
Отдых закончился, настало время учёбы. Поколение российских школьников вновь берет в руки портфели, наполняет дневники, изучает расписание занятий и выполняет обязанности дежурных в столовой.
В каждой стране, даже в России прошлого века, система общего образования уникальна. Когда и кто основал школу? Чем первые учебные заведения отличались от современных? По какой системе сегодня учатся дети в других странах? Портал «Где мои дети» постарался найти ответы на эти вопросы перед началом нового учебного года.
Содержание:
- Откуда взялись школы?
- Греческая теория
- Египетская теория
- Кто придумал современную модель школы?
- Как создавались школы в России?
- Образование при Петре I
- Образование в России XIX века
- Советская система обучения
- Современная российская школа
- Кто и зачем придумал домашнее задание?
- Для чего нужны домашние задания?
- Вред домашних заданий?
- Положение дел с домашними заданиями за границей.
- А можно вообще без домашних заданий?
Откуда взялись школы?
Общеизвестно, что до недавнего времени так называемые элиты обучали детей дома. Личные педагоги, няни и гувернантки служили правителям и высшим слоям общества. Писатели в своих произведениях описывали успехи и неудачи учебы персональных наставников героев — примером тому является «Недоросль» с классическим «не хочу учиться, а хочу жениться».
В России и других странах функционировали школы, о которых вспоминается не так просто. Образование в коллективе существовало за многие века до наших дней. По сей день продолжаются оживлённые дискуссии о том, что стало первым прообразом современной школы. Существуют две наиболее популярные версии.
Греческая теория

Согласно одной из теорий, первые школы появились в Древней Греции. В пользу этой теории говорит лексика: в греческом языке есть слово «сколе», обозначающее досуг, учебное занятие.
Пифагор основал первую из известных греческих школ.
Ученики могли свободно передвигаться по территории школы, беседовать между собой или присоединяться к лекциям.
Современное представление о школьном возрасте никак не связано с рамками древнегреческой школы. В неё ходили как маленькие дети, так и пожилые горожане.
Эти слои населения не были работоспособными и нуждались в помощи и внимании со стороны молодых членов семьи. Это отвлекало последних от выполнения повседневных обязанностей. Поэтому стариков и детей предлагалось отправлять в школу на день, где для них организовывался досуг, не требующий участия трудоспособных родственников.
Египетская теория

В Древней Греции возникла первая широко известная школа, но первенство в мире ей не принадлежит. Греки переняли идею группового образования из Древнего Египта. Там в учебные заведения могли попасть только представители высших слоёв общества: наследники фараонов, дети жрецов и высокопоставленных чиновников. Система обучения была похожа на современную: ученики веди записи на папирусах, выпускники сдавали экзамены, а также проходили вступительные испытания.
Предполагается, что большое внимание уделялось не только академическому, но и религиозному образованию. Основанием для такого предположения служит расположение египетских школ — занятия проводились при храмах.
Позже школы появились у шумеров в Междуречье. Образовательные учреждения называли «домами табличек» — «эдубба». Их целью было обучение грамоте. В каждом учреждении обычно учительствовал один учитель и обучалось 20–30 учеников. Учащиеся носили писчую форму, всегда имели при себе глиняные таблички и заострённые палочки для письма — по этим признакам их легко можно было отличить в толпе.
В обычных школах преподавали только письмо: учитель составлял табличку с текстом, а ученики должны были его запомнить и повторить. Так, копируя различные тексты, студенты учились читать и писать. В более крупных учебных заведениях уже имелись классы — группы по два-три десятка человек с собственными преподавателями. Там же обучали музыке, пению, основам магии, географии, биологии и математике.
Кто придумал современную модель школы?

Iryna Inshyna/Shutterstock.com
Несмотря на наличие понятных элементов современности, древние школы существенно отличались от современных.
Модель обучения, которую применяют по всему миру сейчас, появилась в XVII веке. Её создал чешский педагог Ян Амос Коменский. Именно ему принадлежит авторство «Великой дидактики». Благодаря его труду в современных школах есть несколько важных правил:
- В одном классе учатся дети приблизительно одного возраста. Ранее педагоги собирали классы из людей с различным возрастом.
- Каждое занятие длится 45 минут.
- За одно занятие все учащиеся изучают одну тему. Преподаватели раньше могли охватить несколько тем, поделив класс на группы.
Чешский педагог подчеркивал важность самостоятельного мышления у детей, а не передачи им теоретических знаний прошлых поколений. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский разделял эту точку зрения и предлагал начать обучение в школе с шести лет.
Советский учитель считал, что нет совсем без способностей детей.
Учителя должны учитывать разный уровень умственных способностей у обучающихся при выборе форм подачи информации и подхода к каждому ребенку.
Как создавались школы в России?

В 988 году с крещением Руси возникли предшественники современных школ. Князь обязал боярских детей учиться грамоте, создав «Книжные учения» — дома для изучения чтения и письма представителями знати. Позднее такие заведения стали появляться при храмах и монастырях.
В 1086 году сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, открыла первую женскую школу на базе церкви. Девочки из богатых семей изучали чтение, письмо и пение. В XV веке появились частные школы — «Мастера грамоты», где обучали только мальчиков из обеспеченных семей чтению, письму и литературе из-за рубежа.
Образование при Петре I

До реформ Петра I образование развивалось медленно. Мальчиков принимали в школы с 8 до 12 лет. Сначала учащиеся изучали письмо и чтение. Потом к расписанию добавлялись ещё семь предметов: астрономия, землеведение, география, риторика, диалектика, грамматика и церковное пение. Иностранные языки мальчики обычно не изучали. Эти дисциплины преподавали только детей, которых готовили к дипломатической или священнической службе.
Тем не менее до правления Петра I время от времени открывались частные школы, а также первый университет — Славяно-греко-латинская Академия.
Взяв власть, Пётр I осуществил масштабную образовательную реформу. Из-за этого образование стало доступно почти всем слоям населения, за исключением крестьян. В 1701 году была открыта школа математических и навигационных наук, в которую принимали мальчиков с двенадцати лет независимо от сословия. После первого этапа обучения дети из низших сословий направлялись на службу. Дети бояр же продолжали обучение в «верхней школе», где им преподавали иностранные языки, навигацию и географию.
Через несколько лет образовались цифирные школы, в которых дети углублённо изучали математику. В России к 1723 году таких заведений насчитывалось более сорока. А в 1724 году, перед своей смертью, Пётр I учредил Академию наук. Открытие состоялось годом спустя и включало гимназию, где дети учились семь лет, и университет.
Образование в России XIX века

XIX век оказался важным этапом в развитии русского школьного образования. В 1802 году возникло Министерство просвещения; его устав значительно трансформировал ситуацию. Теперь образование стало доступно и низшим сословиям.
- В приходском училище дети возрастом шесть лет проходили обучение чтению и письму в течение года, а также знакомство с основами религии.
- Мальчиков семи-восьмилетнего возраста направляли в уездные училища, где программа обучения длилась два года и включала пятнадцать дисциплин, таких как геометрия и черчение.
- В гимназиях этой страны получали образование дворянские дети, желавшие поступить в университет или на службу.
- В России существовали университеты исключительно в Санкт-Петербурге и Москве, являясь учреждениями особого статуса.
- В царствование Александра I был основан известный Царскосельский лицей, где учился Пушкин. Мальчиков зачисляли с 10 до 12 лет, а образование длилось шесть лет.
В шестидесятых годах девятнадцатого века возникли земские школы. Там учились мальчики и девочки с восьми лет. Обучение длилось три года. За это время ученики знакомились с церковным пением и основами православия, изучали русский язык.
Советская система обучения

Образование в Советском Союзе напоминает нынешнюю систему, но имеет некоторые отличия. В 1918 году учеба не была обязательной и начиналась с восьми лет, имея две ступени: первую с 8 до 13 лет и вторую с 14 до 17. В учебный план не включались религиозные дисциплины.
Обязательное общее образование для каждого ребёнка появилось менее века назад — только в тридцатых годах прошлого столетия. В 1958 году обучение в школе стало десятилетним. После школы каждый выпускник обязан был получить среднее профессиональное образование. Одиннадцать классов в школьной системе появились в 1980 году.
Современная российская школа

BearFotos/Shutterstock.com
Система образования России закреплена Законом «Об образовании» с 2012 года. Такую систему считают одной из самых приемлемых и передовых мировых, так как закон предусматривает и признает форматы семейного обученияВ этой ситуации родителями осуществляется образование детей — самостоятельно, с помощью репетиторов или специализированных онлайн-школ.
Не беспокойтесь о ребёнке в школе или во время возвращения домой. Установите контроль над местоположением и маршрутом его движения. Внимательно следите за звуками в окружении. При невозможности связаться – отправьте громкий сигнал через приложение. «Где мои дети».
Кто и зачем придумал домашнее задание?
Понятие «домашку» сегодня в среде учащихся России воспринимается как негативное слово. Задания на домашнюю работу требуют много времени и энергии, часто лишая возможность заниматься любимым делом, общаться и заботиться о себе.
С появлением первых школ существовала одна или другая форма домашнего задания. Учителя Древнего Египта оставляли ученикам темы для размышлений по окончании занятий. Над этими темами необходимо было подумать во время досуга и подготовиться к дискуссии, которая произойдет на следующий день в классе.
Для чего нужны домашние задания?

Dikushin Dmitry/Shutterstock.com
Домашние задания хотя бы иногда могут казаться ученикам наказанием или вторжением в их личное время, но всё же они имеют значение.
Выполняя упражнения самостоятельно, читая и запоминая материал по пройденной теме, можно глубже её изучить.
Подобным образом возможно продолжать изучение информации в удобном для каждого учащегося темпе и комфортной среде, что благоприятствует лучшей усвоеваемости.
Подводя итоги, достоинства домашних заданий состоят в:
- Развитие навыков тайм-менеджмента:Домашние задания всегда привязываются к сроку выполнения (дедлайну). Это позволяет учащимся планировать время и составлять расписание, обеспечивающее своевременное выполнение работы. Такой подход будет полезен в будущей профессиональной деятельности.
- Советы по улучшению концентрации во время учёбы и освоению материала. В школах ученики встречают множество отвлечений. Материал бывает непросто усвоить за короткое время. Домашние задания предоставляют возможность переработать и запомнить изученный материал.
- Прокачка исследовательских навыков:Некоторые домашние задания требуют от учеников поиска дополнительной информации. Благодаря такому типу заданий студенты учатся находить информацию, определять надёжные источники и эффективно обрабатывать большие объёмы данных.
В чём состоит опасность домашних заданий?

Stokkete/Shutterstock.com
Дискуссии о пользе домашних заданий продолжаются в российской научной среде уже много веков. Первые сомнения появились в XIX веке. В наши дни против чрезмерной нагрузки за пределами школы тоже немало сторонников — вот несколько самых убедительных аргументов, призывающих отменить «домашку».
Из-за домашних заданий случаются конфликты в семьях.
Вздохнув при прочтении этого пункта, родители школьников морально поддержат друг друга! Необходимость проверять домашнее задание у своего ребенка часто вызывает раздражение, которое становится причиной семейных конфликтов. Ведь для уверенности в правильности выполнения упражнения или помощи ребенку, застрявшему на сложной задаче, нужно самому разбираться в теме на высоком уровне. Однако далеко не все из нас хотя бы смутно помнят школьный курс химии. А некоторые предметы вообще давались с трудом в собственном школьное время. Раздражение и ухудшение психологической атмосферы в доме — закономерный результат.
Её слишком много и она слишком сложная

Arsenii Palivoda/Shutterstock.com
В дневнике старшеклассника порой домашнее задание по каждому предмету не помещается в отведенную графу. Такой объём заданий выдаёт не одна учительница, а предусмотрено методическими материалами.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам, старшеклассник может уделять не более 3,5 часов в день выполнению домашних заданий.
Фактически объем поручений настолько велик, что для его выполнения требуется многократно больше времени. Более того, практически половину рабочего времени (при условии, что взрослые трудятся по восемь часов в день), предлагается отдать учебе после полноценного учебного дня.
Чрезмерная нагрузка может привести к негативным последствиям: эмоциональному выгоранию, истощению, нервным срывам, тревожным расстройствам, проблемам со сном и депрессии.
«Домашка» не имеет высокой эффективности
Система домашнего задания ставит перед собой благие цели – облегчить усвоение материала. «Школа для детей, а не наоборот»Психолог Альфи Кон выпустил работу, где приводит данные исследований о том, что выполнение домашнего задания не влияет на успеваемость младшеклассников. Есть и другие исследования, которые указывают на отсутствие пользы домашних заданий для детей до 11 лет.
Домашние задания могут быть полезными для школьников, начиная с 11 лет.
Разнообразные задания по каждому предмету, способствующие самостоятельному мышлению и творчеству, принесут пользу только в том случае, если они будут таковыми. Повторение однотипных заданий для отработки правил или формул, а также механическая запоминание текста из учебника – безрезультатное занятие.
Обстановка с уроками за пределами школы в разных государствах.

Ben Molyneux/Shutterstock.com
В образовательных учреждениях многих стран тенденция заключается в уменьшении объема и упрощении домашних заданий.
В США домашние задания у учеников с первого по четвертый класс отсутствуют. Они появляются только начиная с пятого класса, но даже тогда школьники проводят не более шести часов в неделю на подготовку уроков дома. В некоторых европейских странах, таких как Германия и Швейцария, дети тратят на самостоятельное обучение не более трёх часов в неделю.
Финляндия известна высоким уровнем образования. В этой стране отсутствует общее домашнее задание для всех учеников класса. Для каждого ребенка создается индивидуальный план обучения, где домашние задания встречаются не так часто.
В России и во Франции запрещено назначать домашние задания первоклассникам, но в обеих странах педагоги часто не соблюдают это правило.
А можно вообще без домашних заданий?

fizkes/Shutterstock.com
Можно. В России есть школы, где не задают домашние задания. Такие – частные, например, с методикой Монтессори. Там считают, что ребенок сам найдёт интересующую его информацию.
Принудительная дополнительная работа может полностью погасить интерес ученика к трудным для него предметам. В результате это может привести к уклонению от занятий и рассеянному поведению на уроках, снижая успеваемость.
Кратко подытожим: домашние задания существуют с тех пор, как появилась школа.
Виды занятий и домашних заданий менялись, но не всегда были эффективными и удобными. Сейчас система образования всё больше уделяет внимание тому, чтобы заинтересовывать детей, а не принуждать их к учебе. Важно также учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка в процессе обучения.