
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Работа с «мягкими» навыками в школе затруднена тем, что их оценка сложна. Предметные знания и умения легко проверить и измерить, а вот «мягкие навыки» — куда более абстрактная категория. делится Инструменты для оценки развития «мягких навыков» у учеников и отслеживания их продвижения.
Какие навыки оценивать
Мягкие навыки можно классифицировать по-разному. Одну из популярных схем называют 4К: это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Критическое мышление
Иногда его принимают за логическое, однако это лишь часть его состава. В критический ум также входят:
- Способность определять взаимосвязи между заявлениями, вопросами и доказательствами.
- Способность анализировать силу и достоверность доводов и ссылок.
- Способность приводить доводы в поддержку собственных суждений.
- Формулирование гипотезы: способность выявлять недостающие данные и предполагать способы их получения.
- Способность к самоанализу, позволяющая оценивать собственные мысли и вносить необходимые поправки.
Креативность
Способность к креативному мышлению часто связывают с искусством, но на самом деле является универсальным инструментом для решения любых задач необычными способами.
Креативность включает в себя:
- Прежде чем искать нестандартное решение задачи, необходимо выявить её суть, раз locate пробелы в знаниях и проявить любопытство. Любознательность, кстати, считается одним из главных признаков креативности.
- Воображение – это умение работать с предметами и концепциями в собственном рассудке.
- Сотворение чего-либо нового: продукта, концепции и подобных объектов.
- Оцениваем предлагаемое решение по таким критериям, как новизна и пригодность для задачи.
Коммуникация
Это умение высказывать и понимать мысли, как устно, так и письменно, а также общаться в разных социальных и культурных средах.
- Способность к общению: уверенность в разговорах, умение инициировать контакт, задавать и формулировать ответы на вопросы.
- Приспособление к собеседнику, ситуации общения и задаче взаимодействия.
- Коммуникация с помощью слов и жестов направлена на достижение определённой цели.
Кооперация
Навыки общения и работы в коллективах.
- Способность воспринимать общие цели как собственные.
- Навыки общения: способность к согласованию действий и учета влияния своих поступков на окружающих.
- Выполнение взятых на себя обязательств
- Способность действовать самостоятельно, проявлять инициативу, руководить работой коллектива.
Как определить уровень мягких навыков у детей?
Оценивать мягкие навыки сложно, но можно выявлять их проявления, индикаторы. Это возможно сделать на любом уроке.
Для этого пригодится анкета, которую учитель заполняет периодически, наблюдая за учениками во время урока. Анкета оценивает уровень soft skills по трём параметрам:
Включение в деятельность
Критическое мышление:
- Ученик различает знакомое и незнакомое, выявляет важные детали в задании, находи он схожие примеры или задачи?
- Определяет ли он стратегию/порядок действий?
- Формулирует ли стратегические вопросы?
Креативность:
- Помогает ли разобраться с заданием?
- Развивает ли понравившиеся чужие идеи?
Коммуникация:
- Задает ли вопросы одноклассникам?
- Отвечает ли на вопросы одноклассников?
- Разъясняет ли свои предложения?
Кооперация:
- Готов ли принять на себя определённые задачи?
Участие в решении
Критическое мышление:
- Предлагаемый подход обоснован?
- Хотите проверить выполнение некоторых шагов, действий или операций?
- Способна ли система выявлять связи в процессе принятия решения и корректировать его при обнаружении несогласованностей?
- Готов рассмотреть различные предложения по решению задачи? Высказывает согласие или несогласие с некоторыми из них.
- Формулирует ли вопросы по ходу решения?
- Если убежден, то возражает ли, или отстаивает свою позицию?
- Контролирует выполнение задачи ( этапа работы)?
Креативность:
- Ученик делится идеями по выполнению заданий?
- Способствует ли осуществлению задуманного по выполнению задачи?
- Находит ли новые источники информации?
- Способен ли найти новый подход к осуществлению определённого действия?
- Использует ли автор нестандартные методы работы с материалами и инструментами?
- Отмечает ли оригинальность чужих предложений?
Коммуникация:
- Объясняет ли свою позицию одноклассникам?
- В развязке конфликта предлагает ли сделку?
- Спрашивает ли непонятное в рассуждениях других?
Кооперация:
- Способно ли работать в команде и интегрировать свои результаты в общие решения?
- Слушает ли аргументы оппонентов?
- Принимает ли во внимание доводы противников при принятии решений и формулировании своих мнений?
- Просит ли помощи и совета у одноклассников?
Презентация результатов
Критическое мышление:
- Проверяет ли правильность сформулированных идей для обсуждения?
- В курсе понятно значение принятого решения? Может ли быть применено в жизни?
- Сам делает важные выводы или проконсультируется с другими участниками?
Креативность:
- Оценивают ли вы новые выступления других коллективов?
- Предлагает ли новые возможности решения?
- Предлагает ли неожиданные идеи презентации?
- Стимулирует ли возникновение и развитие интересных идей сверстников?
Кооперация:
- Участвует ли студент в создании презентации/презентации результата работы группы?
- Принимает ли участие в распределение дел по созданию презентации?
- Несет ли ответственность за организацию и представление результатов группы?
- Возвращает ли информацию о текущем состоянии проекта и обращается ли к другим участникам для ответа? («Считает так Саша, а я предлагаю…»)
Как отследить прогресс
Регулярное прослеживание учащихся через анкеты позволяет отслеживать их прогресс в освоении навыков 4К.
Уровень 1, пассивный
Включение в деятельность: ученик участвует в обсуждении задания.
Участие в решении: выполняет порученную часть работы
Презентация результатов: доволен своей работой.
Уровень 2, ведомый
Включение в деятельность: Ученик уточняет задания, просит помощи, разрабатывает мысли коллег и спрашивает о неясном в выводах других.
Участие в решении: Стремится использовать привычные навыки в неожиданных обстоятельствах, разграничивая знакомое и незнакомое.
Презентация результатов: Проводит сравнение результатов своей деятельности с результатами других.
Уровень 3, инициатор
Включение в деятельность: Ученик высказывает предложения и следит за исполнением поручения.
Участие в решении: Искат аналогичных ситуаций, применяют собственный опыт, различают знакомое и незнакомое, определяют важные детали условия, ставят вопросы в процессе решения, предлагают нетипичные ответы, организуют контроль и проверку.
Презентация результатов: Оценивая результат по заданным критериям, выявляются самые захватывающие идеи, как собственные, так и принадлежащие другим участникам.
Уровень 4, стратег
Включение в деятельность: Ученик формулирует ответы по существу задачи, подвергает критике собственные и чужие догадки.
Участие в решении: Излагает, аргументирует решение, определяет рамки задачи, воспринимает различные предложения и выводы, выражает согласие или несогласие.
Презентация результатов: Сознает свои границы, усматривает потенциал для развития.