
Содержание:
- Задание 8: грамматические ошибки
- Задание 9: омонимичные корни
- Личные окончания глаголов и суффиксы причастий — задание 12.
- Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ
- Задание 15: Н или НН в словах
- Задание 16: пунктуация
- Задание 18: вводные конструкции
- Задача 21: частые неточности при разборе текста на знаки препинания
- Задание 26: логико-смысловые отношения в тексте
- Задание 27: отношение к позиции автора
- Какие ошибки допускают учащиеся при написание сочинений, согласно таблице ФИПИ 2025?
- Как подготовить учеников к успешному сдаче экзаменов?
- Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Программа по русскому языку насыщена, на уроках времени немного, а у каждого ученика свои трудности. Кто-то путает суффиксы причастий, кто-то допускает речевые ошибки, а кто-то теряет баллы в сочинении, хотя рассуждает правильно. Индивидуальная работа с каждым не всегда возможна, поэтому педагогам нужно знать, в каких заданиях школьники чаще всего теряют баллы.
В статье представлены общие ошибки при выполнении заданий ЕГЭ, актуальные данные и советы преподавателям.
Задание 8: грамматические ошибки
Задание оценивает способность учащихся грамотно формулировать предложения. Учащимся предоставляется девять предложений, из которых пять содержат грамматические ошибки. Необходимо выделить их и классифицировать по типам нарушений. Максимальная оценка за выполнение этого задания составляет 2 балла.
Часто совершают ошибку, неправильно составив деепричастные и причастные обороты.
Подъехав к школе, я потерял шапку.
✅ Подъезжая к школе, я потерял шапку.
Лиственные деревья занимают большую часть леса, протягивающегося с запада на восток.
Лиственный лес простирается с запада на восток.
По итогам ЕГЭ-2024 в Санкт-Петербурге Выполнение задачи уменьшилось с 75,20% до 59,02%, что указывает на то, что практически каждый второй выпускник допустил хотя бы одну грамматическую ошибку.
Как помочь школьникам избежать ошибок:
- Учите видеть смысловые несоответствия. Попросите учащихся выявить погрешности в составленных предложениах и проанализировать их неправильности.
- Давайте задания на исправление ошибок. Требуйте от выпускников верно оформлять предложения и указывать применяемое правило.
- Предлагайте проверять собственные тексты. Школьникам следует повторить чтение собственных текстов и произносить трудные предложения вслух для обнаружения нарушений логики.
Анализируя ошибки построчно, ученики самостоятельно начнут их замечать и исправлять.
Задание 9: омонимичные корни
В задании учащимся предстоит правильно писать безударные гласные в корне слова.
В каждом ряду нужно выбрать варианты ответов, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Самой трудной частью является работа с чередованием гласных в корнях, где выбор буквы зависит от определённого условия. Например, после корня — убира-, если идёт суффикс -А, пишем букву И: убирать — выберешь.
Ученики упражняются в этих правилах годами, потому исполнение подобных заданий у них получается лучше. В 2024 году в Санкт-Петербурге 74,77% выпускников справились с ним успешно.
Ученики испытывают трудности с чередованием корней при механическом запоминании слов без понимания правил. Прорабатывайте сложные ситуации, давая им упражнения по исправлению ошибок в текстовом контексте для осмысленного усвоения нормы.
Требования к выполнению задачи 12: использование личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Выпускники обычно затрудняются с заданием двенадцатью, где проверяется знание правил выбора гласных в личных окончаниях глаголов, а также в суффиксах причастий и деепричастий.
❌ Ты сеишь семена.
✅ Ты сеешь семена.
❌ Дремлящий на солнце кот не заметил птицу.
✅ Дремлющий на солнце кот не заметил птицу.
Максимальная оценка равна единице. Задание выглядит лёгким, однако показатель его выполнения остаётся весьма скромным. В 2024 году в Санкт-Петербурге Из учеников с оценками от 61 до 80 баллов задание смогли выполнить верно лишь 34,85 %, что на 9,87% меньше, чем в 2023 году.
Проблема часто возникает из-за того, что учащиеся не умеют определять спряжение глаголов. Важно не только запоминать окончания, но и тренировать алгоритм: поставить глагол в инфинитив, определить спряжение, проверить правило. Например, «сеять» — II спряжение, значит, в форме «сеешь» пишем «е».
Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ
Ученики допускают ошибки в задании из-за нарушений правил и невнимательности.
❌ Задача нерешена.
✅ Задача не решена.
Сроки не были соблюдены, что вызвало недовольство.
Несвоевременная работа вызывала вопросы.
В 2024 году в Санкт-Петербурге Ученики, получившие от 61 до 80 баллов, выполнили задания хуже: показатель снизился с 82,75% до 68,00% по сравнению с 2023 годом.
Задание 15: Н или НН в словах
Данное задание оценивает знание учащихся правил написания Н и НН в различных частях речи. Требуется указать цифры, где пишется одна или две Н — согласно условиям задачи. Эта тема обычно сложна, но в 2024 году процент правильных ответов вырос на 5,77% и достиг 63,81%. среди выпускников Санкт-Петербурга.
Максимальное количество баллов — 1. Чаще всего ошибки возникают из-за заблуждений в разнице между краткими и полными формами причастий и прилагательных.
❌ Стена покрашенна.
✅ Стена покрашена.
❌ Покрашеная стена выглядело свежо.
✅ Покрашенная стена выглядела свежо.
❌ Брошеная игрушка лежала в углу.
✅ Брошенная игрушка лежала в углу.
Вместо вставки Н или НН предложения нужно переделывать, чтобы слово стало причастием или прилагательным, например: работа выполнена → выполненная работа. Так ученики поймут разницу между частями речи. Еще один способ — заменять синонимами: решенная задача → выполненная задача. Это поможет школьнику проверить правильность определения части речи.
Задание 16: пунктуация
Здесь необходимо выявить предложения, требующие одной запятой. Число таких предложений может быть от двух до четырёх: проверка знаков препинания ведётся в сложном строе предложениях, а также при однородных и неоднородных членах.
Весна и лето пролетели для молодых супругов и их родителей незаметно.
Весна и лето пролетели для молодых супругов и их родителей незаметно и быстро.
Мерное дыхание спящих и треск горящих сучьев были слышны, и все тревоги дня постепенно исчезли в спокойной ночи.
Только мерное дыхание спящих и треск горящих сучьев нарушали тишину ночи, где тревоги дня улетучились.
Максимально за это задание дают 1 балл. В 2024 году среди выпускников Санкт-ПетербургаГруппа участников, набравшая от 61 до 80 баллов, показала выполнение в размере 51,09% в прошлом году и 31,5% в этом году.
Чаще всего ошибки возникают из-за упускания запятых в сложных предложениях или неправильного определения однородных членов. Ученики путаются, так как читают предложения на слух, не анализируя их структуру.
Полезно предлагать им разбор предложений на смысловые части: выделение грамматических основ, поиск союзов, проверка связи слов по смыслу.
Задание 18: вводные конструкции
Выпускникам дают фрагмент текста и просят указать все цифры, в которых требуется запятая.
Искренность и самокритика Льва Толстого – отголоски его живого внутреннего мира, но для нас важнее то, как его духовное развитие отражается в произведениях.
Трудные вопросы о подлинности чувств и сомнения Льва Толстого – лишь одна сторона его внутреннего мира. Однако главнейшим для нас остаётся то, как стремление к духовному совершенствованию автора отражается в его произведениях.
Максимальная оценка равна единице. В текущем году выполнение составило 65,58%. в 2024 году вырос до 76,85%.
Ученики часто не замечают вводные слова и не выделяют их запятыми. Ученики ориентируются на смысл фразы, а не на грамматические признаки. Полезно тренировать поиск вводных конструкций в текстах, просить учеников читать предложения без них: Конечно часть его души… → Часть его души… Это помогает увидеть, что вводное слово можно убрать без потери смысла — тогда запятые станут очевидными.
Типичные погрешности при пунктуационной обработке текстов.
В данном задании требуется определить предложения с одинаковым использованием знаков препинания: тире, запятая, двоеточие. Правильность постановки знака зависит от структуры предложений, поэтому внимательно изучите каждое предложение. Максимально за задание можно получить 1 балл.
Даже выпускники с сильной подготовкой часто допускают ошибки при выполнении этого задания последние годы. В частности, путают простые предложения с однородными сказуемыми со сложносочиненными, не различают приложение и грамматическую основу, выраженную в предложении одной и той же частью речи.
Чтобы педагоги могли оценивать понимание учащимися правил, нужно давать им задания, где требуется сравнивать два предложения с одинаковым знаком препинания и объяснить, работает ли каждое предложение одинаково.
Задание 26: логико-смысловые отношения в тексте
На ЕГЭ по русскому языку в задании 26 оценивают умение выпускников находить связи между предложениями. Нужно определить предложения, связанные с предыдущим смыслом, например, союзами, указательными словами, повторами или формами одного слова. За максимальный результат начисляется 1 балл.
В 2024 году в Санкт-Петербурге 56,25% учеников выполнили задание, что на 7,42% выше результата 2023 года. Ошибки появляются, когда ученик ищет союз или указательное слово, но не обращает внимания на смысл. Ученик видит формальный признак и не анализирует связь предложений.
Чтобы этого избежать, необходимо обучить детей принципам построения связного текста. Полезно давать задания, где ученик обосновывает, почему одно предложение следует за другим: повторяет идею, привносит пример или делает заключение. Так он научится распознавать логическую связь между предложениями.
Задание 27: отношение к позиции автора
Наиболее сложным заданием ЕГЭ по русскому языку является сочинение. Изменение формулировки задания 27 в 2024 году повлияло на результаты. Обычно баллы снижали по критериям К2 — комментарий к проблеме, и К3 — отношение к позиции автора.
Проблема с критерием К3 особенно заметна: учащиеся формально выражали согласие или несогласие с автором, но не развивали мысль, не поясняли свою позицию, применяя разговорные обороты и конструкции, не соответствующие письменной речи.
В 2024 году в Санкт-Петербурге выпускники с удовлетворительным уровнем подготовки (получившие на экзамене 60 баллов и меньше) по критерию К2 получили преимущественно 2 балла. Таких было 49,54%. В их сочинениях присутствовали два примера-иллюстрации из текста и пояснения к ним, но связь между примерами не была проанализирована должным образом, либо дана поверхностно или с ошибкой. Если в комментарии школьник допускал фактическую ошибку в сочинении ЕГЭ, то это учитывалось по критерию К4 и баллы снижались.
Чтобы избежать таких ошибок, важно обучать школьников не только позиции «согласен/не согласен», но и аргументации своей точки зрения. Эффективно предоставлять им примеры развернутых высказываний: «Я согласен с автором, поскольку…», «Это подтверждается тем, что…» — и просить переписать свою позицию так, чтобы она была понятна другому человеку.
Типы ошибок, которые учащиеся допускают при написании сочинений, по таблице ФИПИ 2025.
В задании 27 выпускники получают наименьшее количество баллов. Даже при понимании текста и наличии аргументов эксперты снижают оценку из-за речевых, грамматических и пунктуационных ошибок. Такие типичные ошибки встречались в работах участников с разным уровнем подготовки в 2024 году.
Критерий |
Виды ошибок в сочинении |
Примеры |
К7 — орфография |
— не и ни; — гласные и согласные в корне; — Н и НН в разных частях речи. |
Автор акцентирует внимание на значении моральных принципов. Вернувшись домой, герой испытал облегчение. Автор утверждает, что человек никогда не должен изменять своим принципам. |
К8 — пунктуация |
— пропуск запятой в сложноподчиненных конструкциях; — избыточные или отсутствующие запятые при однородных членах. — отсутствует выделение вводных слов, деепричастных и причастных оборотов, сравнительных конструкций. Замена одного символа другим, например, тире вместо двоеточия. |
Автор иллюстрирует соприкосновение добра и зла. Он был уверен что поступает правильно. Рассказ вызвал у меня чувство тревоги. |
К9 — грамматические ошибки |
— нарушение управления; — ошибки в однородных конструкциях; — неправильное построение сложных предложений; — отсутствие подлежащего или сказуемого; — ошибки в деепричастных оборотах; — Разрыв связности между субъектом действия и его выполнением. |
В тексте рассказывается о проблеме. Выбирать работу не только по финансовым причинам, но и по степени её удовлетворённости. Автор размышлял на то, что… |
К10 — речевые ошибки |
— использование слов не в том значении; — нарушение лексической сочетаемости; — логико-речевые сбои; — избыточность и многословие; — речевая недостаточность. |
Вначале автор обращает внимание на Ивана Петровича. Покой найдешь там, где твоя душа успокоится. Люди прикрываются осознанностью. |
Как подготовить школьников к успешному прохождению экзаменов?
Школьники совершают много ошибок на ЕГЭ по русскому языку не из-за незнания материала, а из-за невнимательности к условию или проверке написанного. В итоге пропускают исправление речевых погрешностей в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Некоторые моменты стоит периодически обсуждать с учениками на занятиях.
✅ Внимательно читать формулировки. В задачах могут быть подводные камни: в двадцать первом вопросе требуется не только определить совпадающие знаки, но и выяснить, установлен ли каждый по одному правилу.
✅ Пользоваться черновиком при написании сочинения. Даже простой план упрощает построение логики текста. Ученики иногда начинают писать сразу, из-за чего путаются в структуре. Например, при выполнении задания 27 забывают объяснить взаимосвязь примеров и теряют баллы по критерию К2.
✅ Распределять время. Ученики иногда уделяют сочинению чрезмерное время и не справляются с тестом. Полезно на тренировках выработать скорость работы, например, на сочинение – до 90 минут.
✅ Не пропускать проверку. Студент может правильно решить задание, но упустить баллы из-за опечатки или случайной погрешности. В задании по пунктуации возможно ошибочное указание номера предложения.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Для достижения высоких оценок ученикам требуется регулярная практика. В этом педагогу можно помочь следующими действиями:
- Разбирайте типичные ошибки. После каждой практики выявляйте конкретные недостатки и совершенствуйте их на занятии.
Например, рассматривайте ошибки речи в сочинениях для экзамена ЕГЭ по русскому языку. - Решайте задания из сборников прошлых лет. При подготовке к ЕГЭ обратите внимание на варианты заданий ФИПИ и досрочные экзамены — в них содержатся типичные фразы и структуры, которые могут появиться в тесте ЕГЭ.
- Тренируйтесь писать сочинения по критериям. Не останавливайтесь на количестве информации — обратите внимание на развитие мысли, анализ примеров и четкое изложение позиции. Проверьте выполнение критериев с K1 по K10.
- Систематизируйте правила. Предоставляйте учащимся таблицы, краткие справочники и схемы – особенно по пунктуации, правописанию и грамматике.
- Проходите пробные экзамены в формате ЕГЭ. Это уменьшает беспокойство и обучает управлять временем. Достаточно даже двух-трёх полных прохождений в обстановке, напоминающей настоящую, чтобы получить результат.
Постоянная подготовка к экзаменам важна для учителя.