Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая

Как создавать проекты, которые понравятся как ученикам, так и учителям? Какое место занимает учитель в этом процессе? Какие виды проектов подходят для начальной школы? На эти вопросы ответим совместно с экспертом курса Учи.ру. Проекты в начальной школеКандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования Юнонной Архиповой.

Что такое проектная деятельность

Это совместные учебные, познавательные, творческие или игровые занятия учащихся с общей целью, методами, способами и направленностью на получение общего результата.

Хотя описание работы звучит скучно, сам процесс создания проектов гораздо интереснее. Он помогает развить исследовательские и практические умения: дети, решая актуальную для себя задачу поэтапно, в итоге получают готовый результат.

Чем отличается от творчества

Творчество — создание чего-то нового. В связи с этим оно, безусловно, связано с проектной деятельностью. Чтобы творчество «переросло» в проект, нужно:

  • определить цель;
  • Ясно понимать желаемый итог.
  • проработать этапы реализации замысла;
  • Уделите этому делу определённое время.

Например, внезапное изготовление одной неповторимой открытки на 8 Марта — это творчество ученика. Создание же двадцати праздничных открыток ко Дню Учителя в течение недели — проект.

Чем отличается от исследования

Проектная работа решает конкретную проблему, имеющую личное или общественное значение. В этом ее отличие от исследований.

Учёный разыскивает ответы на вопросы о составе, свойствах объекта, его происхождении и месте в мировом контексте. В результате работы появляются новые сведения.

Проектная деятельность может включать исследование. Ученик изучает процесс метаморфозы гусеницы в бабочку и, применяя полученные знания, разводит бабочек дома.

Какими проектами можно заниматься в начальной школе?

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Дети могут изготовить пригласительные на новогодний праздник. Проблема проекта — создание понятного и притягательного приглашения с текстом и его расположением. Задача — разработка макета, содержащего всю информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Иногда учителям начальных классов приходится разбираться с вопросами выбора будущей профессии. Например, рассказывать детям о различных работах. Для этого можно провести проект «Что мы знаем о профессиях наших родителей», целью которого станет создание картотеки профессий родителей учеников.

Исследовательский

Проект завершился выводами, сделанными во время исследования.

В рамках предмета «Окружающий мир» дети часто проводят микроисследования, что возможно и в других учебных дисциплинах. Например, можно обратить внимание на пословицы и поговорки, поставив вопрос: какое место занимают они в жизни современного человека? С учащимися сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Цель проекта – подтвердить или опровергнуть её.

На какие стадии делится проектная работа?

Для реализации проекта требуется выявление проблемы, поиск путей её разрешения, применение найденных решений и обобщение результатов.

1. Определение проблемы

Наш мир полон загадок: как действует холодильник, что движет поездами, зачем люди строят дома на воде? Ответы на все вопросы найти в книгах невозможно, многие вещи требуют размышлений.

На начальном этапе важно выявить проблему, которая волнует учащихся и отражает разницу между реальностью и желаемым результатом.

Вода — чудо природы! Почему ее изображают на картинах, о ней сочиняют стихи? Почему животные, птицы и растения, так же как люди, не могут жить без нее? Задача: узнать о воде побольше.

2. Поиск способов решения проблемы

Цель указывает на то, что необходимо изменить в реальности для достижения идеального состояния.
От цели проекта вытекает стратегия решения проблемы, форма проекта и конечный результат.

В рамках проекта учащиеся собирают и изучают сведения о предмете или явлении, а затем оформляют их в книге, газете или картотеке.

В ходе исследовательского проекта учащиеся формулируют методику исследования, ставят гипотезу и оценивают полученные данные. Завершением работы может стать письменный текст, например, о любимых играх учеников начальных классов во время перемены.

В творческом проекте дети учатся решать необычные задачи и развивают художественный вкус. В результате создают поделки, ставят спектакли, проводят конкурсы.

3. Подведение итогов

Показание проекта другим ученикам и учителю — важная часть работы над ним. При подготовке к выступлению стоит думать о том, что будет интересно аудитории. Перед началом работы над презентацией ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого нужно?». Важно начать работу с презентацией заранее: написать текст, создать слайд-презентацию и определить, какое оборудование понадобится.

Подведение итогов — возможность каждому ученику оценить свою работу и достижения. Школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ученикам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.

Планирование и проведение проектных работ в начальной школе.

Поощрять самостоятельность учащихся возможно через проекты. Проектная деятельность позволяет школьникам проявить исследовательские навыки: формулировать идеи, высказывать свое мнение по вопросу, анализировать предложения сверстников. Преподавателю важно стимулировать активность учеников даже в том случае, если реализация идей пока представляется сложной. Не стоит прибегать к авторитету – целесообразнее задавать наводящие вопросы, чтобы школьники осознали возможность реализации проекта по задумке.

Необходимо помнить о социальной и личной ценности проекта. Важно, чтобы проект не превратился в формальность. Ученикам важно работать, представляя себе целевую аудиторию: создавая стенгазету для ребят из других классов, придумывая концерт для ветеранов. Проект должен стать личностно значимым для каждого ученика, вызывать эмоции. Ребята могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но оставаться к нему равнодушными. Тогда стоит обсудить важность проекта, чтобы школьники были вовлечены и не теряли интерес в процессе работы.

Обсуждение проекта всем классом необходимо. Если учитель общается только с несколькими учениками, проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать всех, разделите класс на небольшие группы. Важно обращать внимание на каждую группу, чтобы контролировать участие каждого ученика и у всех была возможность высказаться.

Что почитать по теме

  • Александр Горячев. Узнаю всё, смогу всё. Пособие по проектной работе в начальной школе (2-4 классы). .

Информирует педагогов и родителей о принципах проектного обучения в начальной школе. Содействует в организации всех стадий и достижении результата.

  • Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.

В книге автор показывает педагогам, как построить проектную работу в классе с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

  • Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).

Сборник разделён по классам от второго до четвёртого. Преподавателей предметов обучают методу организации работы над проектом. Каждой книге прилагается рабочая тетрадь для практического применения знаний с учащимися.

  • Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру.

Он рассчитан на четыре недели дистанционного обучения. Учителя узнают, как разрабатывать проекты по программам русского языка, математики и окружающего мира. начать прохождениеМатериалы будут доступны постоянно, и по завершении каждого модуля выдаётся сертификат от Учи.ру.