
Склонения, окончания, деепричастные обороты… Школьные уроки русского языка часто погружают детей в уныние: основы орфографии и пунктуации сложно усваивать и кажутся скучными. Как оживить занятия? Разбирать правила на языке, которым говорят дети! Вместе с доцентом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Анастасией Николаевой разбираемся: уместен ли сленг на уроках в школе, и как нарушением литературных норм привлечь внимание ребенка.
Склонения за пределами нормы
В начальных классах школьный русский язык – это склонения на уроках. Учат менять слова по падежам. Такая работа бывает пресно и однообразно. Но учебник станет интереснее, если вместо обычных слов просклонять современные у подростков слова.
Сленговые слова, хотя и отклоняются от литературной нормы, образуются и склоняются по тем же моделям, что и обычные. К примеру, слово «хейтер», означающее ненавистник, в родительном падеже будет «хейтера», в дательном — «хейтеру» и так далее. Видимо, даже заимствованная лексика, например из английского языка, может склоняться как русская. Это свидетельствует о том, что наш язык её уже усвоил.
Склонение сленговых слов на уроках допустимо лишь как исключение, если цель — разрядить обстановку. В противном случае у детей может сложиться ложное впечатление о нормативности любого сленга.
Сленг можно разобрать по структуре слов и изучить состав слов. Правила образования слов в сленге похожи на правила для обычных слов.
Классика на современном
Интересно переводить классику на современный сленг.
Некоторые эксперты полагают, что такое решение поспособствует повышению интереса к чтению книг среди учащихся. Так, например, филолог и педагог Виктор Шаповал перевёл классические работы русской литературы на современный сленг.
Шаповал так описывает жизнь Пушкинского героя: «Онегин всё стало в лом, он начал грустить, как ботаник, — читать. А тут Жэка фазер откинул ласты и оставил прайсов в обрез, даже меньше, чем долгов. Жэку почти приуныл, да тут крякнул богатенький дядя, и Онегину обломился целый колхоз».
TikTok-лингвистика
Сейчас нужно предложить ребятам выполнить лингвистический анализ слов из TikTok. Множество сленговых выражений появляются именно в этой социальной сети. Например, «краш» — это человек, который нравится кому-то. Или «кринж» — чувство раздражения или неприязни к тиктокеру или его контенту.
Старшее поколение не владеет словами, употребляемыми в этой социальной сети. Сленг ТикТока — «язык для посвященных». Школьники с энтузиазмом относятся к предложениям педагогов использовать этот материал.
Смена деятельности
Сленг может стать интересным материалом для активных упражнений, позволяющих отдохнуть от основной деятельности.
Можно разработать «видеословарь сленга». На левом экране отображаются сленговые слова. Преподаватель перемещает их вправо, и вместо них высвечиваются эквиваленты, пригодные для литературного языка.
На экране в столбцы выписываются сленговые слова и их синонимы. Нужно сопоставить ненормативное слово с нормативным. Задание поможет школьникам понять разницу между жаргоном и литературной нормой, переключиться и отдохнуть.
В интерактивном режиме участники связывают картинки с подходящими сленговыми словами. Под правильным ответом появляется информация о происхождении и литературном эквиваленте слова.
Партнерский материал