
Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая
Не все родители считают горловой «р» (вид картавости) нарушением речи. Детей с таким произношением прозвали «наш француз»/«наша француженка», не зная, что неправильный звук «р» может стать не только отличительной чертой, но и причиной будущих проблем. Эксперт центра Mylogoped Эльвира Торба рассказывает о причинах возникновения этого нарушения, его опасности и способах исправления.
Почему появляется горловой «р»
Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители полагают, что звуки появятся сами собой, но по ряду причин с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:
- Ребенок испытывает трудности с подвижностью языка и речью из-за слабости мускулатуры в области артикуляции.
- У ребенка короткая подъязычная уздечка.
- Наблюдаются нарушения фонематического слуха, проявляющиеся в затруднении различения звуков «р» гортанного и обычного типа у детей.
- Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
Это упражнение очень опасно: язычок ребенка может быть еще не готов для произнесения звука «р», и ему приходится напрягать горлышко, что укоренит неверное звучание.
Чем горловой «р» опасен
С этим нарушением обращаются к логопеду как дети до школы, так и учащиеся и взрослые.
- Дети с дефектом речи подвергаются насмешкам.
- Это мешает карьере.
Горловое «р» — это вид картавости, который может помешать заниматься профессиями актера, диктора и другими, где важно умение говорить чисто. - Это приводит к стойким психологическим проблемам.
Ребята с горловым «р» порой пытаются меняться слова, чтобы не произносить для себя трудный звук. Одна клиентка сохранила эту привычку во взрослом возрасте и разговаривала, обходя слова с этим звуком.
Как исправить это нарушение
Освободиться от горлового «р» обычно несложно. Для этого требуется курс длительностью два-три месяца с двумя-тремя занятиями каждую неделю. Иногда логопед рекомендует обращаться к другим специалистам, например, ортодонту при короткой уздечке или на физиотерапию, массаж. В моей практике необходимость в привлечении дополнительных специалистов для постановки «р» практически отсутствовала.
Важно, чтобы родители помогали ребенку: выполняли домашние задания вместе, проводили артикуляционную и дыхательную гимнастику. Самая главная проблема при работе с родителями — неверие в собственного ребенка. Побороть это недоверие — главная задача логопеда, без этого все остальные усилия будут бесполезны.
Какие иллюзии родителей мне чаще всего попадаются на моём ведении?
- «Это наследственное».
Ребенку передалась картавость от родителя, которого лечение не помогло, из-за этого у него обоснованное сомнение в эффективности работы логопеда.
Определить наличие наследственного нарушения речи бывает непросто. Иногда ребенок может начать картавить из-за влияния горлового произношения взрослых вокруг него. Однако, даже при наличии наследственной предрасположенности, исправление речи возможно. - «Нам уже поздно».
Ребенку уже девять лет, а родители полагают, что поезд ушёл.
Как уже отмечалось, это утверждение ошибочно: картавость корректируется и у взрослых людей. - «Ничего не получается».
Родители прекращают обучение, потому что по их убеждению недостаточно быстро наблюдается прогресс. Например, провели пять занятий, но звук «р» в гортани так и остался.
Процесс постановки звука «р» для разных людей протекает с разной скоростью. - «Все равно это вернется».
Часто родителю кажется, что речь ребенка может вернуться к прежнему состоянию после завершения работы с логопедом.
Логопед замечает укрепление звука и автоматизацию произношения. Для закрепления результата выдаёт домашние задания. Если не прервать обучение, возвращение горлового «р» маловероятно. - «Исправить горловой „р“ онлайн невозможно».
Это неверно. Существует убеждение, что обращение ребенка к логопеду приведет к тому, что тот поместит палочку в рот и мгновенно исправит проблему. На самом деле есть логопедические трудности, требующие очной работы с логопедом. Горловой «р» не относится к таким случаям.
Материалы по теме:
- Пять необычных признаков расстройств речевого развития у малыша.
- Реализация занятий логопеда в онлайн-формате. Информация для родителей.
- Список дел для родителей детей дошкольного возраста: подготовка к занятиям по видеосвязи с логопедом