
Содержание:
- Что относится к профессиональным навыкам дефектолога
- Как проводить диагностику в начале работы
- Как оценивать результат работы
- Как самооценка дефектолога влияет на работу
Работа дефектолога ставит перед специалистом задачу отложенного результата: проследить динамику развития ребенка может занять месяцы, а то и годы. Тем не менее, эксперт непрерывно мониторит ход работы и подсчитывает эффективность своей деятельности. О том, что важно знать дефектологу в процессе занятий и на что ему следует обращать внимание, расскажет… эксперт АкадемСити Сергей Баранов.
Что относится к профессиональным навыкам дефектолога
Дефектолог оказывает помощь детям и взрослым с разными трудностями в развитии. Эти трудности могут проявляться в обучении, поведении, речи и иметь связь с болезнями. Например, человеку, нуждающемуся в помощи дефектолога, могут быть проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом или интеллектуальным развитием.
Для определения особенностей и потребностей ребенка и подбора упражнений дефектологу необходим набор навыков.
Навыки диагностикиДефектолог обязан обладать способностью точно определять особенности развития и разрабатывать индивидуальные программы коррекции. Для этого специалист изучает поведение ученика, определяя причины отклонений.
Коммуникативные навыкиСпециалист обязан уметь вести общение с родителями и педагогами, работающими с ребёнком. Дефектологи разъясняют специалистам без специального образования — родителям и школьным учителям — методы общения с учеником, имеющим особенности развития.
Специалист дает учителям консультации по работе с детьми с особенностями развития. К примеру, рассказывает о специфике их мышления и усвоения информации, актуальных методиках и перспективах специального образования.
Дефектолог помогает родителям принимать активное участие в процессе коррекции, рассказывая о играх и упражнениях для развития восприятия и мелкой моторики рук, а также об особенностях арт- или песочной терапии.
Навыки самообразованияДефектолог стремится к постоянному профессиональному росту, изучая современные психотерапевтические методы и подходы для корректировки когнитивных способностей, психических процессов и личности ребенка. Успешная деятельность требует владения образовательными и психотерапевтическими методиками, а также знания психофизических особенностей развития детей.
Детям до четырёх лет развивающие занятия проходят в виде игр и не длятся долго. С детьми пяти-шести лет специалисты применяют больше упражнений на память и внимание, вводят задания по формированию логических и математических понятий.
В своей работе дефектологи часто применяют концентрический метод обучения.
Работа дефектолога многогранна и объединяет различные методики и подходы. Для комплексного усвоения материала требуется индивидуальный план коррекции. Однако составление плана недостаточно: дефектологу нужно постоянно его корректировать, а также оценивать полученные результаты.
Как проводить диагностику в начале работы
При обращении в центр дефектологии к специалисту ребенок проходит диагностику уровня развития высших психофизических функций. Это помогает определить степень сформированности навыков, умений и знаний ребенка, выявить трудности во время обучения и проанализировать их причины.
Тестирование ребенка. Специалист дает ребенку задания и следит за ним, чтобы понять, какие умения требуют улучшения.
Диагностические задачи должны соответствовать возрасту и характеру нарушений у ребенка. Четырехлетнему мальчику сложно будет выполнить задачу по сборке сложной пространственной головоломки.
Опрос родителейВ ходе беседы либо опроса специалист узнает о распорядке дня ребенка и его трудностях. Полученная информация обогащает диагностику и помогает налаживать общение с учеником.
Дефектологу важно помнить: родители иногда не объективно оценивают своих детей и не обладают специализированными знаниями. Например, расстроенная мать может преуменьшать степень отклонений сына или просто не знать, на какие особенности поведения обращать внимание. Если коррекционный план составляется только с учётом мнения родителей, работа рискует быть безрезультатной.
Подведение итоговВ результате тестирования и беседы с родителями дефектолог устанавливает задачи и цели. Для этого составляется индивидуальная программа, содержащая направления деятельности, применяемые методы и конечные результаты. Все упражнения и методики корректируются в соответствии с возрастом и потребностями ученика.
Как оценивать результат работы
Специалист встречает разную выраженность особенностей развития, так как каждый случай уникален. Программа, созданная для определённого возраста и нарушений, должна учитывать степень сформированности когнитивных процессов и психофизического состояния каждого ребёнка.
Для оценки эффективности плана коррекции применяют различные методы, учитывающие деятельность специалиста по работе с детьми с особенностями развития.
Проводят промежуточные проверки. После нескольких занятий детям даются задания для проверки усвоения нового навыка. Например, решать логические задачи или группировать предметы по сходству.
Наблюдают за детьми. Специалист наблюдает за эмоциональными реакциями ребёнка во время взаимодействия с другими детьми и взрослыми, отмечая уровень его самоконтроля и умение организовывать деятельность.
В процессе занятий дефектолог следит за развитием мышления и воображения ребенка, наблюдая за его пониманием и выполнением заданий, а также его работой по инструкции.
Обсуждают прогресс с другими учителями. Общение с другими учителями помогает понять, развиваются ли навыки ребенка школьного возраста. В разговоре с коллегами дефектолог узнает, применяет ли ученик усвоенный метод в аналогичных упражнениях. Например, ребенок уверенно решает логические задачи с дефектологом, а на уроках теряется.
Собирают обратную связь от родителейДефектолог поддерживает связь с родителями ученика на протяжении всего периода обучения. Родители отмечают прогресс ребенка, следят за его поведением и могут высказать свое мнение на очных встречах или при помощи анкет.
Рассматривают собственную работу и взаимодействуют с коллегами по профессии. Это позволяет оценить эффективность и выявить области для улучшения.
Специалист ведёт дневник динамического наблюдения для оценки прогресса занятий. В нём фиксируется реализация работы дефектолога: планируемый результат занятий, полученный эффект и ход освоения материала.
Контроль развития помогает дефектологу подбирать задания средней сложности, чтобы не переусердствовать и не недогрузить ученика. Только так цель занятий будет достигнута. Необходимо также учитывать адаптационный период ребенка к специалисту, который обычно занимает 3 месяца, но может быть короче или дольше в зависимости от индивидуальных особенностей.
Специалист задумал помочь ребенку освоить понимание и употребление слов, обозначающих похожие предметы: стул, табурет, кресло, диван. Однако во время проверки ученик неуверенно их классифицировал, применяя лишь бытовые обозначения. Специалист скорректировал план и намерен расширить словарь синонимов.
При наблюдении и промежуточных проверках, если ребенок не справляется с заданной нагрузкой, корректирующую программу пересматривают. Возможно изменение общения или наполнения уроков. Например, если ученику с расстройством аутистического спектра нравятся птицы, то эффективными могут быть игровые упражнения на эту тему. В трудных ситуациях дефектолог может полностью изменить программу или обратиться к более опытным специалистам.
Если ребенку упражнения даются слишком легко, требуется повторное тестирование и составление новой программы обучения.
Как самооценка дефектолога влияет на работу
Успешность дефектолога во многом зависит от личных качеств, наряду с профессиональными навыками. Специалист несет большой объем обязанностей с высокой степенью ответственности, что обуславливает психологическую и эмоциональную нагрузку. Важно быть терпеливым, внимательным, эмпатичным и способным выдерживать стрессовые ситуации.
Специалисту необходимо постоянно совершенствовать коммуникативные навыки. Обучение эффективно лишь при взаимодействии родителей, педагогов, медиков и самого ребенка. Дефектологу требуется установить контакт и согласовать совместную деятельность с каждым участником процесса.
Начинающие дефектологи должны быть готовы к непрерывному саморазвитию и изучению новых методик после окончания основного курса обучения.
Участие в конференциях, лекциях, тренингах и практических занятиях способствует развитию профессиональных компетенций и обмену опытом с коллегами. Курсы повышения квалификации позволяют быть осведомленным о современных методах и подходах в коррекционной педагогике. Дополнительное обучение отмечается в характеристике на дефектолога, если учебное заведение ее составляет.