Фото: img.freepik.com

Современная система образования ставит перед собой задачу формирования универсальных учебных действий, дающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование помогает формировать познавательные учебные действия и лучше усваивает информацию.

В период обучения грамоте, представляющем собой важный этап в развитии ребенка, закладываются основы знаний о русском языке, формируются главные речевые умения и навыки — чтение и письмо, а также складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом включает два взаимосвязанных процесса: первоначальное чтение и письмо. Его укрепляют работой по развитию речи на всех уровнях: звук, слово, предложение, связное высказывание.

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте

В добуквенный период важно развивать слух для звуков речи, умение выделять отдельные звуки из слов, производить слого-звуковой и звуковой анализ. Сравнивать звуки в словах с похожим звучанием также полезно. Устная речь, навыки слушания и говорения играют важную роль на этом этапе. На уроках знакомят с понятием «слово», «предложение», гласных звуков, слогов, ударения.

В это время дети знакомятся с моделированием речи: устной и письменной. С помощью графических схем учащиеся разбирают речь на предложения, слова, слоги. Дети учатся моделировать ситуации общения: кто с кем общается, какие слова использует, применяя метки, рисунки и знаки.

С начальных страниц азбуки дети изучают особенности устной речи, учатся выделять из предложений слова, согласовывать их в предложении, создавать высказывания по иллюстрациям, использовать рисунки и знаки-символы для обозначения предметов и записи сообщений, моделировать предложения, обозначающие отдельные слова в предложении.

Учитель помогает детям изучить иллюстрации, понять суть истории, найти каждого персонажа и назвать его, после чего дети формулируют предложения и связывают их с предоставленными схемами.

Наглядно-образные модели из «Азбуки» помогают детям понять суть общения, его участников и цели. Например, задание «Кто мог сказать слово „привет“ и кому?» учит составлять высказывания в зависимости от задачи.

Моделирование предложений помогает строить предложения, развивать связную речь и стимулировать познавательную активность учеников на уроках русского языка.

Во время обучения грамоте разбирают предложения, состоящие из двух до четырёх слов. Дети учатся анализировать строение речи, что важно для будущей работы. На уроках подсчитывают слова в предложении, обсуждают смысл и содержание каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к целому предложению и всему рассказу.

Схемы помогают включить каждого учащегося в активное участие и добиться полного постижения изученного материала. Дети начинают строить модель предложения, даже не умея его записывать. Хорошо, если у каждого ученика есть набор разноцветных полосок бумаги для составления моделей предложений.

Постепенно происходит психологическое слияние звучащего и написанного слов, которое ещё не имеет букв. Ребенок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Между черточками изображаются небольшие паузы.

Для последующего обучения возможно применять задачи по изучению строения предложения.

  • Сформулировать предложение, имеющее заданное число слов, по предоставленным схемам.
  • Составьте предложение по данной структуре, включив указанное слово.
  • Указать порядковый номер слов в предложении.
  • Поднимите число, соответствующее количеству слов в предложении.
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • На изображении малышка играет с плюшевым мишкой, улыбаясь. В предложении 10 слов.
  • Сложи предложение из предоставленных слов.

Во время обучения грамоте ученики знакомятся с наглядной моделью слова, его значением (как образом предмета, действия или свойства) и звучанием (последовательностью речевых звуков). Дети выбирают слова, обозначающие предмет на картинке, называют один и тот же предмет различными словами — котик, кот.

Во время обучения ребята изучают умение находить к слову педагога слова с противоположенным или похожим смыслом, а также обогащать предложения новыми терминами.

Первоначальное обучение чтению включает формирование умения читать слогами, а не по буквам, то есть освоение плавного слогового, позиционного чтения понятных детям слов. Знакомство со слоговым строением слов важно для подготовки детей к обучению грамоте.

Важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного.

Работа подразумевает разделение слов на слоги, чтение их по слогам и составление из отдельных слогов. Обучение делению слов на слоги и установления места звуков поможет ученику верно передавать звучание слова при письме без пропусков или перестановки букв.

Во время обучения грамоте в первом классе ученики познакомятся с буквами и узнают, что слог — это часть слова, где обязательно присутствует гласная буква.

Для обучения детей разделению слов на слоги и подсчёту их количества необходимо следовать такому алгоритму действий.

  1. Под каждым гласным знаком поставьте точку красным карандашом.
  2. Подсчитайте точки. Число точек равно количеству слогов. «Сколько гласных в слове — столько и слогов, это знает каждый ученик» – стихотворение, помогающее детям запомнить правило.
  3. Раздели слова по слогам так, чтобы в каждом слоге была хотя бы одна гласная буква.
  4. Звать слово, словно его бросили в гущу леса: «лиса, кукушка, девочка».
  5. ли|си|ца, кук|ла, де|воч|ка
  6. Необходимо убедиться, что каждый слог содержит одну гласную букву и количество слогов равно количеству гласных в слове.

Есть несколько способов разделять слова на слоги.

  • Выделить каждый слог и произнести его четко.
  • При произнесении слова по слогам двигать рукой сначала справа налево, а затем слева направо.

В различных букварях существуют разные варианты разделения слов на слоги. Например, в «Азбуке» из комплекта «Школа России», созданной В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, Л.А Виноградской и М. В. Бойкиной, слово делится на слоги следующим образом: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ выделены пунктирной линией.

В «Букваре» Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой для разделения слов на слоги применяется дуга под схемой слова.

В учебном пособии «Перспектива», авторами которого являются Л. Ф. Климанова и С. Г. Макеева, представлена модель звукового состава слова и его подразделения на слоги.

В данной фазе педагогу нужно познакомить дошкольников с ударением и научить вычленять ударный звук в любом слове. Именно от ударения начинается узнавание слова. Ударение — один из главных признаков слова как лексической единицы.
Это объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного звука, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: это одни из первых признаков, с которых начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке формируется длительностью слова (главному образом — гласных звуков ударного слога), силой голоса (ударный слог звучит громче безударного) и качеством ударного гласного (в ударном слоге гласный произносится с основным тембром, из-за изоляции).

Важно уметь ставить ударение в слове для лучшего освоения языка в школе (например, правильное написание безударных гласных).

После освоения интонационного выделения звуков в словах важно обучить детей определять число звуков в слове и порядок их следования.

Например, игра «Угадай-ка»:

Дети тренируются считать звуки в словах и составлять слова с указанным числом звуков.

Ученику выдаётся карточка с числом. Ученик не показывает её друзьям и придумывает слово определённого количества звуков, равного тому, что написано на карточке. Друзья должны угадать, какое число на карточке. Можно также ученик произносит слово и просит друзей определить количество звуков.

В добуквенный период знакомство с языком как знаковой системой начинается с простейших знаковых систем (дорожные знаки, знаки-символы и т. д.), что помогает детям понять заместительную функцию слова (слово обозначает предмет, а не является им). В этот период активно применяется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что облегчает деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования — построение моделей предложения и слова, слоговой структуры и звуковых моделей слов.

Букварный период обучения грамоте

На этапе обучения грамоте по «Азбуке» учащиеся знакомятся с материалами второго раздела. Развивается фонематический слух детей, совершенствуется звуковой анализ слов и умение обозначать звуки буквами. Учащиеся начинают читать и писать, закрепляют знания о словах и предложениях, их строении.

В процессе обучения грамоте используются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, оформленные игровыми и наглядными способами.

Обучение включает рисование, пиктографический текст и увлекательные ребусы, которые представляют собой способ графического отображения слов.

Изучая модели слов, дети постигают внутреннее устройство слова, сравнивая его звуки и значения с другими словами.

Для обучения детей звукобуквенному анализу слов важно сформировать у учеников ясное понимание гласных, твердых и мягких согласных звуков.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас», которое раньше означало «голос». Произнося гласные звуки, воздух свободно проходит через рот, так как ни зубы, ни губы, ни язык не препятствуют его прохождению, и мы слышим только голос. Чтобы убедиться в правильности своих выводов, дети проверяют все звуки, произнося их и наблюдая, не мешает ли что-либо в ротовой полости их выговариванию.

В русском языке шесть гласных звуков: а, о, у, ы, и, э. Л. Е. Журова и В. Г. Горецкий в Букваре и Азбуке соответственно обозначают гласные звуки красным квадратиком.

Буквы е, ё, ю, я после согласных означают звуки [э], [о], [у], [а].

Вместе с союзом ребенок учится звукам гласных букв, всего десять штук: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На первом этапе рекомендуется изолировать гласные звуки из слогов, например: «ах», «ус», «ма», «да», «кра», «аст», «зол». Такую работу можно выполнить с помощью разрезной азбуки или веера.

  • Поставь букву, которая соответствует звонку этого слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Распознать положение гласной в слоге и указать соответствующую ей букву.
  • Создай слог с ударным голосом на первой, второй или третьей позиции.

В Азбуке Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой для обозначения гласного звука применяется следующий символ: пустая красная бусинка указывает на то, что при произнесении гласного звука воздух свободно проходит через рот без препятствий.

Изучая согласные буквы, дети узнают их обозначения. При произношении согласных воздушная струя сталкивается с препятствиями на своем пути: язык, губы и зубы принимают определенные позиции для каждого звука.

По звучанию, звонкие и глухие, все согласные разделяются на две категории.

Звонкие — [б] [в] [г] [д] [з] [й] [л] [м] [н] [р]

глухие — [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ц] [ч] [щ]

Что отличает глухой от звонкого звука?

При выunciation звонкого звука голос вовлечен в его образование, и мы слышим шум. При произнесении глухого звука голос не участвует в образовании звука, мы слышим лишь шум. Можно проверить это путем прикладывания руки к горлу: при произношении звонких звуков ощущается вибрация («горло дрожит»), а при глухих – нет.

Множество согласных звучат как твердые, так и мягкие.

По твёрдости — мягкости:

Мягкие — [б ̕] [в ̕] [г ̕] [д ̕] [з ̕] [к ̕] [л ̕] [м ̕] [н ̕] [п ̕] [р ̕] [с ̕] [т ̕] [ф ̕] [х ̕]

Твёрдые — [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Звуки [й ̕] [ч ̕] [щ ̕] — всегда мягкие

Звуки [ж] [ц] [ш] — всегда твёрдые

Чтобы моделировать звуки, нужно учить детей различать твердые и мягкие согласные в слогах и словах. Игровая форма обучения привлекает детей.

Традиционная программа (методика В. И. Горецкого) использует модели слияния звуков, которые могут быть такими: С+Г — открытые слоги, Г+С — закрытые слоги.

Проанализируем звукобуквенный состав слова «лиса».

  1. Читаю слово –лиса
  2. Делю его на слоги: ли — са, 2 гласных — 2 слога
  3. Первый звук — «ли». Слог складывается из звуков «с» и «г», а звук «[и]» указывает на мягкость согласных.
  4. Второй слог — са, где слог представляет собой соединение звуков С и Г ([а] указывает на твёрдость согласного).
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ выполняется с помощью схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах обосновано — оно отражает артикуляционно-произносительные особенности. Кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) указывают на препятствия, возникающие при произношении согласных. Также применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов применяются при звуковом разборе в Азбуке УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.

Дети, взаимодействуя с моделями слов, постигают строение слова, сравнивая его по звучанию и значению.

Для эффективного обучения важно многократно и по-разному использовать моделирование на всех этапах работы с понятиями. Учащиеся должны усвоить условную знаковую систему и понимать целесообразность её применения. На каждом уроке первоклассники выполняют задания, требующие умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

Дети во время учебы сами создают модели предложений, исследуют звуки слов и отображают в моделях характеристики этих звуков: гласные — согласные, ударные гласные — безударные, твердые — мягкие согласные, звонкие — глухие. Благодаря разнообразию игровых заданий первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает обучение интересным и увлекательным для учеников, обеспечивая при этом плавную адаптацию к школьной учёбе.

Послебукварный период обучения грамоте

Главная цель этого этапа — закрепить навыки осмысленного чтения и перейти от слогичного к чтению словами. Также развивается умение понимать тексты разных видов: научные и литературные. Сравнение этих текстов помогает детям самостоятельно замечать особенности языка художественных произведений и употребление слов в них.

Для ускорения соединения зрительного представления слова со смыслом полезны задания на уточнение восприятия слов, увеличение объема читаемого материала, а также решение задач логического, ассоциативного и лингвистического характера.

Изобразительные тексты помогают детям ощутить ритм, музыку и красоту языка литературных произведений, выполняя эстетическую задачу.

Применение схем и моделей помогает учащимся представить учебный материал более полно. Моделирование служит средством наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленное обучение детей моделированию проводится в течение всего периода обучения грамоте и является хорошей основой для дальнейшего обучения, а также необходимым элементом учебного действия. Введение моделирования в учебный процесс сближает его с процессом научного познания, готовит школьников к самостоятельным решениям возникающих перед ними проблем, к самостоятельному получению знаний.