Фото: img.freepik.com

Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Светлана Моторина, коуч и создательница Telegram-канала «». Учимся учить иначеУчителя может поделиться советом, как помочь ученикам справляться с ошибками и использовать их для обучения.

В чем польза ошибок

«Ошибка — критический момент обучения», — утверждал Жан Пиаже, выдающийся педагог и первопроходец гуманистического направления.


В период деятельности Пиаже и ранее — сто лет назад и раньше — всё проверялось эмпирически, то есть, наблюдениями. Последние тридцать лет, с момента возможности подключения датчиков к голове, многое из эмпирического начали доказывать инструментально, изучая активность мозга.


Цитата Пиаже получила научное подтверждение. Исследования Мозера в 2011 году показали, что мозг имеет две реакции на ошибку.

  1. Негативная.

    Активность мозга усиливается при столкновении с противоречием между верным и неправильным ответом.
    Человек ощущает это как смущение: «Ах, я этого не знаю!» или «Ах, моё знание было неверно!».
  2. Позитивная.

    Это сигнал, которого человек воспринимает как мысль о необходимости обратить внимание на ошибку и обдумать её.

Реакции следуют одна за другой на протяжении микросекунд. Вторая из них — самый важный момент, потому что внимание к ошибке ученик уделяет по-разному в зависимости от своего опыта.

Опыт зависит от взрослых: от родителей и учителей. Важна реакция на допущенные ошибки ребенка, будь то дочь, сын или ученик. Но опыт формируется не только так.
Обратите внимание на своё поведение: как реагируете на собственные и чужие ошибки? Дети внимательно наблюдают и усваивают всё это.

От учеников требуется именно вторая реакция — сознательный анализ ошибок. Восприятие промаха не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а лишь как показателя того, чего ещё не знают или знают неверно. Только с таким подходом обучение становится осознанным, ученик мотивированным, а занятия проходят в радость.

Как помочь ученикам не бояться ошибок

Формируя правильный настрой к ошибкам, как к помощникам, указывающим на недоработки или новые знания, учитель на уроках проводит работу по их коррекции.

В своей работе педагог делает это постоянно: на каждом уроке, каждую минуту, при каждой оценке, которая не сводится к простой отметке. Учитель включает эту практику в рефлексию после выполнения заданий, в групповую работу, когда учащиеся предоставляют друг другу обратную связь.

Нормализация ошибок – чаще всего непрекращающаяся коммуникация учителя: слова, сказанные им, записи в тетрадях. Но есть и другие методы. Расскажу о одном из них.

Приём «Мишень»

Что сделать до применения приёма

Провести разговор с детьми о мышлении роста и важности ошибок.

Объясни ученикам, что при обучении мозг способен реагировать на новую информацию тремя способами.

  • В панике: амигдала беспокоится, тревога, не могу ничем помочь!
  • Я немного знаю и умею, но допускаю ошибки, ведь всё ещё учусь.
  • Доставляю удобство, получая и предоставляя результат автоматически.

В чём заключается приём

После знакомства с тремя зонами продемонстрируйте их в виде мишени, повесив её изображение на стену или выведя на экран.

Раздайте ученикам три карточки: красную, зеленую и синюю. Эти цвета соответствуют зонам на мишени. Попросите детей во время выполнения задания перед собой выставлять карточку соответствующего цвета в зависимости от того, как чувствуют себя и в какой зоне находятся.

Главная цель — пробудить у ученика способность к самоанализу, сделать его активным участником обучения. С помощью простых приёмов он поймёт, что не является пассивным объектом, которому что-то вливают, а агентом своего образования. В педагогике это называется «субъект обучения». Ребенок сам оценивает: знает ли материал или нет. И если нет, то стремится устранить пробел.

В каких случаях применять

Каждый учитель определяет дальнейший подход самостоятельно. С одним педагогом разработали такую систему: те, кто выставил зелёные или синие карточки, формируют пары, где синие помогают зелёным. Красные карточки собирает отдельно и предоставляет им дополнительный материал, пока остальные выполняют задание. Такой метод применяли с учителем русского языка, у которого возникла трудность из-за наличия в классе группы детей-мигрантов, плохо владевших русским языком. В итоге сине-зелёные пары не скучали, работали по обычной программе, а красные получали во время урока дополнительный материал по пройденному материалу.

С другим учителем мы продолжили работу. Мы увидели, что не все дети хотят помощи, многие в синей зоне, всё же хотят разобраться сами. И мы придумали четвертую карточку со знаком вопроса. Ученики в зелёной зоне могли выставить синюю карточку и карточку с вопросом как сигнал о необходимости помощи. А если нет знака вопроса, но синяя карточка есть, значит, ученик осознаёт свои ошибки.

Что показывает метод «Мишень»?

Вот записи учащихся одной из столичных школ о результате использования метода «Мишень» в течение месяца.

Мне стало проще, когда понял, что можно не всё знать и понимать, занимаясь обучением.

В состоянии паники для меня все непринципиально, лишь указывает на мою текущую неготовность, которую преодолею со временем.

Переход из зоны комфорта в зону обучения свидетельствует о работе и росте мозга.

Результаты внутреннего исследования другой учительницы представлены ниже.

И ещё наблюдения этого же учителя:

Я никогда не думала, что осмысленным обучением можно так повлиять на успеваемость. Мы больше не спешим по учебному плану. Теперь делаем меньше, но осознанно. Дети перестали бояться ошибок, не расстраиваются из-за оценок, которые стали просто показателем уровня знаний. Чаще задают вопросы. В итоге итоговые работы получились лучше всех среди третьих классов.


Материалы по теме:

  • 4 способа не расстраиваться из-за ошибок
  • Три умения, необходимые детям для…