Фото: img.freepik.com

Изображение: Depositphotos. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Марина Моисеева, независимый эксперт, кандидат педагогических наук и бывший директор московской школы № 1540, высказывается о будущих тенденциях высшего образования в России.

Страна готовится к возвращению специалитета вместо системы 4+2. Хочется обсудить не содержание реформы, а финансирование будущих студентов, которым государство предлагает учиться 5-6 лет. Кто будет содержать их в возрасте с 18 до 24 лет? Давайте вспомним, как проходило обучение по этой системе.

В конце 1980-х годов я окончила специалитет в МГПИ по дневной форме обучения. Два последних года из пяти лет трудилась учителем географии и английского с нагрузкой 18 часов в неделю. К тому времени была замужем и жила отдельно от родителей. Как это удавалось?

Тогда обычная стипендия составляла 40 рублей, а у «ленинских стипендиатов» — 56. Мой бюджет состоял из 56 рублей (стипендия) + 50 рублей (в школе) + частных занятий английским один раз в неделю за 5 рублей. Итого — 126 рублей в месяц. На эти деньги плюс на повышенную стипендию мужа — около 70 рублей в месяц — мы и жили без всякой финансовой помощи от родителей. И денег на всё хватало. Моя мама и отчим, всю жизнь проработав инженерами, получали не больше 120 рублей. Вот такой семейный бюджет.

Планируется ли повышение выплат для студентов, обучающихся пять-шесть лет? По информации, которой располагаю, сегодняшней стипендии хватает лишь на покупку книги или разовое снабжение на два-три дня. Что же делать студентам: пять лет зависеть от родителей или оставлять учебу после первой сессии из-за недостатка средств? Не из-за неуспеваемости, а потому что учёба требует много сил и времени, при этом ещё приходится работать.

В период обучения моих детей в университетах я наблюдала, как много талантливых и перспективных ребят получали академические отсрочки или уходили из вузов уже спустя полгода, осознав, что высшее образование — это хорошо, но с этим нужно еще уметь жить.

Профе sional’noe образование по одной дисциплине — это длительный и затратный период жизни человека. В меняющемся мире, где всё предсказуемо, это бессмысленно. Вузовское обучение без связи с рынком труда не обеспечит хорошую и высокооплачиваемую работу в будущем. исследование НИУ ВШЭ.

Перед принятием масштабных преобразований целесообразно изучить проблему и проанализировать любую реформу с разных точек зрения, учитывая жизнь студентов и динамичную среду обучения.

Если тенденция сохранится, то возможно скоро вообще отменят конкурсы на поступление в университеты. В нашей не очень обеспеченной стране мало семей смогут содержать ребенка до 24 лет и давать ему возможность учиться в вузе. Большая часть ребят пойдет получать профессиональное образование в колледжах. Этот процесс уже начался…