Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Задание 8: грамматические ошибки
  • Задание 9: омонимичные корни
  • Личные окончания глаголов и суффиксы причастий — задание 12.
  • Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ
  • Задание 15: Н или НН в словах
  • Задание 16: пунктуация
  • Задание 18: вводные конструкции
  • Задача 21: частые неточности при разборе текста на знаки препинания
  • Задание 26: логико-смысловые отношения в тексте
  • Задание 27: отношение к позиции автора
  • Какие ошибки допускают учащиеся при написание сочинений, согласно таблице ФИПИ 2025?
  • Как подготовить учеников к успешному сдаче экзаменов?
  • Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Программа по русскому языку насыщена, на уроках времени немного, а у каждого ученика свои трудности. Кто-то путает суффиксы причастий, кто-то допускает речевые ошибки, а кто-то теряет баллы в сочинении, хотя рассуждает правильно. Индивидуальная работа с каждым не всегда возможна, поэтому педагогам нужно знать, в каких заданиях школьники чаще всего теряют баллы.

В статье представлены общие ошибки при выполнении заданий ЕГЭ, актуальные данные и советы преподавателям.

Задание 8: грамматические ошибки

Задание оценивает способность учащихся грамотно формулировать предложения. Учащимся предоставляется девять предложений, из которых пять содержат грамматические ошибки. Необходимо выделить их и классифицировать по типам нарушений. Максимальная оценка за выполнение этого задания составляет 2 балла.

Часто совершают ошибку, неправильно составив деепричастные и причастные обороты.

Подъехав к школе, я потерял шапку.
✅ Подъезжая к школе, я потерял шапку.

Лиственные деревья занимают большую часть леса, протягивающегося с запада на восток.

Лиственный лес простирается с запада на восток.

По итогам ЕГЭ-2024 в Санкт-Петербурге Выполнение задачи уменьшилось с 75,20% до 59,02%, что указывает на то, что практически каждый второй выпускник допустил хотя бы одну грамматическую ошибку.

Как помочь школьникам избежать ошибок:

  • Учите видеть смысловые несоответствия. Попросите учащихся выявить погрешности в составленных предложениах и проанализировать их неправильности.
  • Давайте задания на исправление ошибок. Требуйте от выпускников верно оформлять предложения и указывать применяемое правило.
  • Предлагайте проверять собственные тексты. Школьникам следует повторить чтение собственных текстов и произносить трудные предложения вслух для обнаружения нарушений логики.

Анализируя ошибки построчно, ученики самостоятельно начнут их замечать и исправлять.

Задание 9: омонимичные корни

В задании учащимся предстоит правильно писать безударные гласные в корне слова.
В каждом ряду нужно выбрать варианты ответов, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Самой трудной частью является работа с чередованием гласных в корнях, где выбор буквы зависит от определённого условия. Например, после корня — убира-, если идёт суффикс -А, пишем букву И: убирать — выберешь.

Ученики упражняются в этих правилах годами, потому исполнение подобных заданий у них получается лучше. В 2024 году в Санкт-Петербурге 74,77% выпускников справились с ним успешно.

Ученики испытывают трудности с чередованием корней при механическом запоминании слов без понимания правил. Прорабатывайте сложные ситуации, давая им упражнения по исправлению ошибок в текстовом контексте для осмысленного усвоения нормы.

Требования к выполнению задачи 12: использование личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Выпускники обычно затрудняются с заданием двенадцатью, где проверяется знание правил выбора гласных в личных окончаниях глаголов, а также в суффиксах причастий и деепричастий.

❌ Ты сеишь семена.
✅ Ты сеешь семена.

❌ Дремлящий на солнце кот не заметил птицу.

✅ Дремлющий на солнце кот не заметил птицу.

Максимальная оценка равна единице. Задание выглядит лёгким, однако показатель его выполнения остаётся весьма скромным. В 2024 году в Санкт-Петербурге Из учеников с оценками от 61 до 80 баллов задание смогли выполнить верно лишь 34,85 %, что на 9,87% меньше, чем в 2023 году.

Проблема часто возникает из-за того, что учащиеся не умеют определять спряжение глаголов. Важно не только запоминать окончания, но и тренировать алгоритм: поставить глагол в инфинитив, определить спряжение, проверить правило. Например, «сеять» — II спряжение, значит, в форме «сеешь» пишем «е».

Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ

Ученики допускают ошибки в задании из-за нарушений правил и невнимательности.

❌ Задача нерешена.
✅ Задача не решена.

Сроки не были соблюдены, что вызвало недовольство.

Несвоевременная работа вызывала вопросы.

В 2024 году в Санкт-Петербурге Ученики, получившие от 61 до 80 баллов, выполнили задания хуже: показатель снизился с 82,75% до 68,00% по сравнению с 2023 годом.

Задание 15: Н или НН в словах

Данное задание оценивает знание учащихся правил написания Н и НН в различных частях речи. Требуется указать цифры, где пишется одна или две Н — согласно условиям задачи. Эта тема обычно сложна, но в 2024 году процент правильных ответов вырос на 5,77% и достиг 63,81%. среди выпускников Санкт-Петербурга.

Максимальное количество баллов — 1. Чаще всего ошибки возникают из-за заблуждений в разнице между краткими и полными формами причастий и прилагательных.

❌ Стена покрашенна.

✅ Стена покрашена.

❌ Покрашеная стена выглядело свежо.
✅ Покрашенная стена выглядела свежо.

❌ Брошеная игрушка лежала в углу.

✅ Брошенная игрушка лежала в углу.

Вместо вставки Н или НН предложения нужно переделывать, чтобы слово стало причастием или прилагательным, например: работа выполнена → выполненная работа. Так ученики поймут разницу между частями речи. Еще один способ — заменять синонимами: решенная задача → выполненная задача. Это поможет школьнику проверить правильность определения части речи.

Задание 16: пунктуация

Здесь необходимо выявить предложения, требующие одной запятой. Число таких предложений может быть от двух до четырёх: проверка знаков препинания ведётся в сложном строе предложениях, а также при однородных и неоднородных членах.

Весна и лето пролетели для молодых супругов и их родителей незаметно.

Весна и лето пролетели для молодых супругов и их родителей незаметно и быстро.

Мерное дыхание спящих и треск горящих сучьев были слышны, и все тревоги дня постепенно исчезли в спокойной ночи.

Только мерное дыхание спящих и треск горящих сучьев нарушали тишину ночи, где тревоги дня улетучились.

Максимально за это задание дают 1 балл. В 2024 году среди выпускников Санкт-ПетербургаГруппа участников, набравшая от 61 до 80 баллов, показала выполнение в размере 51,09% в прошлом году и 31,5% в этом году.

Чаще всего ошибки возникают из-за упускания запятых в сложных предложениях или неправильного определения однородных членов. Ученики путаются, так как читают предложения на слух, не анализируя их структуру.
Полезно предлагать им разбор предложений на смысловые части: выделение грамматических основ, поиск союзов, проверка связи слов по смыслу.

Задание 18: вводные конструкции

Выпускникам дают фрагмент текста и просят указать все цифры, в которых требуется запятая.

Искренность и самокритика Льва Толстого – отголоски его живого внутреннего мира, но для нас важнее то, как его духовное развитие отражается в произведениях.

Трудные вопросы о подлинности чувств и сомнения Льва Толстого – лишь одна сторона его внутреннего мира. Однако главнейшим для нас остаётся то, как стремление к духовному совершенствованию автора отражается в его произведениях.

Максимальная оценка равна единице. В текущем году выполнение составило 65,58%. в 2024 году вырос до 76,85%.

Ученики часто не замечают вводные слова и не выделяют их запятыми. Ученики ориентируются на смысл фразы, а не на грамматические признаки. Полезно тренировать поиск вводных конструкций в текстах, просить учеников читать предложения без них: Конечно часть его души… → Часть его души… Это помогает увидеть, что вводное слово можно убрать без потери смысла — тогда запятые станут очевидными.

Типичные погрешности при пунктуационной обработке текстов.

В данном задании требуется определить предложения с одинаковым использованием знаков препинания: тире, запятая, двоеточие. Правильность постановки знака зависит от структуры предложений, поэтому внимательно изучите каждое предложение. Максимально за задание можно получить 1 балл.

Даже выпускники с сильной подготовкой часто допускают ошибки при выполнении этого задания последние годы. В частности, путают простые предложения с однородными сказуемыми со сложносочиненными, не различают приложение и грамматическую основу, выраженную в предложении одной и той же частью речи.

Чтобы педагоги могли оценивать понимание учащимися правил, нужно давать им задания, где требуется сравнивать два предложения с одинаковым знаком препинания и объяснить, работает ли каждое предложение одинаково.

Задание 26: логико-смысловые отношения в тексте

На ЕГЭ по русскому языку в задании 26 оценивают умение выпускников находить связи между предложениями. Нужно определить предложения, связанные с предыдущим смыслом, например, союзами, указательными словами, повторами или формами одного слова. За максимальный результат начисляется 1 балл.

В 2024 году в Санкт-Петербурге 56,25% учеников выполнили задание, что на 7,42% выше результата 2023 года. Ошибки появляются, когда ученик ищет союз или указательное слово, но не обращает внимания на смысл. Ученик видит формальный признак и не анализирует связь предложений.

Чтобы этого избежать, необходимо обучить детей принципам построения связного текста. Полезно давать задания, где ученик обосновывает, почему одно предложение следует за другим: повторяет идею, привносит пример или делает заключение. Так он научится распознавать логическую связь между предложениями.

Задание 27: отношение к позиции автора

Наиболее сложным заданием ЕГЭ по русскому языку является сочинение. Изменение формулировки задания 27 в 2024 году повлияло на результаты. Обычно баллы снижали по критериям К2 — комментарий к проблеме, и К3 — отношение к позиции автора.
Проблема с критерием К3 особенно заметна: учащиеся формально выражали согласие или несогласие с автором, но не развивали мысль, не поясняли свою позицию, применяя разговорные обороты и конструкции, не соответствующие письменной речи.

В 2024 году в Санкт-Петербурге выпускники с удовлетворительным уровнем подготовки (получившие на экзамене 60 баллов и меньше) по критерию К2 получили преимущественно 2 балла. Таких было 49,54%. В их сочинениях присутствовали два примера-иллюстрации из текста и пояснения к ним, но связь между примерами не была проанализирована должным образом, либо дана поверхностно или с ошибкой. Если в комментарии школьник допускал фактическую ошибку в сочинении ЕГЭ, то это учитывалось по критерию К4 и баллы снижались.

Чтобы избежать таких ошибок, важно обучать школьников не только позиции «согласен/не согласен», но и аргументации своей точки зрения. Эффективно предоставлять им примеры развернутых высказываний: «Я согласен с автором, поскольку…», «Это подтверждается тем, что…» — и просить переписать свою позицию так, чтобы она была понятна другому человеку.

Типы ошибок, которые учащиеся допускают при написании сочинений, по таблице ФИПИ 2025.

В задании 27 выпускники получают наименьшее количество баллов. Даже при понимании текста и наличии аргументов эксперты снижают оценку из-за речевых, грамматических и пунктуационных ошибок. Такие типичные ошибки встречались в работах участников с разным уровнем подготовки в 2024 году.

Критерий

Виды ошибок в сочинении

Примеры

К7 — орфография

— не и ни;

— гласные и согласные в корне;

— Н и НН в разных частях речи.

Автор акцентирует внимание на значении моральных принципов.

Вернувшись домой, герой испытал облегчение.

Автор утверждает, что человек никогда не должен изменять своим принципам.

К8 — пунктуация

— пропуск запятой в сложноподчиненных конструкциях;

— избыточные или отсутствующие запятые при однородных членах.

— отсутствует выделение вводных слов, деепричастных и причастных оборотов, сравнительных конструкций.

Замена одного символа другим, например, тире вместо двоеточия.

Автор иллюстрирует соприкосновение добра и зла.

Он был уверен что поступает правильно.

Рассказ вызвал у меня чувство тревоги.

К9 — грамматические ошибки

— нарушение управления;

— ошибки в однородных конструкциях;

— неправильное построение сложных предложений;

— отсутствие подлежащего или сказуемого;

— ошибки в деепричастных оборотах;

— Разрыв связности между субъектом действия и его выполнением.

В тексте рассказывается о проблеме.

Выбирать работу не только по финансовым причинам, но и по степени её удовлетворённости.

Автор размышлял на то, что…

К10 — речевые ошибки

— использование слов не в том значении;

— нарушение лексической сочетаемости;

— логико-речевые сбои;

— избыточность и многословие;

— речевая недостаточность.

Вначале автор обращает внимание на Ивана Петровича.

Покой найдешь там, где твоя душа успокоится.

Люди прикрываются осознанностью.

Как подготовить школьников к успешному прохождению экзаменов?

Школьники совершают много ошибок на ЕГЭ по русскому языку не из-за незнания материала, а из-за невнимательности к условию или проверке написанного. В итоге пропускают исправление речевых погрешностей в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Некоторые моменты стоит периодически обсуждать с учениками на занятиях.

✅ Внимательно читать формулировки. В задачах могут быть подводные камни: в двадцать первом вопросе требуется не только определить совпадающие знаки, но и выяснить, установлен ли каждый по одному правилу.

✅ Пользоваться черновиком при написании сочинения. Даже простой план упрощает построение логики текста. Ученики иногда начинают писать сразу, из-за чего путаются в структуре. Например, при выполнении задания 27 забывают объяснить взаимосвязь примеров и теряют баллы по критерию К2.

✅ Распределять время. Ученики иногда уделяют сочинению чрезмерное время и не справляются с тестом. Полезно на тренировках выработать скорость работы, например, на сочинение – до 90 минут.

✅ Не пропускать проверку. Студент может правильно решить задание, но упустить баллы из-за опечатки или случайной погрешности. В задании по пунктуации возможно ошибочное указание номера предложения.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Для достижения высоких оценок ученикам требуется регулярная практика. В этом педагогу можно помочь следующими действиями:

  • Разбирайте типичные ошибки. После каждой практики выявляйте конкретные недостатки и совершенствуйте их на занятии.
    Например, рассматривайте ошибки речи в сочинениях для экзамена ЕГЭ по русскому языку.
  • Решайте задания из сборников прошлых лет. При подготовке к ЕГЭ обратите внимание на варианты заданий ФИПИ и досрочные экзамены — в них содержатся типичные фразы и структуры, которые могут появиться в тесте ЕГЭ.
  • Тренируйтесь писать сочинения по критериям. Не останавливайтесь на количестве информации — обратите внимание на развитие мысли, анализ примеров и четкое изложение позиции. Проверьте выполнение критериев с K1 по K10.
  • Систематизируйте правила. Предоставляйте учащимся таблицы, краткие справочники и схемы – особенно по пунктуации, правописанию и грамматике.
  • Проходите пробные экзамены в формате ЕГЭ. Это уменьшает беспокойство и обучает управлять временем. Достаточно даже двух-трёх полных прохождений в обстановке, напоминающей настоящую, чтобы получить результат.

Постоянная подготовка к экзаменам важна для учителя.