
В школах, лидирующих в сфере образования, например, Сингапура и Финляндии, а также в престижных российских образовательных учреждениях, таких как «Летово» и «Новая школа», уроки не похожи на традиционные занятия с детьми, сидящими «в три ряда глаза в затылок» и пассивно слушающими учителя. В таких школах класс делится на группы по 4–6 человек, проводятся минимум фронтальных опросов, 80 процентов времени ученики активно участвуют в процессе обучения, индивидуальная работа переплетается с групповой.
Такой подход к организации урока характерен для учителей, владеющих технологией Кооперативного обучения. О том, что это такое и как построить групповую работу в классе, рассказывает просветитель и публицист, автор телеграм-канала « ». Учимся учить иначе» и Дзен-канала «Травля: со взрослыми согласовано», Специалист по Кооперативному обучению, Светлана Моторина. .
Что представляет собой кооперативное обучение и как групповое взаимодействие повышает эффективность?
Кооперативное обучение – технология, где дети учатся в небольших группах, помогая друг другу выполнять задания для достижения общей цели.
Технология Кооперативного обучения возникла тридцать лет назад в США. Основоположником ее считают психолога-педагога Спенсера Кейгана.
Каждая функция развития культуры у ребёнка проявляется сначала на социальном уровне, а потом на психологическом. Сначала это взаимодействие между людьми (интерпсихический уровень), потом — внутренняя для ребёнка категория (интрапсихический уровень).
Работа в группе эффективна, и знания, умения и навыки усваиваются лучше при взаимодействии и передаче информации другим людям. В 1954 году учёные из… National Training Laboratories InstituteМногочисленными исследованиями подтверждено создание пирамиды обучения, в которой отображена эффективность различных методов усвоения информации. Авторы исследования до сих пор не опубликовали исходные данные, но выяснили, что обучение других является лучшим способом учиться.

Пирамида обучения
Другие исследования подтверждают это косвенно. Академия Спенсера Кейгана. заявляетСегодня насчитывается более тысячи подобных записей, и иногда часть из них становится доступной для публики.
Например, исследованиеЭксперимент показал: больше желающих ответить по новой теме появляется, если перед фронтальным опросом провести прием «Подумай — Объединись в пару — Поделись». Учитель рассказывает новый материал 5–10 минут, а потом дает детям время поразмышлять и обсудить его в парах. Это помогает усвоить информацию, повышает уверенность учеников и создает эффект леса рук.
В начале 2010-х технологию Кооперативного обучения завезли в страны СНГ. Татарстан, занимавшийся образованием, тогда сотрудничал с Сингапуром, применявшим Кооперативное обучение. И так эта практика укоренилась на русском языкевом пространстве. некорректное название метода — СингапурскийЕсли вы обсудите с преподавателем из иностранного государства «Сингапурский метод», преподаватель не поймёт. Правильнее сказать: «Кооперативное обучение».
- коллективная форма работы на уроке;
- групповая форма работы;
- командная форма работы.
Часть педагогов убеждены, что словосочетание «командная работа» верное, а «групповая работа» — нет. В действительности определение «групповая» также допустимо, если подразумевается выполнение работы по заранее установленному алгоритму, а не формат, при котором учитель разделяет детей на группы и поручает им задание. Чтобы избежать недосказанностей, в данной статье будут применяться термины «Кооперативное обучение» — наиболее распространенный в мире термин — и «групповая форма работы» — термин из российского ФГОС.
Что можно усвоить, участвуя в группе: основы урока.
Спенсер Кейган выделил четыре принципа кооперативного обучения.
1. Позитивная взаимозависимость
Студенты эффективнее сотрудничают в группах, когда осознают…
- У них общее образовательное стремление, и для достижения его придётся помогать и учиться друг у друга.
- они не соревнуются друг с другом.
Во время инструктажа педагог может акцентировать внимание на помощи товарищам: «Если кто-то в группе испытывает затруднения, протяните ему руку». Ученик, помогая другому, лучше усваивает материал. Как отмечают сами учителя: «Пока объяснял, сам все понял». А ученик с трудностями разберется в материале и достигнет успеха, так как сможет ответить самостоятельно.
2. Индивидуальная ответственность
Группа работает сообща для достижения общего результата, каждый участник прикладывает усилия. В команде все активны и участвуют. У каждого ученика есть порядковый номер. Такая система помогает организовать очередь ответов, например: «Начиная с номера 1, в течение 30 секунд расскажите друг другу, что такое метафора».
Чтобы ребята внимательнее слушали друг друга, после завершения приема задавайте уточняющие вопросы. Например: «Василий, что говорила Ирина в твоей группе?» или «Василий, какой ответ в твоей группе показался самым интересным?».
3. Равное участие
В совместной работе важно следить за временем, чтобы каждый участник имел равные возможности для выступления и не получилось так, что у одного ребенка остается мало времени из-за окончания урока. На ответы всем даётся одинаковое количество времени. Например, дети работают в группах по четыре человека и должны по очереди в течение 45 секунд рассказать, чем Present Perfect отличается от Past Simple. Для этого учитель показывает на экране таймер, который делает интервалы по 45 секунд четыре раза.
4. Одновременное взаимодействие
Групповая форма работы на уроке отличается от фронтальной, где один ученик отвечает, а остальные его слушают или думают о своем. В групповой работе одновременно участвуют несколько человек. Если разделить класс из 30 детей на шесть групп по четыре человека и две группы по три, то одновременно будут выступать восемь человек. Такой подход экономит время и дает каждому возможность высказаться, лучше усвоить тему.
Приемы Кооперативного обучения
Более трехсот приемов Кооперативного обучения доступны сегодня. Овладеть ими можно на тренингах или по учебникам. К сожалению, ни один прием пока не переведен на русский язык. Несколько десятков описаны в учебнике «Cooperative Learning» Спенсера Кагана и Мигеля Кагана. Другие найдутся в поисковике по запросу «Cooperative learning structures». Там будут карточки с приемами и видео педагогов со всего мира, применяющих технологию Кооперативного обучения на уроках.
Статья рассказывает подробно об одном из приёмов. Развитие умения убедительно излагать свою точку зрения на уроках с помощью приема «Углы».
Какие цели ставит групповое обучение?
При работе по технологии Кооперативного обучения педагогу удаётся в течение короткого времени, а некоторые приемы занимают всего 5 минут, решить несколько задач.
1. Достигает академической цели.
Например, занимается усвоением арифметики, повторяет новую грамматическую конструкцию или готовится к проверке знаний.
2. Вовлекает каждого ученика.
Методы кооперативного обучения способствуют рациональному использованию времени и предоставляют каждому ученику возможность высказаться, что способствует более глубокому освоению новой информации.
3. Проводит физминутку со смыслом.
Согласно СанПинФизическая минутка на уроке обязательна, но во многих случаях Кооперативного обучения уже предусмотрена физическая активность: перемещения по классу или выходы в коридор.
Вкладывает в создание положительной атмосферы и укрепление класса.
Уровень травли в классах, где используется Кооперативное обучение, снижаетсяВзаимодействие для достижения общего результата и забота друг о друге побуждают ребят к диалогу, вниманию к мнению других и его принятию.
Для сплочения учеников в школах проводят мероприятия, где объясняют о вреде травли и важности дружбы. После этого говорят: «Смотрим только в свою тетрадь», «Сейчас вашу парочку рассажу», «Скажи всем, мы тоже посмеемся». Однако можно учить сотрудничеству прямо на уроке с помощью приемов Кооперативного обучения.
5. Развивает метапредметные навыки.
В соответствии с ФГОС, таковые именуют …
- Развитие кооперации и коммуникации – вот к чему стремятся все приёмы Кооперативного обучения.
- Существуют методы, специально направленные на развитие креативного и критического мышления. Для развития критического мышления применим, к примеру, описанный ранее метод «Углы».
Что важно учитывать при планировании совместной работы.
Разделите детей на группы
Формируйте группы по четыре человека на срок до трех месяцев. Группы должны быть разнообразными по полу, национальности и уровню успеваемости: сильный — средний — средний — слабый. Для предотвращения травли учащихся рекомендуется ежедневно создавать случайные группы.
Дайте номера каждому ученику
Номер остается действовать в течение всего времени пребывания в группе. Это позволяет экономить время и не думать каждый раз, в каком порядке дети будут отвечать. По истечении 2–3 месяцев, после смены групп, ребёнок получит новый номер.
Расставьте парты для групповой работы
В школах с кооперативным обучением парты установлены для групповой работы и остаются таковыми. Изменение расположения мест необязательно — многие методики допускают передвижение по классу.
Формируйте осознанность
Расскажите родителям и детям о пользе совместной работы для развития мозга, чтобы избежать удивления по поводу новой рассадки и групповых заданий.
Дайте точные указания и удерживайте внимание аудитории.
В кооперативном обучении и при фронтальном методе преподавания важность внимания учащихся несомненна. Неясные или противоречивые инструкции учителя способствуют ухудшению усвоения информации.
Если педагог объясняет задание, а ученик отвлекается и смотрит в окно, можно быть уверенным, что он потом спросит: «А что надо делать?» Логика «сам виноват, не слушал» не срабатывает, ведь человеку свойственно переключаться. Учителю нужно каждый раз, когда внимание слушателей рассеивается, возвращать фокус на себя.
Преимущества и недостатки коллективного труда глазами преподавателей
Обучив педагогический коллектив, я спустя какое-то время обратилась к учителям с вопросом о произошедших изменениях. Среди отмеченных плюсов — цитаты:
- «более глубокое усвоение знаний»;
- «меньше шансов у детей отсидеться»;
- Учащиеся с низкими оценками и малоизвестные среди одноклассников заговаривают.
- Группы распадаются, класс сближается.
- «дети прокачивают мягкие навыки»;
- Дети не замечают, будто у учителя есть фавориты.
- Преподаватель переходит от роли носителя информации к чему-то большему.
- Через некоторое время невозможно вести урок так же, как раньше, чувствуется стеснение.
Из минусов называют следующее:
- В начале приходится затрачивать много времени на доведение каждой инструкции до совершенства, но затем процесс становится автоматизированным, и приемы легко достаются, как у фокусника из рукава, когда угодно.
- «все учительские косяки становятся видны»;
- Теперь приходится специально разъяснять родителям причины изменений.