
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
12 декабря в России – День Конституции. С учениками можно обсудить важность основного закона для страны.
Зачем говорить о Конституции
Конституция — главный закон, определяющий взаимоотношения граждан и государства. осознают ее значимость.
История и обществознание преподаёт Дарья Дягелец из Перми.
Выполняя свою работу, человек знакомится с должностными обязанностями. Гражданину нужно изучить Конституцию для того, чтобы настраивать собственные ожидания в отношении других людей и организаций.
Правовое образование необходимо не меньше, чем умение писать и считать. О Конституции нельзя говорить, не упоминая о естественных правах человека, не обсуждая вопросы морали, свободы и ответственности. Дарья замечает, что у учеников часто об эти вопросах очень скромное представление.
Часто школьникам представляется удивительным открытием то, что им принадлежат даже самые простые права. Люблю, когда слышу от них восторженные восклицания: «И это можно?!»
Как вовлечь учеников
Чтобы урок был интересным, а не просто формальностью, учитель может показать ученикам, как основной закон влияет на их жизнь в настоящем. кандидат исторических наук Олеся Гончарова Предлагает педагогам и классным руководителям некоторые рекомендации.
— Свяжите Конституцию и жизненный опыт
Чтобы выполнить это, подготовите выдержки из статей Конституции. Поделите учеников на группы и раздайте им эти заготовки. Дайте возможность выбора задания.
- Каковы примерах влияния конкретных статей Конституции на жизнь школьников? Как часто, например, им приходится отстаивать перед родителями и учителями право на свободу слова?
- Представить себе изменения в обыденной жизни при замене слова в одном пункте Конституции, например, статьи 29, на «Конституция гарантирует не каждому свободу слова».
— Поиграйте в законодателей
Рассмотрите возможность поручить ученикам разработать Основной закон школы на основе Конституции РФ. Предложите им адаптировать отдельные пункты документа к школьному контексту. Например, как будет интерпретироваться в учебном заведении статья о свободе передвижения? Чтобы собрать все предложения, сформируйте экспертную комиссию из старшеклассников, учителей обществознания и родителей с юридической подготовкой.
— Устройте «Конституционный аукцион»
Игра знакомит учеников с работой статей Конституции в реальной жизни. Преподаватель разделяет класс на группы от четырех до шести человек. Он проводит аукцион: озвучивает статью, а команды стараются «купить» ее, придумывая примеры из жизни, где она действует. Первая команда, назвавшая три разных примера, получает статью. Важно, чтобы ситуации были разнообразными и не повторялись друг друга.