Фото: img.freepik.com

Профессия дефектолога трудна и ее эффективность проявляется не сразу, лишь спустя месяцы или годы. Ошибки специалиста могут полностью исключить возможность получения положительных результатов.

О дефектологической работе с детьми, распространенных ошибках и методах их устранения поведала … эксперт АкадемСити Ольга Гриднева.

Диагностику игнорировать и принимать сведения от родителя за истину — ошибка в практике.

При приходе нового ребенка на занятие к дефектологу специалист обязан провести диагностику уровня развития высших психических функций.

Диагностика ребенка дефектологом включает:

  • Определение уровня знаний, умений и навыков ребенка.
  • Изучение проблем, встречающихся во время обучения.
  • разбор причин этих трудностей.

В ходе первого приема дефектолог беседует с родителями и проводит подробное анкетирование, однако это не всегда достаточно. Родители могут субъективно оценивать способности своего ребенка. Если специалист будет полагаться только на их слова, программа коррекции может быть составлена неправильно.

Недавно ко мне обратилась пятилетний ребенок, не умеющий говорить. Мама рассказала о небольшом снижении слуха у него и попросила записать на занятия. Я провела оценку развития ребенка, педагогический скрининг слуха и поняла, что потеря слуха больше, чем утверждает мама.

После моих слов мама долго спорила и настаивала на занятиях, в итоге убедила съездить на дополнительное обследование. Выяснилось, что у ребенка тяжелая потеря слуха на оба уха: даже слуховые аппараты не помогут, нужна кохлеарная имплантация — операция. Если бы я взяла такого ребенка на занятия без диагностики, то мы бы безрезультатно теряли время.

Ольга Гриднева

Ошибка 2. Неправильно проводить диагностику

Некорректная диагностика — наиболее распространенная ошибка дефектолога, которая случается, когда специалист:

  • Специалист применяет диагностические инструменты, несоответствующие возрасту или характеру нарушений у ребёнка. К примеру, требует от подростка собрать пирамидку или оценивает его фразовую речь, если ребёнок не говорит.
  • Выполняет частичную диагностику и изучает только некоторые аспекты психической деятельности.
  • Не обращает внимания на будничные занятия ребёнка, не интересуется у опекунов рассказом о прохождении дня с момента подъёма до отхода ко сну.

Из-за неверного диагноза врач может неправильно установить природу нарушения. Так, к примеру, ребёнка с проблемами со слухом можно перепутать с ребёнком с расстройством аутистического спектра.

Если сначала выбрали неправильный способ исправления, специалист по обучению детей окажет недостаточную поддержку.

В коррекции участвовать ребенку можно лишь при согласии родителей на сотрудничество.

Коррекция нарушений у ребёнка — это совместный труд дефектолога и родителей, которые должны следовать единой стратегии. Родители, желающие увидеть результаты занятий, а не просто отмечать их присутствие, обязаны выполнять рекомендации дефектолога.

Если специалист считает необходимым постоянное ношение слухового аппарата ребенком, а родители надевают его только во время занятий, или если ребенку нужны очки, а родители препятствуют их ношению, то стойкого результата от коррекции не будет. Дефектолог должен об этом предупредить родителей.

Если родители не согласны с рекомендациями специалиста, то специалист прекращает работать с ребенком.

Встречаются случаи, когда родители считают, что малышей удобнее кормить протертой пищей из бутылочки. В результате ребенок в 4 или 5 лет не умеет жевать. Любой специалист понимает, что в таком случае речь ребенка может быть нарушена. При жевании задействованы те же мышцы, что и при говорении. Если их развитие недостаточно, речь может быть затруднена. Задача дефектолога — разъяснить семье причины неправильного подхода к питанию и развитию ребенка.

Ольга Гриднева

Не создавать персональную программу и не изменять ее при отсутствии повышений эффективности.

Каждый ребенок у дефектолога нуждается в индивидуальной программе коррекции и играх.

Дефектолог определяет, какие средства необходимы каждому ребёнку в отдельности: очки, слуховые аппараты, учебники для детей с проблемами со зрением.

При отсутствии желаемого результата специалист изменят план и сообщит о коррекциях родителям.

Специалист замечает, что выбранные им задания для коррекции не подходят ребенку: не развивают его или даются с трудом.
Например, у дефектолога в плане игры для развития речи, но ребенок не может выполнять их из-за недостаточно сформированного слухового восприятия. В этом случае специалист повторно диагностирует ребенка и определяет новую методику коррекции.

В корректировании участвуют дети старше 3 лет.

Дефектолог оказывает помощь даже малышам, появившимся на свет совсем недавно. При рождении диагноза, например, синдрома Дауна, специалист незамедлительно начинает работу по коррекции.

С первых месяцев жизни у малышей могут обнаружить проблемы со слухом и зрением. В таком случае необходимы занятия с дефектологом для уменьшения последствий данных нарушений.

В год ребенку могут поставить или подтвердить диагноз ДЦП, для которого необходимы занятия с дефектологом. Ожидание до 3 лет и отсутствие коррекции нарушений — серьезная ошибка специалиста и семьи. Пройдет драгоценное время, которое можно было использовать для развития и формирования высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, речи, воображения, мышления.

Ошибка 6. Не подстраиваться под интересы ребенка

Специалисту перед началом работы по программе помощи ребенку и семье необходимо оценить мотивационные факторы.
Для этого важно понять, что нравится ребенку, какие у него интересы. Нужно понаблюдать за ребенком, расспросить родителей о любимых игрушках, еде, предметах.

Без знания пожеланий ребенка специалисту сложно наладить с ним связь, особенно с детьми с расстройствами аутистического спектра, для которых участие в занятии оказывается затруднительным.

В моей практике был ребёнок, обожавший ключи. Все занятия я строила вокруг них: считали, сравнивали, прятали и искали, изучали тактильно, слушали их звон. Каждый игровой сеанс проходил легко и увлекательно.

Ольга Гриднева

Ошибка 7. Давать неверные прогнозы

Работа дефектолога длится не менее года. Первые положительные изменения могут проявиться лишь спустя несколько лет в зависимости от характера нарушения. Родители надеются на быстрый результат от занятий, основываясь, например, на информации о том, что проблему можно решить за десять встреч.

Дефектолог помогает семье найти путь коррекции, объясняет, сколько времени потребуется для решения каждой задачи, и снижает избыточные ожидания.

Как избежать неудач и трудностей при работе

Ошибки – неизбежная часть практики специалиста. При возникновении ошибок не следует сразу прекращать занятия с ребёнком. Чрез неудачи специалист может сделать профессиональные выводы, превратить ошибки в опыт и научиться их минимизировать в дальнейшем. Для этого нужно:

  • Уважать право на ошибку и не бояться вернуться к началу работы с ребёнком, например, проведя повторную диагностику и создав новую программу.
  • Просить совета у коллег с большим опытом: обсудить сложный рабочий пример вместе и получить профессиональные советы.
  • Постоянно совершенствовать аналитические навыки, увеличивать объем знаний и изучать новые подходы к работе с детьми.
Профессия дефектолога нуждается в терпении, но результат стоит усилий. Нет ничего подобного тому чувству, которое возникает, когда спустя годы работы по коррекции ученик чётко читает стихотворение на торжественном мероприятии или решает трудные задания.

Ольга Гриднева