Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

12 декабря в России – День Конституции. С учениками можно обсудить важность основного закона для страны.

Зачем говорить о Конституции

Конституция — главный закон, определяющий взаимоотношения граждан и государства. осознают ее значимость.

История и обществознание преподаёт Дарья Дягелец из Перми.

Выполняя свою работу, человек знакомится с должностными обязанностями. Гражданину нужно изучить Конституцию для того, чтобы настраивать собственные ожидания в отношении других людей и организаций.

Правовое образование необходимо не меньше, чем умение писать и считать. О Конституции нельзя говорить, не упоминая о естественных правах человека, не обсуждая вопросы морали, свободы и ответственности. Дарья замечает, что у учеников часто об эти вопросах очень скромное представление.

Часто школьникам представляется удивительным открытием то, что им принадлежат даже самые простые права. Люблю, когда слышу от них восторженные восклицания: «И это можно?!»

Как вовлечь учеников

Чтобы урок был интересным, а не просто формальностью, учитель может показать ученикам, как основной закон влияет на их жизнь в настоящем. кандидат исторических наук Олеся Гончарова Предлагает педагогам и классным руководителям некоторые рекомендации.

— Свяжите Конституцию и жизненный опыт

Чтобы выполнить это, подготовите выдержки из статей Конституции. Поделите учеников на группы и раздайте им эти заготовки. Дайте возможность выбора задания.

  • Каковы примерах влияния конкретных статей Конституции на жизнь школьников? Как часто, например, им приходится отстаивать перед родителями и учителями право на свободу слова?
  • Представить себе изменения в обыденной жизни при замене слова в одном пункте Конституции, например, статьи 29, на «Конституция гарантирует не каждому свободу слова».

— Поиграйте в законодателей

Рассмотрите возможность поручить ученикам разработать Основной закон школы на основе Конституции РФ. Предложите им адаптировать отдельные пункты документа к школьному контексту. Например, как будет интерпретироваться в учебном заведении статья о свободе передвижения? Чтобы собрать все предложения, сформируйте экспертную комиссию из старшеклассников, учителей обществознания и родителей с юридической подготовкой.

— Устройте «Конституционный аукцион»

Игра знакомит учеников с работой статей Конституции в реальной жизни. Преподаватель разделяет класс на группы от четырех до шести человек. Он проводит аукцион: озвучивает статью, а команды стараются «купить» ее, придумывая примеры из жизни, где она действует. Первая команда, назвавшая три разных примера, получает статью. Важно, чтобы ситуации были разнообразными и не повторялись друг друга.