
Изображения: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Личные границы — понятие, используемое психологами и обычными людьми. Иногда его применение неуместно, вызывая раздражение или пренебрежение, как модную тенденцию. Тем не менее, это важная тема для взрослых и критически важная для воспитания детей. рассказываетЧто такое личные границы и как их уважать и строить в семье с малышом.
Что такое личные границы
Пространство личности делится на три уровня.
- Граница физического тела.
- Социальная граница.
- Психологическая граница.
Представим человека домом. физическая граница Это основа его жилища: разделительный барьер между внутренним физическим и духовным существованием и внешней действительностью.
Социальная граница Это месторасположение дома, его положение среди других построек. Как близко он находится к источникам воды, торговым путям и каков сам по себе этот домик. То есть в каких условиях человек взаимодействует с остальными безотторжно, чтобы всем это было приятно.
Психологическая граница Это декорирование жилища: оформление интерьера и степень готовности хозяина открывать его гостям.
У младенца границы почти не сформированы. Физическая едва прощупывается. Социальных нет вовсе: малыш ещё не осознает свою индивидуальность и нормы поведения. Нормы постепенно усваиваются до трёх лет. Психологическая граница тоже нечёткая, но обозначивается. Например, ребёнок может отвернуться от матери во время кормления, плакать на руках, показывая своё недовольство.
С самого начала важно уважать границы ребенка и показывать ему собственные. Так малыш постепенно сформирует понятие о правилах и нормах. Если эта стадия проходит неправильно или не происходит совсем, отношения воспитателя и ученика, воспитателя и ребенка будут сложными для построения.
Нарушение физических границ ребёнка родителями.
Перекармливают
Первый уровень независимости ребёнка — право решать, что принимать в свой организм. Множество родителей не оставляют его физическую границу в покое. Например, заставляют его съесть больше еды, чем способно принять его тело. Это одно из самых жестоких нарушений физической целостности человека. Дети любого возраста очень отчаянно защищают эту границу.
Проблемы характера у малышей и трудности в общении могут возникнуть из-за принудительного кормления или игры вокруг еды.
Уделяют чрезмерное внимание «горшку»
Вторая область самостоятельности ребёнка – это процесс избавления от того, что он съел. Слишком пристальное внимание к дефекации тоже является вторжением в его границы. Например, принудительное усаживание и длительное сидение на горшке, осуждение за то, что не так во время этого процесса произошло.
В первую очередь ребёнок учится контролировать действия, связанные с едой и мочеиспусканием. Ребёнку интересно, как управлять этими процессами. Поэтому, если родители будут пытаться диктовать свои правила в этой сфере, ребёнок может проявить сопротивление любым указаниям.
Перебарщивают с заботой
Постоянное мытье малыша пять раз в день, чистка носа и ушей ватными палочками каждый день – это насилие. Родителям-перфекционистам важно осознать, что таким образом они атакуют и нарушают физическую целостность ребенка. К этому же можно отнести и излишнее лечение. При насильственном уходе ребенок постепенно отдаляется и закрывается.
Забывают о своих границах
Неадекватное отношение к ребенку может проявляться в игнорировании физической целостности родителей. Когда родители допускают, чтобы ребенок прыгал на них, трогал их грудь, бить их без преград, у малыша формируется неуважение к взрослому и пренебрежение его словами.
Как установить физические границы с ребенком
Физические ограничения всегда устанавливаются с помощью физических действий. Чтобы ребёнок не забирался на шторы, просто не позволяйте ему этого делать.
Ребенок может удариться о маму или стучать по зеркалу тяжелым предметом. Мать говорит «Нельзя!», но ребенок продолжает действовать. Чтобы малыш понял значение слова «нельзя», нужно использовать жест, который препятствует запрещенному действию. «Нельзя» должно означать «невозможно».
Во время грудного вскармливания дети могут кусать грудь. Такое поведение может быть игрой или случайностью. Мама устанавливает границы своим поведением: отстраняет малыша, кладёт его на кровать и уходит из комнаты. Это отрицательное подкрепление для ребенка.
Когда ребенок прыгает на матери, не осознавая её дискомфорта, нужно действовать так же: мать встаёт, берет ребёнка и уводит его подальше.
Когда малыш начнёт бросать, выбрасывать или выплёвывать еду, нужно сразу отнять её у него. В этом случае он перестанет так поступать.
Когда ребёнок приходит к маме в загрязнённом виде, нужно восстановить норму чистой одежды. Можно отряхнуть его насколько возможно, чтобы показать, что принято ходить чистым. Не ругать и не останавливать от скатывания с горки, а обеспечить чистоту после действия. Ребенка постарше можно попросить стереть грязь салфеткой.
Насилие, будь то ритуал или импульсивный акт, недопустимо при любых обстоятельствах. В противном случае это неизбежно приведет к тому, что в юношеском возрасте ребенок перестанет обращать внимание на ваши указания.