Фото: img.freepik.com

В школах лидеров образования, таких как Сингапур и Финляндия, а также в ведущих российских образовательных учреждениях, например, «Летово» и «Новая школа», отсутствуют уроки с традиционным форматом. Там дети не сидят «в три ряда глаза в затылок» и пассивно слушают учителя. Вместо этого класс разделен на группы по 4–6 человек, фронтальные опросы минимальны, 80 процентов времени активны ученики, индивидуальная работа плавно переплетается с групповой. Такая организация работы учителя характерна для технологии Кооперативного обучения. Что это такое и как организовать групповую работу в классе, рассказывает просветитель и публицист, автор телеграм-канала «». Учимся учить иначе» и Дзен-канала «Травля: со взрослыми согласовано», Преподаватель по кооперативному обучению, Светлана Моторина. .

Что представляет собой кооперативное обучение и каковы преимущества работы в группе?

Кооперативное обучение — метод, при котором ученики в небольших группах сотрудничают для выполнения заданий и достижения общих целей. Преподаватель использует методы с ясной структурой и алгоритмом для организации групповой работы.

Технология Кооперативного обучения возникла 30 лет назад в США. Психологом-педагогом Спенсером Кейганом она была развита и считается ею провозглашённой. Основой технологии стали труды Льва Семеновича Выготского, автор высказывания:

Каждая функция в развитии культуры ребёнка проявляется дважды: сначала в социальной сфере, а потом — в психологической. Сначала это взаимодействие между людьми, как интерпсихический феномен, потом — внутреннее состояние ребенка, как интрапсихический феномен.

Это означает, что совместная работа продуктивна, а знания, навыки и умения лучше усваиваются при взаимодействии с другими людьми и передаче им новой информации. В 1954 году учёные из… National Training Laboratories Institute Многочисленные исследования подтвердили создание пирамиды обучения, в которой отражена эффективность различных методов усвоения информации. Авторы пока не опубликовали исходные данные, но установили, что обучение другим — лучший способ учиться.

Пирамида обучения

Другие исследования косвенно подтверждают данную информацию. Академия Спенсера Кейгана. заявляетПо состоянию на сегодняшний день их количество превышает тысячу. Некоторым из них выделяют место для публикации.

Например, исследованиеЭксперимент показал, что желающих ответить по новой теме больше, если после лекции перед фронтальным опросом провести прием Think-Pair-Share («Подумай — Объединись в пару — Поделись»). Учитель рассказывает новый материал в течение 5–10 минут, а затем дает ученикам время в парах обсудить его. После этого проводится фронтальный опрос. Такая методика помогает осмыслить новую информацию, повышает уверенность в знаниях и способствует активному участию всех в опросе.

В странах СНГ технологию Кооперативного обучения внедрили в начале 2010-х годов. В это время Татарстан в сфере образования сотрудничал с Сингапуром, где практиковалось Кооперативное обучение. Так данный подход прижился в русскоязычном пространстве. некорректное название метода — СингапурскийЕсли вы решите обсудить с педагогом-иностранцем «Сингапурский метод», вам будет понятнее сказать «Кооперативное обучение».

  • коллективная форма работы на уроке;
  • групповая форма работы;
  • командная форма работы.

Некоторые педагоги считают, что корректно говорить «командная работа», а не «групповая». «Групповая», всё же может быть правильным определением, если подразумевается выполнение заданий по алгоритму, а не просто распределение детей на группы и предоставление им задания учителем. Чтобы избежать недопонимания, в статье буду использовать термины «кооперативное обучение» как наиболее распространенный и «групповая форма работы» согласно российскому ФГОС.

Из чего можно вынести урок в группе?

Спенсер Кейган формулирует четыре принципа кооперативного обучения.

1. Позитивная взаимозависимость

В групповой работе учащиеся проявляют большую продуктивность, когда осознают…

  • У всех одна образовательная цель, и для достижения её придётся поддерживать и обучать друг друга.
  • они не соревнуются друг с другом.

Педагог, инструктируя, может обратить внимание на взаимопомощь: «Если кто-то из группы испытывает затруднения, помогите ему». Сильный ученик, оказывающий помощь, ещё глубже усваивает информацию. Как отмечают сами учителя: «Пока объяснял, сам всё понял». А слабый ученик — разобрается в материале и попадет в ситуацию успеха, потому что сможет ответить самостоятельно.

2. Индивидуальная ответственность

Каждый участник группы несёт ответственность за достижение общей цели и вносит свой вклад. В команде работают все, никто не остается пассивным наблюдателем. У каждого ученика есть номер. Это позволяет организовать очередность ответов, например: «Начиная с номера 1, в течение 30 секунд расскажите друг другу, что такое метафора».

Чтобы ребята слышали друг друга, после завершения обсуждения задайте уточняющие вопросы, например: «Вася, что в твоей группе рассказала Ира?» или «Вася, какой ответ в твоей группе показался самым интересным?».

3. Равное участие

В совместной работе важно следить за временем, чтобы каждый ребенок имел равные возможности высказаться, и урок не завершился до того, как все успели поделиться мыслями. На ответ всем дается одинаковое количество времени. Например, дети работают в группах по четыре человека и должны по очереди в течение 45 секунд объяснить разницу между Present Perfect и Past Simple. Для этого педагог выводит на экран таймер, который делает отсечки по 45 секунд четыре раза.

4. Одновременное взаимодействие

В отличие от фронтальной работы, где один ученик отвечает, а остальные слушают или размышляют о своем, групповая работа на уроке предполагает одновременную деятельность нескольких человек. Разделив класс из 30 детей на шесть групп по четыре человека и две группы по три, одновременно выступают восемь человек. Такой подход экономит время и позволяет каждому ученику высказаться, лучше усвоить тему.

Приемы Кооперативного обучения

Более трехсот приемов Кооперативного обучения известно на сегодняшний день. Освоить их можно на тренингах или по учебникам. К сожалению, ни один прием пока не переведен на русский язык. Несколько десятков приемов описаны в учебнике «Cooperative Learning» Спенсера Кагана и Мигеля Кагана. Другие вы найдете в поисковике по запросу «Cooperative learning structures». Там будут карточки с приемами и видео педагогов со всего мира, использующих технологию Кооперативного обучения на уроках.

В этой статье даётся подробное описание одного приема. Развитие умения убедительно выстраивать доводы на уроке с помощью приема «Углы».

Каковы цели метода обучения группами?

Педагог, работающий по технологии кооперативного обучения, в сжатые сроки — отдельные приемы занимают всего 5 минут — решает множество задач.

1. Достигает академической цели.

Например, занимается устным счетом, упражняется в новом правиле или готовится к контролю.

2. Вовлекает каждого ученика.

Методы кооперативного обучения позволяют эффективно распоряжаться временем и создать условия для активного участия всех учащихся в процессе освоения нового материала.



3. Проводит физминутку со смыслом.

Согласно СанПинФизическая разминка на уроке обязательна. Однако многие приёмы кооперативного обучения предусматривают физическую активность — перемещение по классу или выход в коридор — поэтому на традиционную разминку может не быть времени.

Создаёт положительную атмосферу и укрепляет сплочённость коллектива.

Уровень школьной агрессии в классах с использованием модели Кооперативного обучения. снижаетсяРабота в команде, стремление к общим результатам и взаимная поддержка побуждают детей к компромиссу, умению слушать и ценить различные точки зрения.

Для сплочения учащихся в школах организуют мероприятия, где рассказывают о вреде травли и способах дружбы. Дети слышат: «Смотрим только в свою тетрадь», «Сейчас вашу парочку рассаджу», «Скажи всем, мы тоже посмеемся». Но учить сотрудничеству можно на уроке, не отходя от темы, с помощью приемов Кооперативного обучения.



5. Развивает метапредметные навыки.

В ФГОС их называют так, но другие наименования — «навыки 4К» или «мягкие навыки». имеется в виду:

  • В рамках Кооперативного обучения всяческие приемы ориентированы на развитие кооперации и коммуникации.
  • Существуют методы, специально направленные на развитие творческого и критического мышления. Например, прием «Углы» способствует развитию критического мышления.


Факторы для планирования совместных проектов.

Разделите детей на группы

Формирование групп из четырех человек на срок до трех месяцев рекомендуется проводить с учётом гетерогенности по полу, национальности и уровню академической успешности: сильный — средний — средний — слабый. Для предупреждения травли учеников перемешивание их в случайные группы желательно осуществлять не реже одного раза в день.

Дайте номера каждому ученику

Номер действителен до окончания работы в группе. Это сокращает время и исключает необходимость ежеразово определять порядок ответов детей. Через два-три месяца, после смены групп, ребёнок получит новый номер.

Расставьте парты для групповой работы

Школы, применяющие кооперативное обучение, организуют места для групповой работы и сохраняют такое расположение пар. Изменение рассадки необязательно — многие техники позволяют работать, передвигаясь по классу.

Формируйте осознанность

Объясните родителям и детям пользу совместной работы для развития мозга, чтобы у них не возникло удивления по поводу нового расположения и групповых заданий.

Предложите ясные указания и сохраняйте внимание всех учащихся.

Это важно не только при кооперативном обучении, но и в обычном процессе обучения. Когда педагог не привлекает внимание учеников, излагает расплывчатые или запутанные указания, знания усваиваются хуже.

Если педагог объясняет задание, а ученик отвлекается и смотрит в окно, можно быть уверенным, что он потом спросит: «А что надо делать?» Логика «сам виноват, не слушал» не работает, потому что человеку свойственно переключаться. Учителю нужно каждый раз, когда внимание аудитории рассеивается, возвращать фокус на себя.

Достоинства и недостатки групповых проектов глазами учителей.

По завершении обучения педагогического коллектива я спустя некоторое время обращаюсь к учителям с вопросом о произошедших изменениях. Среди отмеченных преимуществ, приводятся следующие цитаты:

  • «более глубокое усвоение знаний»;
  • «меньше шансов у детей отсидеться»;
  • Менее сильные и не пользующиеся популярностью учащиеся высказываются.
  • Группы распадаются, класс сближается.
  • «дети прокачивают мягкие навыки»;
  • Дети не замечают, чтобы у преподавателя были любимчики.
  • Учителя больше не просто передаёт информацию.
  • С течением времени ведение урока таким образом больше невозможно, пространство ощущается сжатым.

Из минусов называют следующее:

  • Сначала требуется время на доведение каждой инструкции до совершенства, но затем процесс становится автоматизированным, и вы выполняете действия, словно опытный фокусник извлекает иллюзии из рукава.
  • «все учительские косяки становятся видны»;
  • Необходимо разъяснять родителям причины нынешнего положения вещей.