Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Отец, детально продумавший жизненный путь ребенка с самого рождения, мать, готовая разбираться с одноклассниками из-за сына, или бабушка, ограждающая внучку от домашних обязанностей — яркие примеры «сверхвключенных» родителей. Такая опека о будущем и настоящем любимого чада — на самом деле «медвежья услуга». Профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) рассказывает о вреде, который причиняют ребенку слишком вовлеченные родители. Наталья Авдеева.

Что такое «сверхвключенное родительство»

«Сверхвключённое родительство» — это отрицательный пример часто встречающейся практики воспитания, известной как «интенсивное родительство».

Психологи оценивают интенсивное родительство положительно. Мамы и папы активно участвуют в воспитании ребенка: проводят с ним много времени, интересуются его школьными успехами и стараются обеспечить разностороннее развитие (кружки, спортивные секции, походы в театр, на выставки и т.п.). Такие родители поддерживают общение с педагогами, вовлечены в школьную жизнь и участвуют во внешкольных мероприятиях.

Внутри этой модели присутствуют нежелательные методы воспитания, именуемые «сверхвключенным родительством». «микроменеджмент» и «вертолетное родительство» (англ. «helicopterparenting»).

В модели «микроменеджмента» родители продумывают жизнь ребёнка с самого рождения, определяя каждое событие, начиная от первых шагов и заканчивая поступлением в университет.
В то же время стремятся оградить детей от трудностей реального мира, контролируя их каждый шаг.

В модели «вертолетного родительства» родитель, словно вертолёт, постоянно находится рядом с ребёнком, готовя к помощи и устраняя все трудности.

Обе модели отрицательно влияют на психологическое состояние ребёнка. Исследование Исследование опекаемых подростков показало, что у них снижена самооценка, трудности с самостоятельностью в действиях и принятии решений, а также недостаточная способность проявлять лидерские качества.

Помимо прочего, гипертрофированным стилем воспитания приводит к проблемам У молодых людей возникают проблемы с регулированием эмоций, проявляющиеся в депрессии, тревожных расстройствах и приёме лекарств (антидепрессантов).

Под опекой родителей молодые люди сталкиваются с трудностями при переходе к новой стадии взросления и испытывают проблемы во многих областях жизни.

Чем опасны родители-«вертолеты» и родители-«менеджеры»

Повышенное внимание и участие родителей благотворно сказываются на детях, испытывающих трудности с обучением. Однако в большинстве случаев обе модели воспитания снижают мотивацию к учёбе и самооценку. Опасность несут такие черты «сверхвключенного родительства», как завышенные ожидания и гиперопека.

Негативные последствия завышенных ожиданий:

  • нездоровый перфекционизм

Исследователи еще называют Это явление называется «неадаптивным перфекционизмом».
Возникает оно в семьях, где любовь к ребенку возможна лишь при условии высоких школьных результатов.

  • сложность самоопределения

Вместо внутренней мотивации к обучению устанавливается внешний контроль со стороны родителей.

  • боязнь допустить ошибку

Дети боятся ошибок и укоряют себя за недочеты из-за чрезмерной критики родителей, которые внушают мысль о неспособности достичь успеха.

Негативные последствия гиперопеки:

  • «выученная беспомощность»

Дети, привыкшие к постоянному стимулированию и поощрению, ожидают непрерывной поддержки от взрослых.

  • отсутствие интереса к учебе

С ростом родительской помощи у ребенка снижается стремление к самостоятельности.

  • тенденция к прокрастинации

Зная, что в конце концов придут на помощь дети, даже не пытаются выполнить задание. Так вырабатывается привычка откладывать всё «на потом».

Как учителю работать со «сверхвключенными» родителями

Преподаватель может установить наличие у родителей признаков «сверхвключения» по следующим параметрам:

Такие родители:

  • Участвуют во всех встречах и днях открытых дверей.
  • Многим родителям важно общаться с преподавателями о достижениях их чада.
  • Заинтересованы его успехами и стараниями, способны выполнить работу за него для получения хорошей отметки.
  • Студенты просят преподавателя переспросить или повысить выставленную оценку.
  • Учителя спрашивают о домашних заданиях.
  • Родители считают воспитание ребенком главным делом своей жизни.

Взаимодействие со сверхвключенными родителями требует деликатности.

Начать стоит с уважения к заботе о ребенке, рассказать о его способностях, достижениях в учёбе, сильных сторонах и перспективах. Затем обсудить с родителями, чего не хватает для его дальнейшего продвижения, какие условия помогают, а какие мешают успешности в учебе и школьной жизни.

Основная цель — помочь родителям понять необходимость ограничить опеку над ребенком, способствовать развитию его самостоятельности, поддерживать инициативу и стремление к независимости.


Материалы по теме:

  • 5 категорий родительского поведения, вызывающих беспокойство у учителей
  • Общение с родителями, которые представляют трудности для педагогической деятельности.
  • «Неудобный» учитель: как грамотно высказывать неудовлетворение родителям, коллегам и руководителям