Изображения: Depositphotos, иллюстрации — Юлия Замжицкая.

Дарья Дягелец, учитель истории из Перми, делится своим опытом о том, как можно сменить профессию и стать педагогом, даже если призвание открылось не в годы учебы.

Кем я работала до школы

В туристической компании долгое время трудилась помощником руководителя и маркетологом. До настоящего маркетолога, кажется, так и не доросла. Образование историческое, на новую специальность переучиваться не пришлось, уверена, выполняла работу поверхностно. Может быть, просто мощный комплекс самозванца.

Работа приносила удовольствие общением с людьми, интересующимися путешествиями и открытием нового. Приятно было совершать поездки по России, странам ближнего зарубежья.

Меня не устраивала ориентация компании только на продажах. Хотелось постоянных исследований, новых задач. В итоге стало просто скучно.

Как решилась поменять специальность

В 2014 году меня заинтересовало изменить специализацию. В туристическом бизнесе тогда происходили сложные времена: несколько крупных туроператоров и авиакомпаний покинули рынок, курс доллара резко вырос. Этот кризис стал причиной моего давно принятого решения искать работу по специальности — истории, которой я увлечена.

Решение пришло неожиданно: увидела несколько друзей, которые внезапно направились в школу, и у меня возникло…

Вот тебе и раз! Что они позволят?! С ума сошли, совсем?! В школе тут делать нечего. А почему я не могу?

Не могу до сих пор понять смысл своего поступка. 1 сентября 2014 года я выслала резюме в несколько школ наугад. Из одной получили и предложили…

«Караул, что за приключения! Нужно туда же!»

Почему именно преподавание

Первое: из любопытства. Смогу ли я?

Мне нравится сотрудничать с людьми любого возраста.

Мне было непонятно, какие еще варианты работы у меня были как историка, потому что я хотела заниматься только историей.

Я с большим удовольствием занимаюсь обучением, восхищаюсь процессом постижения знаний, когнитивистикой. На мой взгляд, это ключевая причина моего труда в школе: я непрерывно учусь и передаю знания.

Как я переучивалась на учителя

Я прошла дополнительные курсы для повышения квалификации и получила диплом, подтверждающий мои знания.

Я посмотрела, что предлагает рынок. Тогда с этим были большие проблемы (в общем-то, есть и сейчас): все очные и очно-заочные курсы, которые предлагались в городе, казались скучными и тупыми. Поэтому подходящий вариант нашла в интернете. Провела поиск каждого преподавателя, показалось мне, что преподаватели компетентны, понравился учебный план. Я купила курсы и с увлечением их прошла.

Прошло полгода на обучении, совмещение с работой не составило труда. В отличие от нынешних онлайн-курсов, это было совсем другое обучение. Требовалось непрерывно слушать лекции по три часа и выполнять задания, которые никто не проверял, кроме последней квалификационной работы. Таким образом, пришлось выполнить значительно больше работы, чем многие современные курсы требуют от своих студентов.

Получив желанную корочку, я не прекратила обучение и продолжаю проходить разные специализированные программы.

С какими трудностями столкнулись первоначально?

У меня возникали главным образом экзистенциальные трудности: каждый день я убеждала себя в том, что имею право на профессию учителя.

Было страшно. Чувствовала себя некомпетентной, боялась сделать ошибку или быть уличена в незнании чего-то. Мечтала найти правильный баланс между строгостью и добротой, но не знала как его достичь. Страх перед непредвиденными ситуациями, которые постоянно случались в классе и коридорах школы, только усиливал волнение.

Все время крутились мысли о работе, даже во время отдыха. Это было очень плохо, такое никому не пожелаешь. Потом трудности исчезли, поскольку довела себя до доказательства всего. Страх всего — пустая трата нервов. Что-то происходило, я решала это, просила помощи у кого-нибудь — и всё. Трудно найти баланс между работой и жизнью, но думаю, что сейчас нашла его.

Когда я только начала ходить в школу, думала, что смогу стать как Холден Колфилд (герой романа Д. Сэлинджера) и спасать детей. К счастью, первые три года работы развеяли этот бред: поняла, что никто не хочет быть спасённым. Нужно просто трудиться и получать удовольствие от своей работы.

Что нравится и не нравится в школе

Новая работа подарила мне счастье и уверенность в себе. В школе, как и в походе или экстренных ситуациях, я чувствую себя очень живым человеком. Каждый день — вызов, встреча с интересными людьми. Меня восхищает процесс обучения человека.

Эта работа, подобно иной какой, развивает самые разнообразные умения. Даже те, что не связаны непосредственно с твоей специальностью.

Думаю, что зарплаты учителей должны быть выше. Потому что желая достойно зарабатывать, приходиться очень много работать.

Кроме того, отсутствует системная помощь для классных руководителей и новичков в педагогике. Программы профессионального развития, предлагаемые школой, преимущественно устарели и организованы формально.

Ещё нет дружественных встреч учителей без формальностей.

Не жалею ли я о принятом решении

Впрочем, мне кажется, это необыкновенно увлекательное приключение. Хотелось бы пережить его заново, но уже с учебой в медуниверситете для работы гинекологом. Это не из-за разочарования, а просто из любопытства.

В школе случаются разные неприятности, но за восемь лет я выработала правило: разберусь, что под моим контролем, и фокус поставлю именно туда.