
Упражнения для закрепления результата.

Простые практические задания в игровой форме закрепляют результат. Обращать внимание ребенка на время в повседневной жизни особенно полезно. Например, просыпаясь, накрывая на стол или идя умываться, просите ребенка смотреть на часы и говорить вам, сколько времени показывают.
Игра «Скажи, сколько времени»
Настройте часы. Поиграйте с игрушкой-тигром или зайцем: предложите, что зверята спешат к медведю и хотят узнать время. Если ребенок не может ответить, подскажите ему.
Игра «Мой распорядок»
Взяв часы, поставьте стрелки на то время, когда ребёнок обычно встаёт. По мере перемещения стрелок описывайте действия и события, совершаемые за день: утро, полдень, поздний полдень и вечер.
Игра «Автобусы»
Проведите игру «Автостанция». Установите время на часах стрелками и дайте задание отправлять автобусы в определенное время. В два часа едет красный автобус, в три – синий и так далее. На начальном этапе используйте целые цифры, а затем усложните задачу, применяя полчаса, четверть часа, 15 минут, 25 минут и т. д.
Во время прогулки, чтения книги или просмотра мультфильмов сообщайте ребёнку планируемый временной интервал: десять минут, двадцать минут, полчаса, час. Обращайте внимание на положение стрелок. Попросите ребёнка сказать вам, когда пройдёт пять минут, чтобы вы выключили плиту, или сообщить, когда придет время ужина (например, маленькая стрелка на 6, большая на 12).
Приучайте к пунктуальности. Для этого, собираясь в детский сад или в гости, определяйте время на сборы и дорогу. Рисуйте вместе циферблаты с цифрами, просите малыша дорисовывать стрелки и говорить, сколько времени показывают. Пусть всегда у него под рукой будут игрушечные часы с ярким циферблатом из пластика или картона, где ребенок может сам передвигать стрелки, выставляя время.
Познакомьте ребёнка с работой цифровых часов.
Объясните ребенку, что на часах с стрелками каждая цифра встречается дважды за день. Например, есть и 2 часа дня, и 2 часа ночи. Потом вместе считайте цифры по кругу циферблата от 1 до 12, а потом продолжите счет от 13 до 24.
Расскажите, как на электронных часах время после полудня показывается числами 13, 14, 15 и так далее. Не забудьте упомянуть, что полночь — это 0 часов 0 минут, то есть новый день начинается с полуночи.
Стихи про часы и время

Стихи в компактной форме пробудят интерес к изучению времени у детей. Встраивайте их в игры и учебные занятия.
Часы
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог —
Нам все часы покажут точно,
Ты понимать учись их срочно,
Чтоб на вопрос: «Который час?
Ответить мог ты каждый раз.
Время
За часом час, за годом год
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам!
С трёх-четырёх лет следует учить детей правильно распоряжаться временем. Покажите ребёнку, как за минуту, десять минут, час или полчаса можно сделать много дел. Не торопите кроху в обучении, ожидая быстрых результатов. Ориентация во времени — навык, требующий практики.
Чтобы ребёнку было легче понимать время и учиться пользоваться часами, подарите ему собственные наручные часы.
Во время дня задавайте ему вопрос: «Который сейчас час?». Так малыш сможет потренировать свои знания, говоря о времени вслух.
Выводы
- Лучше всего обучать ребенка чтению часов с помощью аналоговых часов.
- Перед обучением ребенка чтению часов знакомим его с понятиями «вчера», «сегодня» и разными временами суток.
- Иллюстрируйте важность времени, связывая её с будничными моментами ребёнка: прогулкой, сном, едой и так далее.
- Покажите часы и познакомьте с их устройством.
- Опишите типы стрелок: часовую и минутную. Побустройте их движение, демонстрируя обозначение времени.
- Ознакомьтесь с понятием времени, выраженного как полчаса, четверть часа, десять минут и так далее.
- Игры для закрепления результатов: «Скажи, сколько времени», «Мой распорядок дня» и «Автобусы».
- Чтоб научить ребёнка определять время на электронных часах, объясните, что после полудня подсчёт времени ведётся с цифры 13.
- Увлеки ребёнка постижением времени чтением ему кратких стихов.